24 июня Президент РФ подписал Указ № 411 «О внесении изменений в Дисциплинарный устав Вооруженных Сил Российской Федерации, утвержденный Указом Президента РФ от 10 ноября 2007 г. № 1495, и Устав военной полиции Вооруженных Сил Российской Федерации, утвержденный Указом Президента РФ от 25 марта 2015 г. № 161».
Поправки в Дисциплинарный устав Вооруженных Сил РФ
Общие положения
В частности, Дисциплинарный устав Вооруженных Сил РФ дополнен ст. 10.1, согласно которой дисциплинарный арест назначается по решению командира воинской части (начальника органа управления другими войсками), начальника органа военной полиции или начальника гарнизона за совершение военнослужащим грубого дисциплинарного проступка в случаях и по основаниям, которые предусмотрены Законом об особенностях применения и исполнения дисциплинарного ареста в отношении военнослужащих, принимающих участие в специальной военной операции (от 8 августа 2024 г. № 231-Ф3).
Порядок применения поощрений
Кроме того, Устав дополнен ст. 35.1, в которой указано, что право снятия дисциплинарного взыскания дисциплинарного ареста принадлежит:
а) после исполнения постановления судьи гарнизонного военного суда о назначении дисциплинарного ареста – командиру воинской части;
б) после исполнения приказа командира воинской части (начальника органа управления другими войсками), начальника органа военной полиции или начальника гарнизона о назначении дисциплинарного ареста – командиру (начальнику), имеющему такое право в соответствии со ст. 35 настоящего Устава.
Абзац 1 ст. 36 теперь выглядит так: дисциплинарное взыскание – дисциплинарный арест снимается при условии, если военнослужащий не совершил новый дисциплинарный проступок: с солдат и матросов – не ранее чем через три месяца после исполнения дисциплинарного ареста; с сержантов и старшин – не ранее чем через шесть месяцев; с прапорщиков и мичманов – не ранее чем через год.
Дисциплинарные взыскания
Изменения внесены в абз. 23 ст. 81 документа. Так, командир воинской части (начальник органа военной полиции) незамедлительно, но не позднее двух суток со дня окончания разбирательства по факту совершения грубого дисциплинарного проступка на основании протокола и материалов разбирательства либо принимает решение о направлении протокола и материалов разбирательства в гарнизонный военный суд для принятия решения о применении к военнослужащему дисциплинарного ареста, либо принимает решение о применении к нему иного дисциплинарного взыскания, предусмотренного настоящим Уставом.
Дисциплинарный устав Вооруженных Сил РФ дополнен ст. 81.2 следующего содержания: при назначении дисциплинарного ареста в случаях и по основаниям, которые предусмотрены Законом об особенностях применения и исполнения дисциплинарного ареста в отношении военнослужащих, принимающих участие в специальной военной операции, срок разбирательства по факту совершения грубого дисциплинарного проступка и срок принятия командиром воинской части (начальником органа управления другими войсками), начальником органа военной полиции или начальником гарнизона решения о назначении дисциплинарного ареста определяются в соответствии с названным законом.
Также документ дополнен ст. 90.1, согласно которой решение командира воинской части (начальника органа управления другими войсками), начальника органа военной полиции или начальника гарнизона о назначении дисциплинарного ареста, принятое в случаях и по основаниям, которые предусмотрены Законом об особенностях применения и исполнения дисциплинарного ареста в отношении военнослужащих, принимающих участие в специальной военной операции, исполняется незамедлительно после его принятия.
Устав дополнен ст. 94.1, в соответствии с которой в случаях, предусмотренных Законом об особенностях применения и исполнения дисциплинарного ареста в отношении военнослужащих, принимающих участие в специальной военной операции, срок дисциплинарного ареста, назначенного за один или несколько грубых дисциплинарных проступков, устанавливается командиром воинской части (начальником органа управления другими войсками), начальником органа военной полиции или начальником гарнизона в соответствии с названным законом.
