28 февраля 2020 г. Басманный районный суд ограничил срок, в течение которого защитники адвоката АП г. Москвы, управляющего партнера АБ «Дагир Хасавов и партнеры – Драконта» Дагира Хасавова смогут ознакамливаться с материалами уголовного дела своего доверителя (постановление имеется у «АГ»). Суд посчитал, что те защитники, которые еще не приступили к ознакомлению, за 4 дня успеют проанализировать 12 томов дела, в которых содержатся почти 30 электронных носителей информации.
7 февраля адвокату предъявили «итоговое» обвинение
Напомним, Дагир Хасавов был задержан 17 сентября 2019 г. в Лефортовском районном суде г. Москвы прямо перед началом судебного заседания по уголовному делу экс-министра экономики Республики Дагестан, которого он защищал. Позднее адвокату было предъявлено обвинение по ч. 1 ст. 294 и ч. 4 ст. 309 УК. По информации СКР, Дагиру Хасавову вменяется воспрепятствование осуществлению правосудия путем принуждения потерпевшего к даче ложных показаний, соединенного с шантажом и совершенного организованной группой.
18 сентября 2019 г. Басманный районный суд г. Москвы удовлетворил ходатайство следователя об избрании Дагиру Хасавову меры пресечения в виде заключения под стражу. Как сообщала пресс-служба ФПА, 15 января Басманный районный суд г. Москвы в очередной раз продлил срок содержания адвоката под стражей (на этот раз – до 16 апреля 2020 г.), несмотря на то, что защитники Дагира Хасавова просили суд учесть возраст и состояние здоровья их доверителя.
Из постановления судьи Басманного районного суда от 28 февраля 2020 г. следует, что 7 февраля Дагиру Хасавову в окончательной редакции было предъявлено обвинение в совершении преступления, предусмотренного ч. 4 ст. 309 УК РФ.
Сторона обвинения попросила ограничить срок ознакомления с делом
Следователь Главного управления по расследованию особо важных дел Следственного комитета РФ обратился в Басманный районный суд с ходатайством об установлении Дагиру Хасавову и его 17 защитникам срока для ознакомления с материалами уголовного дела.
В своем ходатайстве следователь указал, что 10 февраля 2020 г. Дагира Хасавова в присутствии защитника Максима Ижикова уведомили об окончании следственных действий, о чем был составлен протокол, в нем же обвиняемый заявил ходатайство об ознакомлении с материалами уголовного дела как лично, так и с помощью защитника. Остальные адвокаты Хасавова, по словам следователя, в тот же день были письменно уведомлены о необходимости явки для ознакомления с материалами уголовного дела, начиная с 13 февраля 2020 г. Сам обвиняемый приступил к ознакомлению 13 февраля 2020 г. При этом материалы уголовного дела объединены в 12 томов, в качестве доказательств приобщены около 30 электронных носителей информации.
Обосновывая необходимость установления конкретного срока для ознакомления с материалами дела, следователь указал, что адвокаты были уведомлены 10 февраля 2020 г., но «ни разу не явились для выполнения требований ст. 217 УПК РФ».
Сторона обвинения привела те факты, которые, по ее мнению, «явно свидетельствуют о намеренном затягивании времени ознакомления с материалами уголовного дела, которые выражены в отказах от ознакомления». Так, 18 февраля 2020 г. адвокат Юрий Борисов, прибывший в место ознакомления обвиняемого Хасавова с материалами уголовного дела, по словам следователя, отказался от ознакомления с предоставленными ему материалами уголовного дела, мотивировав свой отказ отсутствием у него письменного уведомления об окончании следственных действий.
Следователь также указал на то, что обвиняемый в период с 13 по 18 февраля ознакомлялся с двумя томами в день, а 19, 20 и 21 февраля 2020 г. отказался от ознакомления. 25 февраля Дагир Хасавов ознакомился только с одним томом и от дальнейшего ознакомления снова отказался, хотя, по мнению следователя, «при средней интенсивности его ознакомления» обвиняемый мог бы оперативно закончить ознакомление с оставшимися материалами.
Затягиванием процесса следователь счел как неявку отдельных защитников для ознакомления с материалами дела, так и то, что другие адвокаты к 28 февраля не успели закончить ознакомление. То, что Хасавов не отказался от услуг защитников, которые ранее неоднократно не являлись для участия в производстве следственных действий и осуществления его защиты и не пришли на ознакомление, по мнению стороны обвинения, свидетельствовало о согласованных действиях обвиняемого и его адвокатов, направленных на «явное и преднамеренное» затягивание сроков предварительного следствия и сроков ознакомления с материалами уголовного дела.
Следователь решил, что для ограничения срока ознакомления с материалами дела имеет значение то, что Дагир Хасавов является «профессиональным юристом, свободно владеет русским языком, т.е. имеет возможность писать и читать на русском языке, на протяжении длительного времени работает адвокатом, в том числе участвовал в уголовном судопроизводстве, и имеет профессиональные навыки изучения, обработки и анализа большого массива процессуальных документов». Указанное, по словам стороны обвинения, говорит о возможности обвиняемого ознакомиться с материалами дела оперативно.
Следователь настаивал на том, что процесс ознакомления не представляет особой сложности для обвиняемого и его защитников, поскольку со значительной частью материалов они ознакомились в ходе расследования. Кроме того, некоторые адвокаты делали копии материалов, а значит, имеют возможность обмениваться ими между собой и другими защитниками, а также представить их обвиняемому, полагает сторона обвинения.
