2 августа Совет Федерации одобрил пакет законов, направленных на противодействие распространения в информационном пространстве деструктивного контента в виде треш-стримов.
Так, вносятся поправки (законопроект № 506252-8) в Закон об информации, информационных технологиях и о защите информации и отдельные законодательные акты РФ. Согласно поправкам владелец сайта или страницы в интернете будет обязан осуществлять мониторинг информации, оскорбляющей человеческое достоинство и общественную нравственность, выражающей явное неуважение к обществу, содержащей изображение действий с признаками противоправных, в том числе насильственных, и распространяемой из хулиганских, корыстных или иных низменных побуждений. Мониторинг будет осуществляться в целях блокировки указанного контента. Закон вводит внесудебный порядок ограничения Роскомнадзором по требованию генерального прокурора и его заместителей доступа к такой информации.
Второй закон (законопроект № 506240-8) вносит поправки в Уголовный кодекс РФ в целях совершенствования уголовной ответственности треш-стримеров. Поправками вводится новое обстоятельство, отягчающее ответственность, – совершение умышленного преступления с публичной демонстрацией, в том числе в СМИ или информационно-телекоммуникационных сетях, включая интернет. Устанавливается, что факт ведения таких трансляций станет квалифицирующим признаком по 10 статьям УК, наиболее часто встречающимся в практике треш-стримеров: убийство; умышленное причинение вреда здоровью; побои; истязание; угроза убийством или причинением тяжкого вреда здоровью; похищение человека; незаконное лишение свободы; использование рабского труда. По указанным составам вводится дополнительное наказание – лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, что позволит судам ограничивать преступникам доступ в интернет.
Как пояснили авторы поправок, совершение указанных преступлений с публичной демонстрацией значительно повышает общественную опасность этих деяний, поскольку посягает не только на жизнь и здоровье, свободу, честь и достоинство конкретных лиц, но также на общественную безопасность и общественный порядок, вводя данное преступное поведение в ранг допустимого и возможного для неограниченного круга лиц. Зрителями данных трансляций становятся преимущественно дети и молодые люди, как правило, с несформировавшимися психикой и ценностями. Трансляции формируют ощущение, что данные действия можно повторять, что уже сейчас повлекло случаи подражания известным треш-стримерам.
Третий закон (законопроект № 506241-8) вносит корреспондирующие изменения в Кодекс об административных правонарушениях РФ. Если действия треш-стримеров не содержат признаков уголовно наказуемого деяния, они будут привлечены к административной ответственности. Размер административного штрафа для граждан составит от 50 тыс. до 100 тыс. руб.; для должностных лиц – от 100 тыс. до 200 тыс. руб.; для юридических лиц – от 800 тыс. до 1 млн руб. При этом предусмотрено изъятие оборудования, использованного для ведения трансляций.
Авторы поправок подчеркнули, что в настоящее время в России среди определенной категории лиц стали популярны треш-стримы, которые, используя сеть «Интернет», играют на садистских инстинктах определенного сегмента интернет-пользователей: организуют общедоступные трансляции в прямом эфире, в ходе которых совершаются деяния с особой жестокостью, садизмом, издевательством, а также мучениями для потерпевшего. В пояснительной записке к одному из законов отмечается, что по данным исследования, проводившегося социологическим центром при поддержке Комитета Госдумы по молодежной политике, 78,3% респондентов считают такой вид контента опасным и согласны с необходимостью его блокировки. Инициаторы поправок констатировали, что действующее законодательство не содержит в себе работающих механизмов, позволяющих бороться с распространением треш-стримов: возбудить уголовное дело, если не совершено тяжкое или особо тяжкое преступление, порой невозможно, а когда преступление совершено – становится уже поздно. В связи с этим и были разработаны данные законы.
Комментируя принятые законы, адвокат МКА «Корпорация адвокатов Москвы» Тимур Харди подчеркнул, что они, без сомнения, являются социально значимыми и полезными, поскольку направлены на повышение уровня правопорядка, защиту прав и законных интересов российских граждан. «Треш-стримы часто предполагают совершение правонарушений и преступлений в прямом эфире, что приводит сразу к нескольким негативным последствиям: во-первых, противоправные действия совершены; во-вторых, их совершение пропагандируется и отдельные лица могут захотеть повторить подобные действия; в-третьих, данные эфиры негативно отражаются на психическом здоровье граждан, включая несовершеннолетних», – отметил он.
Тимур Харди согласен с тем, что введение подобных трансляций, без состава уголовного преступления, должно наказываться по КоАП РФ. По его мнению, законом установлены внушительные штрафы, что должно остановить подобных стримеров от демонстрации своих хулиганских действий. «Однако следует отметить, что реальные результаты законодательных инициатив можно будет оценить позже, когда сформируется соответствующая судебная практика по данным делам. Кроме того, не стоит забывать о профилактической работе с блогерами и стримерами, направленной на разъяснение им всех последствий подобных действий. Лица, организующие подобные съемки, должны понимать, что наказание за их противоправные действия будет неотвратимым и достаточно серьезным, что за такой треш-стрим можно будет получить клеймо судимого на всю жизнь и провести до двух лет в исправительной колонии. В целом перечисленные законодательные инициативы, вне всяких сомнений, полезны для наведения порядка в российском медийном пространстве», – прокомментировал адвокат.
Партнер UNIO law firm Егор Филин считает, что принятие названных законов – это еще один яркий пример того, как законодатель не успевает за развитием общественных отношений, так как предложение о запрете или ограничении треш-стримов было еще несколько лет назад. «Странно, что при наличии объективной общественной опасности таких деяний мы получили одобренные законы только сегодня. Надеюсь, что статья не станет “резиновой" для огромного сегмента стримеров и блогеров, а критерии отнесения такого контента к “трешу” будут максимально корректными», – поделился мнением адвокат.
Адвокат, член Комиссии по правам человека АП Санкт-Петербурга Андрей Федорков заметил, что внесенные в Закон об информации и КоАП РФ изменения можно расценить как направленные на ограничение конституционного права на свободу распространения информации и свободу слова. По его мнению, эти нормы содержат весьма «резиновые» формулировки, которым будет неизбежно придаваться расширительное толкование, а потому они не соответствуют принципу правовой определенности.
«Как быть с художественными произведениями, литературой, фильмами, во многих из которых при желании можно найти целый набор информации, которая способна “оскорбить достоинство и нравственность”? Хотя примечание 3 к ст. 13.15 КоАП РФ и уточняет, что действие положений ч. 12 этой статьи не распространяется на произведения науки, литературы, искусства, но при этом оно содержит оговорку, что такие произведения должны иметь “историческую, художественную или культурную ценность”. Кто будет на практике определять, является ли информация “оскорбляющей человеческое достоинство и общественную нравственность”, выражает ли она “явное неуважение к обществу”, содержит ли она изображение действий, “с признаками противоправных” и имеют ли те или иные произведения “историческую, художественную или культурную ценность”? Исходя из сложившейся правоприменительной практики решение этого вопроса будет отдано на откуп ангажированным экспертам, которые сформулируют такие выводы, о которых попросит правоохранитель», – рассуждает Андрей Федорков.
Вместе с тем адвокат считает обоснованными поправки в УК РФ, поскольку проблема с публичной демонстрацией треш-стримов действительно имеет место и такие действия несут общественную опасность.