26 апреля в Госдуму была внесена новая редакция проекта поправок в Закон о цифровых финансовых активах, цифровой валюте и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации (законопроект № 237585-8), разработанных, согласно пояснительной записке, в целях закрепления в законодательстве порядка и условий осуществления майнинга цифровой валюты. Поправки вносятся и в иные законодательные акты.
Первая версия законопроекта
Как ранее писала «АГ», законопроект был внесен в Думу в ноябре 2022 г. Тогда предлагалось ввести определение «майнинг цифровой валюты», под которым понималась деятельность по проведению математических вычислений путем эксплуатации вычислительных устройств и программно-аппаратных средств для внесения записей в информационную систему, использующую технологию распределенного реестра, имеющих целью создание цифровой валюты или получение вознаграждения в цифровой валюте. Также разъяснялось, что следует понимать под «майнинг-пулом». Также проект предусматривал запрет рекламы или предложения в иной форме неограниченному кругу лиц как цифровых валют, так и товаров (работ, услуг) в целях организации выпуска и обращения цифровой валюты за исключением майнинга.
Указывалось, что требования к деятельности физических и юридических лиц, осуществляющих майнинг цифровой валюты, в том числе участников майнинг-пула, будут устанавливаться Правительством РФ по согласованию с Банком России, а контроль (надзор) за соблюдением установленных требований предлагается возложить на федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный правительством.
В соответствии с первой версией законопроекта в случае получения цифровой валюты в результате майнинга лицо, осуществляющее майнинг, в том числе участник майнинг-пула, обязано предоставить информацию о получении цифровой валюты, а также информацию об уникальной последовательности символов, используемых для учета операций с цифровой валютой, зачисляемой в результате майнинга, лицу, осуществляющему майнинг (адрес-идентификатор), в порядке и сроки, установленные законодательством РФ о налогах и сборах.
Планировалось установить, что цифровая валюта, полученная в результате майнинга, может быть отчуждена лицом, осуществившим майнинг данной цифровой валюты, при условии, что при совершении сделок с ней не используются объекты российской информационной инфраструктуры. Исключения составляли бы случаи совершения сделок в соответствии с установленным экспериментальным правовым режимом.
Проектом уточнялось, что к отчуждению цифровой валюты, если при совершении сделок с ней не используются объекты российской информационной инфраструктуры, а лица, осуществляющие майнинг цифровой валюты, соответствуют необходимым требованиям, не будут применяться положения Закона о валютном регулировании и валютном контроле.
Новая версия законопроекта
За два года с момента внесения документа в Госдуму проект закона претерпел изменения. В новой версии изменилось определение «майнинг цифровой валюты», теперь под этим понимается деятельность по проведению математических вычислений путем эксплуатации технических средств и программно-аппаратных средств для внесения записей в информационную систему, использующую в том числе технологию распределенного реестра, имеющих целью выпуск цифровой валюты или получение лицом, осуществляющим майнинг цифровой валюты (в том числе участником майнинг-пула), вознаграждения в цифровой валюте за подтверждение записей в информационной системе. Также разъясняется, что следует понимать под «майнинг-пулом» и «оператором майнинговой инфраструктуры».
Под организацией обращения в РФ цифровой валюты предлагается понимать оказание услуг, направленных на обеспечение совершения гражданско-правовых сделок или операций, влекущих за собой переход цифровой валюты от одного обладателя к другому, если хотя бы одной из сторон является юридическое лицо, личным законом которого является российское право, филиал, представительство и иное обособленное подразделение международной организации и иностранного юридического лица, компания и другое корпоративное образование, обладающее гражданской правоспособностью, созданное на территории Российской Федерации, физическое лицо, фактически находящееся в Российской Федерации не менее 183 дней в течение 12 следующих подряд месяцев.
Под организацией обращения в РФ цифровой валюты предлагается понимать оказание услуг, направленных на обеспечение совершения гражданско-правовых сделок или операций, влекущих за собой переход цифровой валюты от одного обладателя к другому, если при осуществлении указанной деятельности используются объекты российской информационной инфраструктуры. Также предложено запретить организацию обращения цифровой валюты, за исключением осуществления майнинга цифровой валюты и деятельности майнинг-пула.
Предлагается наделить Правительство РФ правом устанавливать требования к майнинг-пулу. Кроме того, планируется определить, что цифровая валюта, выпущенная (полученная) в результате майнинга, может быть отчуждена лицом, осуществившим майнинг данной цифровой валюты (в том числе участником майнинг-пула), при условии, что при совершении сделок с ней используются объекты информационной инфраструктуры, не отнесенные к объектам российской информационной инфраструктуры, за исключением сетевых адресов и комплексов программно-аппаратных средств операторов связи. Законопроект устанавливает, что сделки с цифровой валютой, предусмотренные ч. 11 ст. 14 Закона о цифровых финансовых активах, совершаются лицом, осуществившим майнинг данной цифровой валюты, в том числе участником майнинг-пула, от своего имени, за свой счет и в своих интересах.
В соответствии с законопроектом осуществлять майнинг вправе только российские юридические лица и индивидуальные предприниматели, включенные в соответствующий реестр. При этом физические лица, не превышающие установленные Правительством РФ лимиты энергопотребления, вправе осуществлять майнинг цифровой валюты без включения в реестр. Порядок ведения реестра предлагается устанавливать нормативным актом правительства. При этом ИП и также юрлица, учредителями (участниками), бенефициарными владельцами, единоличным исполнительным органом которых являются лица, имеющие неснятую или непогашенную судимость за преступления в сфере экономики, преступления против государственной власти либо за умышленные преступления средней тяжести, тяжкие преступления, особо тяжкие преступления, будут не в праве осуществлять майнинг цифровой валюты.
