31 мая Правительство РФ утвердило Постановление № 826 «Об установлении признаков неиспользования земельных участков из состава земель населенных пунктов, садовых земельных участков и огородных земельных участков».
В п. 1 документа приведены соответствующие признаки, при наличии хотя бы одного из которых участки из состава земель населенных пунктов, за исключением участков, правовой режим которых не предусматривает строительство и эксплуатацию зданий, сооружений, приусадебных, садовых и огородных участков, считаются неиспользуемыми.
Во-первых, это захламление более чем 50% площади участка предметами, не связанными с его использованием по целевому назначению и разрешенным использованием, или загрязнение отходами производства и потребления, в том числе твердыми коммунальными отходами, при условии в течение одного года и более со дня выявления этих обстоятельств не были выполнены работы по освобождению участка.
Во-вторых, это отсутствие на участке, предназначенном для строительства и размещения зданий, сооружений (за исключением участка, предназначенного для ИЖС), в течение пяти и более лет здания, сооружения, для строительства которых предназначен участок, права на которые зарегистрированы в соответствии с законом. Исключения включают случаи, когда соответствующие права не подлежат государственной регистрации либо признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации в ЕГРН, если иной срок не установлен: разрешением на строительство; решением о комплексном развитии территории или договором о комплексном развитии территории; планом-графиком реализации мероприятий по развитию инфраструктуры территории опережающего развития или планом-графиком реализации инвестиционного проекта на территории опережающего развития; планом-графиком, предусмотренным ч. 4 ст. 23 Закона об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости; судебным актом, в том числе, если судом будет установлено, что правообладатель земельного участка не смог завершить строительство здания, сооружения в связи с действиями (бездействием) органов государственной власти, органов местного самоуправления или лиц, осуществляющих эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения, к которым должны быть подключены (технологически присоединены) здание, сооружение.
Третий признак неиспользования – это отсутствие на участке, предназначенном для ИЖС, в течение семи и более лет дома, право на который зарегистрировано, за исключением случаев, если судом будет установлено, что правообладатель земельного участка не смог завершить строительство дома в связи с действиями (бездействием) органов государственной власти, органов местного самоуправления или лиц, осуществляющих эксплуатацию инженерных сетей, к которым должен быть подключен жилой дом;
Еще одним признаком неиспользования участка является наличие на нем не являющихся самовольными постройками зданий, сооружений, у которых в совокупности разрушены крыша, стены, отсутствуют окна или стекла на окнах, при условии, что правообладатель земельного участка не начал устранять эти обстоятельства в течение года и более со дня их выявления. Исключениями являются случаи, когда такие объекты капитального строительства признаны аварийными и подлежащими сносу или реконструкции. В случае если на участке расположено несколько зданий, сооружений, такой земельный участок считается соответствующим признаку, указанному в настоящем подпункте, если такой признак имеет каждое из находящихся на участке здание, сооружение.
В п. 2 документа закреплены признаки неиспользования приусадебных, садовых или огородных земельных участков, а также участков, правовой режим которых не предусматривает строительство и эксплуатацию зданий, сооружений. Опять же необходимо наличие хотя бы одного из них. Во-первых, это захламление или загрязнение более чем 50% площади участка;
Во-вторых, это наличие на более чем 50% площади участка сорных растений высотой более метра, предусмотренных перечнем сорных растений для установления признаков неиспользования земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения по целевому назначению или использования с нарушением законодательства РФ, или деревьев и кустарников, за исключением деревьев и иных насаждений, являющихся элементами благоустройства и озеленения, при условии если в течение года и более со дня выявления указанных обстоятельств не выполнены работы по очистке участка.
В документе указано, что признаки неиспользования земельных участков из состава земель населенных пунктов, садовых земельных участков и огородных земельных участков не применяются в случае, если на основании судебного акта или акта уполномоченного органа наложен арест, запрет на использование участка в соответствии с его целевым назначением или разрешенным использованием, а также в течение времени, когда участок не мог быть использован по целевому назначению из-за стихийных бедствий или ввиду иных обстоятельств, исключающих такое использование.
Комментируя «АГ» данное постановление, юрист Ольга Михалева отметила, что введение таких критериев направлено на конкретизацию применения ч. 3 ст. 8.8 КоАП РФ о мерах ответственности правообладателя за нарушение обязанности использования участка по целевому назначению в течение установленного срока. Такие нормы для указанных категорий земель с 1 марта введены ст. 85.1 Земельного кодекса РФ и ст. 23 Закона о ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд. «Принятое Постановление Правительства № 826 утвердило конечный перечень конкретных признаков неиспользования, сформулировав для каждого из них срок неиспользования земельного участка по назначению и условия применения соответствующего признака. При этом критерии неиспользования установлены отдельно для участков в составе земель населенных пунктов, предусматривающих строительство капитальных объектов, и для садовых, огородных и приусадебных участков, а также участков с целевым назначением не под застройку», – заметила Ольга Михалева.
По ее мнению, введение признаков неиспользования названных земельных участков должно изменить ранее сложившуюся практику назначения штрафа по п. 3 ст. 8.8 КоАП РФ, когда суды применяли данную норму во взаимосвязи со ст. 284 ГК РФ, ссылаясь на установленный в ней трехлетний срок обязанности использовать земельный участок по назначению. «На недостаточную определенность в этом вопросе указывал в том числе Конституционный Суд в Постановлении от 6 ноября 2024 г. № 50-П/2014. Теперь меры ответственности для правообладателей земельных участков в населенных пунктах, садовых и огородных участков за неиспользование их по назначению увязаны со специальными нормами ЗК РФ и Закона о садоводстве и конкретизированы утвержденными Правительством РФ признаками и условиями их применения», – резюмировала она.
Адвокат Сеймской коллегии адвокатов Дарья Дюмина отметила, что постановление вызывает двоякие впечатления. «С одной стороны, соблюдение требований к использованию земельных участков обеспечит защиту граждан, чьи земельные участки соседствуют с захламленными, заросшими и заброшенными территориями. Предполагается также, что одновременно повысится качество использования земельных ресурсов. Однако требования к садовым, огородным и приусадебным земельным участкам, которые будут считаться неиспользуемыми, если более чем половина их площади в течение года остается покрытой сорными растениями высотой более метра, а также деревьями и кустарниками, которые не связаны с благоустройством и озеленением, выглядят недостаточно объективными, поскольку, пояснила она, у собственника земельного участка и проверяющего инспектора могут быть совершенно разные представления о благоустройстве и озеленении территории», – пояснила она.
Вместе с тем, Дарья Дюмина полагает, что сам факт опубликования закрытого перечня признаков неиспользования земельных участков положительно скажется на возможности собственников земельных участков не допускать обозначенных нарушений и своевременно принимать меры, необходимые для соблюдения законодательства.