С жалобой в КС РФ обратилась бывшая сотрудница УФСИН России по Оренбургской области, которая была уволена с работы в ходе проверки, выявившей нарушение п. «м» ч. 1 ст. 58 «Основания для увольнения из органов внутренних дел» Положения о службе в органах внутренних дел РФ. Заявительница просила признать указанную норму не соответствующей Конституции РФ, так как она устанавливает безусловный и бессрочный запрет на прохождение службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы лицами, имевшими судимость.
Увольнению заявительницы предшествовала проверка, которой было установлено, что она до поступления на службу была осуждена за покушение на обман потребителей, за что ей было назначено наказание в виде штрафа. Однако при трудоустройстве она данный факт не указала, так как считала себя лицом, ранее не судимым, поскольку совершенное ею деяние было ранее декриминализовано.
Суд первой инстанции, удовлетворяя требования заявительницы, указал на то, что сокрытие наличия обвинительного приговора должно было послужить поводом к увольнению по пункту «п» указанной статьи, а не по пункту «м». Областной суд апелляционным определением отменил прежнее решение и отказал заявительнице в удовлетворении ее исковых требований со ссылкой на то, что декриминализация деяния не изменяет факта осуждения лица вступившим в законную силу обвинительным приговором суда. Определением судьи ВС РФ в передаче кассационной жалобы было отказано.
Рассматривая дело, КС РФ указал на то, что схожий вопрос уже был решен в отношении сотрудников МВД России (см. постановления от 21 марта 2014 г. № 7-П и от 11 ноября 2014 г. № 29-П, Определение от 24 сентября 2013 г. № 1415-О и др.). Тогда Суд указал, что увольнение со службы сотрудника, в отношении которого уголовное преследование по делу частного обвинения в связи с примирением сторон прекращено до вступления Закона о службе в органах внутренних дел РФ в силу, – притом что деяние, в связи с совершением которого он привлекался к уголовной ответственности, впоследствии декриминализовано, – ставит его в неравное положение с другими сотрудниками, совершившими аналогичные деяния после их декриминализации, и потому не соответствует конституционному принципу равенства всех перед законом.
Сформулированные по этому вопросу правовые позиции КС РФ могут быть распространены и на соответствующие случаи увольнения со службы сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы.
Так, уголовный закон, устраняющий преступность деяния, смягчающий наказание или иным образом улучшающий положение лица, совершившего преступление, имеет обратную силу, а потому воля федерального законодателя должна учитываться и при применении иных, помимо уголовного, законов, предусматривающих общеправовые последствия совершения лицом уголовно наказуемого деяния.
Таким образом, КС РФ постановил, что оспариваемый пункт Положения о службе в органах внутренних дел РФ не соответствует Конституции РФ в той мере, в какой – по смыслу, придаваемому ему правоприменительной практикой в системе действующего правового регулирования, – он предполагает увольнение со службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы сотрудников, осужденных вступившим в законную силу обвинительным приговором суда, притом что деяния, в связи с совершением которых они были осуждены, на момент решения вопроса о расторжении с ними контракта о прохождении службы и увольнении со службы были декриминализованы.
Комментируя решение Конституционного Суда, адвокат МКА «Совет столичных адвокатов» Вадим Кудрявцев указал, что оно законно и обоснованно, так как человек не может понести наказание за те деяния, которые само государство декриминализировало.
«С практической точки зрения это решение интересно тем, что сейчас идет активная декриминализация, многие уголовные составы уходят в историю и не применяются на практике, часто применяются акты амнистии, которые также полностью освобождают лиц от уголовной ответственности. Однако работодатели, особенно их службы безопасности, формально относятся к этим практикам, продолжая отказывать в трудоустройстве лицам, которые привлекались по уголовным делам лишь только за то, что они были их фигурантами. После этого постановления работодатели и их юридические службы должны учитывать судебную практику по данным делам», – пояснил эксперт.
С данным мнением согласен и адвокат Октябрьской центральной адвокатской конторы г. Белгорода Борис Золотухин. Он также уверен в том, что решение Суда окажет положительное влияние на практику и что его применение не будет ограничиваться только сотрудниками правоохранительных органов. Декриминализированная судимость не должна быть препятствием при трудоустройстве, считает он.