В пояснительной записке указано, что введение предлагаемого регулирования майнинга, а также установление отдельных требований к такой деятельности позволят легально осуществлять указанную деятельность, декларировать полученный доход, а также обеспечат возможность осуществления надлежащего контроля (надзора) со стороны уполномоченных органов. При этом предусмотрен ряд мер, направленных на обеспечение осуществления контроля за оборотом цифровой валюты, в том числе в целях исключения возможности ее использования для легализации преступных доходов или финансирования терроризма или иного уголовно наказуемого деяния. Так, законопроект предусматривает обязанность лиц, осуществляющих майнинг цифровой валюты, предоставлять в уполномоченный Правительством РФ орган информацию о получении цифровой валюты в результате майнинга, об адресах-идентификаторах, а также полномочие Росфинмониторинга по ведению перечня адресов-идентификаторов, в отношении которых есть основания полагать, что операции по ним осуществлялись в целях отмывания доходов или финансирования терроризма.
В целях урегулирования вопросов энергопотребления при осуществлении майнинга цифровой валюты законопроектом предусматриваются полномочия Правительства РФ по установлению запрета на осуществление майнинговой деятельности в отдельных субъектах Российской Федерации или на отдельных их территориях, а также предусматривается запрет на совмещение такой деятельности с деятельностью, связанной с электроэнергетикой.
По мнению авторов законопроекта, его принятие позволит сформировать правоприменительную практику, которая в том числе будет способствовать обеспечению дальнейшего комплексного регулирования вопросов, связанных с выпуском и оборотом цифровых валют.
Мнения экспертов
В комментарии «АГ» адвокат КА МКА «Сед Лекс», старший партнер ЮК «Альтависта» Валерия Аршинова отметила, что измененный законопроект направлен на ужесточение и контроль за майнинговой деятельностью в Российской Федерации. «Он не предусматривает ОКВЭД, чтобы дать возможность криптокомпаниям и ИП легально и просто регистрироваться и платить налоги, но при этом обязывает направлять отчетность по сделкам и транзакциям в Росфинмониторинг и сообщать о вознаграждениях», – заметила она.
Адвокат обратила внимание на изменение в подходе к вознаграждению: сейчас законодатель предлагает понятие «вознаграждения в цифровой валюте за подтверждение записей в информационной системе», при этом у майнеров есть два вида вознаграждения за подтверждение транзакции и за создание блоков. «Ранее я поясняла, что процедура майнинга различна и зависит от видов оборудования и используемых средств. Так, при одном протоколе работают машины, а при другом – больше необходимо участие человека. Разработчики законопроекта объединили майнинг и стейкинг (Proof-of-Work и Proof-of-Stake). Более часто используется хеширование, то есть преобразование произвольных данных в набор символов фиксированной длины по установленному алгоритму. Как тут рассчитывать налог с вознаграждения? Более того, иногда комиссия за транзакцию рассчитывается индивидуально человеком и не может быть проконтролирована государством», – отметила Валерия Аршинова.
По словам эксперта, вызывает недоумение запрет майнинга для ИП и юрлиц, участники которого были осуждены за совершение преступлений. «Не вижу никакой связи между “деятельностью по проведению математических вычислений путем эксплуатации технических средств и программно-аппаратных средств для внесения записей в информационную систему”, как дает толкование майнингу законопроект, и, например, мошенничеством, вымогательством или умышленным причинением средней тяжести вреда здоровью. И какая ответственность за это будет? Как в данном случае будет распределяться ответственность между компьютером и человеком? Расчеты криптовалютой уже запрещены на территории РФ, а теперь под запретом окажется и совершение сделок с ней, если используются объекты информационной инфраструктуры, не отнесенные законом к российским, за исключением сетевых адресов и комплексов программно-аппаратных средств операторов связи», – прокомментировала адвокат.
По мнению Валерии Аршиновой, законопроект не позволит легализовать майнинг в России, а только стимулирует к нераскрытию информации о кошельках и майнинговой деятельности.
Адвокат АП Свердловской области Михаил Зельдин также считает, что законопроект направлен на усиление контроля за криптовалютой и на ограничение ее обращения на территории РФ. «По действующему Закону о цифровых финансовых активах криптовалюта не может быть средством платежа, но может быть предметом сделок. Статья 10 Закона допускает также работу бирж, торгующих криптовалютой и другими цифровыми финансовыми активами. Новый законопроект блокирует возможность совершения сделок с криптовалютой с использованием российской инфраструктуры. Соответственно, по всей видимости, и функционирование российских криптобирж также будет вне закона», – полагает он.
Вместе с тем, добавил Михаил Зельдин, лица, «добывшие» такие активы путем майнинга, по-прежнему будут иметь возможность реализовать их за границей, например, на иностранной бирже или напрямую иностранному лицу. При этом лица, осуществившие майнинг, должны будут при реализации криптовалюты руководствоваться законодательством об антиотмывочной деятельности. А в случае нарушения отдельных требований Закона о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма они могут быть исключены из реестра лиц, осуществляющих майнинг, и таким образом лишиться права выпускать криптовалюту.
«Предполагается, что по каждому выпуску криптовалюты и по каждой сделке с ней уполномоченные органы будут получать адрес-идентификатор, который позволит проследить за ее перемещением. Видимо, речь идет о блокчейн-адресе», – пояснил адвокат. Кроме того, отметил он, предлагается запретить рекламу цифровых валют, а также товаров, предназначенных для выпуска и обращения цифровых валют, к которым, в частности, относятся видеокарты.