Все обозначенное, с точки зрения следствия, говорит о том, что Дагир Хасавов и все его адвокаты злоупотребляют своими уголовно-процессуальными правами и стремятся затянуть процесс ознакомления, что создает угрозу реализации прав других участников уголовного процесса на доступ к правосудию в разумный срок, препятствует уголовному преследованию и назначению виновным справедливого наказания. На этом основании следователь попросил установить срок ознакомления с материалами уголовного дела Дагиру Хасавову и его защитникам до 5 марта 2020 г. включительно.
Защитники заявили о нарушении правил уведомления
В судебном заседании адвокаты АП г. Москвы Юрий Борисов и Нариман Аджиев, а также адвокат АП Московской области Гаянэ Теванян настаивали на том, что защитники Дагира Хасавова не были своевременно уведомлены о дате окончания предварительного следствия и о возможности ознакомления с материалами уголовного дела. Они не отрицали, что до 5 марта 2020 г. обвиняемый успеет ознакомиться со всеми материалами. Однако обратили внимание суда на то, что материалы дела нужно проанализировать и что Дагиру Хасавову потребуются консультации с адвокатами, а им – время для подготовки необходимых ходатайств.
Басманный суд поддержал позицию обвинения
Суд согласился с тем, что в соответствии со ст. 217 УПК РФ обвиняемый и его защитники вправе ознакомиться со всеми материалами уголовного дела без ограничения во времени. В то же время по смыслу закона ознакомление с материалами уголовного дела является правом обвиняемого, реализуя которое, он реализует право на защиту от обвинения. Для этого, добавил суд, следователь обязан обеспечить стороне защиты возможность ознакомления со всеми материалами уголовного дела, а также возможность выписывать любые сведения, снимать копии с документов.
Суд пришел к выводу, что следственные действия по делу были окончены 7 февраля 2020 г., о чем следователь уведомил обвиняемого и его адвокатов в соответствии с УПК РФ. Далее им была предоставлена возможность для реализации права на ознакомление с материалами уголовного дела.
Изучив ходатайство следователя, Басманный районный суд г. Москвы счел, что оно не нарушает права обвиняемого и его адвокатов и не препятствует реализации права Дагира Хасавова на защиту. На этом основании заявление следователя было удовлетворено. «Доводы защиты о необходимости предоставления им дополнительного времени для окончания ознакомления, <…> чтобы дать им возможность подготовить ходатайства и проанализировать материалы дела, суд считает не основанными на законе, поскольку ст. 217 УПК РФ предусматривает право обвиняемого и его защитника на ознакомление с материалами уголовного дела и проведение каких-либо иных мероприятий, кроме ознакомления с материалами уголовного дела, уголовно-процессуальным законом не предусмотрено», – заключил суд.
Комментарий адвоката Дагира Хасавова
По словам Юрия Борисова, никто из адвокатов, кроме Максима Ижикова, который в тот момент находился в СИЗО, заблаговременно не получил уведомление об окончании следственных действий.
В постановлении суда указано, что 10 февраля 2020 г. Максим Ижиков присутствовал при уведомлении Дагира Хасавова об окончании следственных действий и что остальным адвокатам в тот же день было направлено соответствующее письменное уведомление. Однако Юрий Борисов сообщил «АГ», что датированное 10 февраля уведомление было направлено ему 20 февраля, а прибыло в почтовое отделение только 22 февраля. Адвокат подчеркнул, что узнал об окончании следственных действий лишь 26 февраля из электронного письма следователя (письменное уведомление он получил чуть позже).
На следующий день следователь электронным письмом уведомил Юрия Борисова о том, что 28 февраля в Басманном районном суде состоится рассмотрение ходатайства об установлении срока для ознакомления с материалами уголовного дела для Дагира Хасавова и его адвокатов. При этом, подчеркнул адвокат, от суда не поступала информация о дате и времени проведения заседания. Более того, не было этих сведений и на сайте Басманного районного суда. «Похоже, что следователь стал выполнять функции помощника судьи», – иронично заметил Юрий Борисов.
Адвокат сообщил, что он предоставил в материалы дела копию конверта, которая подтверждала, что уведомление об окончании следственных действий было отправлено 20 февраля и прибыло в почтовое отделение через два дня – 22 февраля. «При этом первый рабочий день после этого – 25 февраля, а уже 27 февраля следователь сообщил о том, что 28 февраля суд рассмотрит ходатайство об установлении четкого срока для ознакомления с материалами 12 томов уголовного дела Дагира Хасавова», – пояснил Юрий Борисов. По его мнению, утверждения следователя о затягивании процесса со стороны защиты возмутительны, поскольку ни сам обвиняемый, ни его защитники объективно не смогли бы ознакомиться с материалами объемного дела за столь короткий срок. Суд приобщил копию конверта к материалам дела, однако не учел довод защитника при вынесении постановления.
Адвокат полагает, что Басманный районный суд установил слишком короткий срок. «Фактически у всех нас есть 4 дня на ознакомление с 12 томами дела. При этом в своем постановлении судья не установила даты получения уведомлений защитниками», – пояснил он. Юрий Борисов также обратил внимание на тот факт, что постановление от 28 февраля 2020 г. об установлении этого срока не вступило в законную силу, на его оспаривание у стороны защиты есть 10 дней. При этом предоставленный для ознакомления с материалами дела срок закончится раньше, чем срок для оспаривания этого акта. Юрий Борисов подчеркнул, что постановление очевидно нарушает права Дагира Хасавова и его адвокатов и обязательно будет обжаловано.
Оперативный комментарий от АП г. Москвы, представитель которой участвовал в заседании, получить не удалось.