×

В Думу внесены поправки, уточняющие ответственность за нарушение порядка деятельности иноагентов

В соответствии с изменениями, будет расширен перечень лиц, подпадающих под административную ответственность иноагентов
Фото: «Адвокатская газета»
По мнению одного адвоката, поправки направлены на синхронизацию положений КоАП и УК РФ с нормами Закона о контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием, который был принят в июле 2022 г. и вступит в силу с 1 декабря. Другой назвал пакет законопроектов очередным раундом наступления на представителей гражданского общества, маркируемых государством «иностранными агентами».

Группа депутатов, входящих в Комиссию по расследованию фактов вмешательства иностранных государств во внутренние дела России, внесла на рассмотрение Госдумы пакет поправок, уточняющих административную и уголовную ответственность за нарушение порядка деятельности иноагентов. В пояснительных записках к проектам законов указано, что они подготовлены с целью совершенствования эффективности регулирования института иностранных агентов, согласования норм уголовного законодательства с положениями Закона о контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием, который был принят летом.

Читайте также
Принят закон, которым уточняется понятие иноагента
Также в законе указано, какие функции иноагент не вправе выполнять
29 июня 2022 Новости

Так, законопроектом № 195145-8 предлагается изложить в новой редакции ст. 19.7.5-2 КоАП РФ «Непредставление сведений некоммерческой организацией, выполняющей функции иностранного агента» путем распространения ответственности за это правонарушение на юрлицо, намеревающееся действовать или действующее в качестве иноагента. В ст. 19.7.5-3 «Нарушение порядка деятельности общественного объединения, функционирующего без приобретения прав юрлица» уточняется понятие правонарушителей, также предложено распространить эту ответственность на иное объединение лиц, намеревающееся действовать или действующее в качестве иноагента. В свою очередь, нести ответственность в рамках ст. 19.7.5-4 «Нарушение обязанностей физлицом, выполняющим функции иноагента» будут физлица, намеревающиеся действовать в качестве иностранного агента.

В ст. 19.34 «Нарушение порядка деятельности некоммерческой организации, выполняющей функции иноагента» расширен круг правонарушителей за счет включения в него «иного юрлица». В ст. 19.34.1 «Нарушение порядка деятельности иностранного СМИ, выполняющего функции иностранного агента, и (или) учрежденного им российского юрлица, выполняющего функции иноагента», в частности, предложено заменить формулировку: «Нарушение порядка деятельности иностранного СМИ, выполняющего функции иностранного агента, и (или) учрежденного им российского юрлица, выполняющего функции иностранного агента» на фразу «Нарушение порядка деятельности иностранного СМИ и (или) учрежденного им российского юридического лица в связи с их деятельностью в качестве иноагента».

В свою очередь, законопроект № 195130-8 вносит изменения в ст. 330.1 УК РФ. Так, злостное уклонение от исполнения обязанностей по представлению документов, необходимых для включения в реестр иностранных агентов, предложено наказывать штрафом в размере до 300 тыс. руб. или в размере зарплаты или иного дохода осужденного за период до двух лет, либо обязательными работами на срок до 480 часов, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо лишением свободы на тот же срок.

В абз. 1 ч. 2 ст. 330.1 уточняются субъект уголовной ответственности в виде учрежденного иностранным агентом российского юрлица – иноагента и наименование реестра иноагентов. Кроме того, вносятся некоторые изменения в описание преступного деяния в ч. 3 этой статьи: под ним предложено понимать неисполнение законных обязанностей по предоставлению в уполномоченный орган заявления (уведомления) о включении в реестр иностранных агентов и (или) отчета о деятельности иностранного агента соответствующим лицом.

Адвокат АП г. Москвы Матвей Цзен заметил, что поскольку Закон о контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием, вводит единый статус «иностранного агента» и соответствующий реестр для их учета, то законодатели заранее предлагают внести изменения в нормы об ответственности иностранных агентов – главным образом за непредоставление различного рода отчетности о своей деятельности, – приведя их в соответствие с терминологией нового закона. «Таким образом, предлагаемые нормы об ответственности по своей конструкции являются бланкетными, и комментировать их в отрыве от вышеуказанного Закона смысла нет. Сам же такой Закон вызывает опасение прежде всего крайне широкими основаниями для включения в реестр иностранных агентов, а также созданием реестра физлиц, аффилированных с иноагентами. Пока что для таких лиц никаких обязанностей и санкций не предусмотрено, но это пока что», – отметил он.

Управляющий партнер АБ «Правовой статус» Алексей Иванов назвал поправки очередным раундом наступления на представителей гражданского общества, маркируемых государством «иностранными агентами». «Изменения в административное законодательство направлены на расширение составов административных правонарушений и увеличение категорий лиц, привлекаемых к административной ответственности. Апофеозом юридической безграмотности являются нововведения о привлечении к ответственности лиц, намеревающихся действовать в качестве иностранного агента. Что такое ответственность за намерения? Как и в какой форме они должны быть выражены? Как все это будет доказываться? Хочется верить – не фантазиями правоприменителей, и речь не идет об ответственности за мысли. Вопросов возникает больше, чем ответов», – заметил он.

По словам эксперта, изменения в уголовное законодательство направлены на усиление ответственности в отношении лиц, выполняющих функции иностранного агента. «Оба законопроекта разработаны для устранения противоречий с недавно принятым Законом о контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием, и напоминают расправу с еще оставшимися представителями гражданского общества. «Подчеркну, в нынешнем виде законодательство об иностранных агентах несовместимо с конституционными ценностями, присущими демократическим государствам, и напоминает расправу с неугодными лицами. Впрочем, наши законодатели все меньше обращают внимания на нашу Конституцию, увы», – заключил Алексей Иванов. 

Рассказать:
Яндекс.Метрика