Изменения в Уставе военной полиции Вооруженных Сил РФ
Исполнение в отношении военнослужащих вооруженных сил, других войск, воинских формирований и органов уголовных наказаний и дисциплинарного ареста. Содержание военнослужащих на гауптвахте
В ст. 200 Устава военной полиции, которая разъясняет, какие военнослужащие содержатся на гауптвахте, были внесены изменения. Так, в п. 2 теперь указано, что на гауптвахте содержатся подвергнутые дисциплинарному аресту, но исключено «на срок, указанный в постановлении суда». Пункт 4 признан утратившим силу. Согласно данному пункту на гауптвахте содержатся военнослужащие, задержанные по подозрению в совершении преступления, – не более 48 часов с момента задержания, если в отношении них не избрана мера пресечения в виде заключения под стражу, а в случае отложения судом принятия решения об избрании в отношении подозреваемого меры пресечения в виде заключения под стражу – еще не более 72 часов с момента принятия судом такого решения. Изменен п. 6 данной статьи: согласно его новой редакции на гауптвахте содержатся военнослужащие, осужденные военным судом и содержащиеся под стражей, в отношении которых приговор не вступил в законную силу.
Приложение № 4. О гауптвахте
Направление и сопровождение (конвоирование) военнослужащих на гауптвахту
Приложение № 4 к Уставу военной полиции Вооруженных Сил РФ дополнено п. 1.1 следующего содержания: приказ командира воинской части (начальника органа управления другими войсками), начальника органа военной полиции или начальника гарнизона о назначении дисциплинарного ареста исполняется военным комендантом гарнизона (командиром воинской части, в ведении которого находится гауптвахта) незамедлительно после его принятия.
Изменен абз. 1 п. 3 приложения № 4. Так, основаниями для приема на гауптвахту и содержания на ней являются оформленные в установленном законодательством РФ порядке следующие документы: для военнослужащих, подвергнутых дисциплинарному аресту, – копия постановления судьи гарнизонного военного суда о назначении дисциплинарного ареста либо копия приказа командира воинской части (начальника органа управления другими войсками), начальника органа военной полиции или начальника гарнизона о назначении дисциплинарного ареста; для осужденных военнослужащих – копия приговора суда; для задержанных военнослужащих – копия постановления судьи об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу, копия протокола задержания или протокола о применении мер обеспечения производства по материалам о дисциплинарном проступке.
Кроме того, документ дополнен п. 4.1, согласно которому документы на задержанных военнослужащих, названные в подп. 1, 2 и 4 п. 3 настоящего приложения, в случае их отсутствия при приеме военнослужащих на гауптвахту должны быть представлены в течение 24 часов с момента приема военнослужащих старшине гауптвахты, а в его отсутствие – начальнику гауптвахты (начальнику караула). Старшина гауптвахты передает указанные документы начальнику гауптвахты (начальнику караула) незамедлительно после их представления. В случае если такие документы не представлены в установленный срок, военный комендант гарнизона (командир воинской части, в ведении которого находится гауптвахта) принимает меры для их получения.
Содержание на гауптвахте военнослужащих, подвергнутых дисциплинарному аресту
В абз. 2 п. 21 внесены изменения, в соответствии с которыми материалы разбирательства на военнослужащего для применения в отношении него дополнительного дисциплинарного ареста направляются в гарнизонный военный суд, за исключением случая, предусмотренного п. 21.1 настоящего приложения. При этом непрерывный срок дисциплинарного ареста остался прежним – он не должен превышать 45 суток.
Приложение № 4 дополнено п. 21.1. Так, решение о назначении дисциплинарного ареста военнослужащему, совершившему грубый дисциплинарный проступок в период отбывания дисциплинарного ареста, назначенного приказом командира воинской части (начальника органа управления другими войсками), начальника органа военной полиции или начальника гарнизона, на основании представленных протокола и материалов разбирательства по факту совершения грубого дисциплинарного проступка принимают командир воинской части (начальник органа управления другими войсками), в которой военнослужащий проходит военную службу, либо начальник органа военной полиции, в ведении которого находится гауптвахта, на которой содержится военнослужащий. Непрерывный срок дисциплинарного ареста в этом случае не должен превышать 15 суток.
Также изменена редакция абз. 3 п. 23, согласно которой военнослужащие, содержащиеся на гауптвахте, направленные в военно-медицинские организации, после выздоровления возвращаются в воинские части, в которых они проходят военную службу. Решение о дальнейшем отбытии дисциплинарного ареста принимается судьей гарнизонного военного суда, вынесшим постановление о назначении дисциплинарного ареста, либо командиром воинской части (начальником органа управления другими войсками), начальником органа военной полиции или начальником гарнизона, издавшими приказ о назначении дисциплинарного ареста.
Адвокаты неоднозначно оценили поправки
Адвокат Константин Маркин отметил, что внесенные изменения противоречат действующему законодательству – как российскому, так и международному. Так, пояснил он, в ч. 3 ст. 5 Закона о статусе военнослужащих закреплено, что военнослужащие могут быть задержаны или подвергнуты аресту, в том числе в качестве дисциплинарного взыскания, только по основаниям и в порядке, которые предусмотрены федеральными законами, общевоинскими уставами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. «Как видно из данной нормы, главенство имеет закон. В Конституции РФ пока еще действуют нормы, закрепленные в ч. 2 ст. 4, ч. 1, 2, 4 ст. 15, ч. 1 и 2 ст. 17, ст. 18, ч. 1 и 2 ст. 22, ч. 1 ст. 49. Также Россия обязана соблюдать положения п. 1 ст. 2 и п. 1 и 4 ст. 9 Международного пакта о гражданских и политических правах (принят резолюцией 2200 А (XXI) Генеральной Ассамблеи от 16 декабря 1966 г.) (вступил в силу для СССР – 23 марта 1976 г.)», – подчеркнул эксперт.
По мнению Константина Маркина, пока в России действуют Конституция в ее нынешней редакции и Международный пакт о гражданских и политических правах, власти России должны соблюдать указанные документы. «Указ Президента РФ от 24 июня 2025 г. № 411 не соответствует требованиям Конституции РФ, а также п. 1 ст. 2, п. 1 и 4 ст. 9 Международного пакта о гражданских и политических правах. Предоставление командирам воинских частей права ограничивать конституционные права граждан без судебного решения приведет к произволу в соблюдении права военнослужащего на свободу и личную неприкосновенность», – заключил он.
Адвокат, доктор права НИУ ВШЭ, советник РАЕН Вячеслав Плахотнюк отметил, что гауптвахта – традиционный вид наказания в российской и советской армии. «Например, Дисциплинарным уставом ВС СССР 1975 г. предусматривался арест с содержанием на гауптвахте солдат, сержантов, прапорщиков, младших офицеров до 10 суток, а старших офицеров до 5 суток. Это входило в полномочия соответствующего уровня командиров и начальников. Военной полиции тогда не существовало. Советский офицер имел право арестовать солдата за нарушение в его присутствии воинской дисциплины, общественного порядка или правил отдания чести. Сейчас такая форма дисциплинарного взыскания, как арест с содержанием на гауптвахте, к офицерам применена быть не может, а в отношении солдат, сержантов и прапорщиков по общему правилу применяется судом», – подчеркнул адвокат.
Вячеслав Плахотнюк указал, что Закон об особенностях применения и исполнения дисциплинарного ареста в отношении военнослужащих, принимающих участие в СВО, установил возможность внесудебного ареста военнослужащих – не офицеров соответствующими территориями и местом дислокации их воинских частей. Адвокат подчеркнул, что рассматриваемый указ Президента РФ регламентирует процедуры применения дисциплинарного ареста, в том числе за несколько правонарушений, а также вводит правила наложения дополнительных взысканий на военнослужащих, совершивших нарушения правил внутреннего распорядка гауптвахты или грубые дисциплинарные проступки уже под арестом. В предельном случае время непрерывного нахождения на гауптвахте может составить до 45 суток. По мнению Вячеслава Плахотнюка, всякая регламентация и установление процедуры, пусть даже суровых наказаний, лучше, чем беспредельное усмотрение.
Адвокат Андрей Федорков отметил, что сами изменения, предусмотренные указом, носят преимущественно технический характер, поскольку основания и порядок назначения дисциплинарного ареста для военнослужащих, участвующих в СВО, ранее был урегулирован специально принятым в августе 2024 г. для этих целей Законом № 231-Ф3. По сути, вносимые изменения в Дисциплинарный устав ВС РФ и Устав военной полиции приводят их нормы в соответствие с этим федеральным законом, пояснил он.
Эксперт пояснил, что в указанном законе при этом содержится норма, которая предусматривает применение и исполнение дисциплинарного ареста в обычном порядке за те грубые дисциплинарные проступки, которые предусмотрены в п. 2 ст. 28.5 Закона о статусе военнослужащих, но не перечислены в «специальном законе». Иными словами, не за всякий дисциплинарный проступок решение о назначении дисциплинарного ареста вправе принимать командир воинской части, начальник органа военной полиции или начальник гарнизона. «Другой вопрос, что такой “упрощенный” порядок назначения дисциплинарного ареста в целом, конечно, сильно повышает риск возможных злоупотреблений со стороны командования и снижает и без того невысокий уровень гарантий защиты прав военнослужащих от произвола начальства», – подчеркнул Андрей Федорков.