×

В первом чтении приняты поправки, разработанные в целях противодействия кибермошенничеству

В частности, предлагается запретить сотрудникам государственных органов, банков и операторов связи и иным субъектам общаться с гражданами и клиентами через мессенджеры
Один из адвокатов считает, что налаживание координации между органами исполнительной власти, агрегаторами и хранителями персональных данных, а также банками – единственный ключ к превентивной борьбе с телефонным мошенничеством. Другой полагает, что положение законопроекта о запрете сотрудникам госорганов общаться с гражданами через мессенджеры носит дискриминационный характер для работников госорганов, а кроме того, может негативно повлиять на сроки уведомления участников уголовного судопроизводства по уголовным делам. Третий поддержал законопроект, однако отметил необходимость проработать такие правовые механизмы, которые исключали бы возникновение проблем от поправок для законопослушных граждан.

Госдума приняла в первом чтении внесенный Правительством РФ законопроект № 842276-8, предусматривающий комплексные изменения в законодательство РФ, направленные на предупреждение, пресечение и усиление ответственности в отношении противоправных деяний, совершаемых с использованием информационных технологий.

В пояснительной записке к законопроекту отмечается, что проблема защиты персональных данных на сегодняшний день представляется крайне актуальной, а также требует непрерывной выработки и совершенствования механизмов ее решения со стороны государства. Разработчики подчеркнули, что среди наиболее характерных способов совершения преступлений в сфере высоких технологий выделяются различные способы мошенничества: звонок от имени сотрудника банка и правоохранительных органов, объявление в интернете, оформление микрозайма дистанционным способом, взлом социальной сети (мессенджера) с последующим займом у близких лиц, фишинговые сайты и т.д..

Поясняется, что факторами, способствующими использованию сетей и средств связи в преступных целях, являются: использование злоумышленниками отдельных технологий электросвязи, недостаточно урегулированных действующим законодательством в области связи (виртуальных АТС, SIM-боксов и т.д.); невозможность оперативного своевременного получения государственными органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, информации о прохождении телефонных соединений по сетям операторов связи; недостаточная информированность абонентов операторов подвижной радиотелефонной связи о получении телефонного звонка, совершаемого через сеть или поступающего из иностранного государства.

Законопроектом предлагается создать государственную информационную систему, предназначенную для выявления информации, распространяемой в целях злоупотребления доверием путем введения в заблуждение пользователей информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе в интернете. Таким образом, закрепляется возможность онлайн-обмена информацией между государственными органами, банками и цифровыми платформами. Как полагают авторы инициативы, автоматический мониторинг позволит практически моментально выявлять подозрительные действия, блокировать их и уведомлять правоохранительные органы о потенциальных преступлениях.

Кроме того, предлагается ввести новые обязательные правила по идентификации и проверке личности пользователей услуг связи, а также обязательную маркировку звонков. Планируется, что на экране телефона пользователя будет отображаться наименование организации, что позволит понять, звонит пользователю сотрудник банка или мошенник. Также предлагается запретить сотрудникам государственных органов, банков и операторов связи и иным субъектам, указанным в законопроекте, общаться с гражданами и клиентами через мессенджеры, что будет способствовать распознаванию мошенничества при поступлении соответствующих звонков или сообщений через мессенджеры.

Согласно поправкам абонент вправе предоставить своему оператору связи отказ от получения массовых вызовов в порядке, установленном правилами оказания услуг связи. Также абонент сможет через Единый портал госуслуг подать жалобу оператору связи на нарушение установленных законом требований. Оператор связи обязан рассмотреть жалобу и принять решение. Проектом предлагается зафиксировать, что распространение рекламы посредством использования телефонной связи допускается только при условии предварительного согласия абонента или адресата на получение рекламы. Кроме того, предлагается установить запрет на осуществление массовых телефонных вызовов в целях распространения рекламы.

Законопроект предусматривает обязанность информирования абонентов операторов сотовой связи о получении вызова, инициированного с использованием интернета на территории РФ или за рубежом, путем индикации такого вызова на мобильном устройстве абонента в момент получения вызова. Также планируется установить полномочия государственных органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность или обеспечение безопасности государства, на получение по запросу сведений из информационных систем операторов связи с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия. В свою очередь операторы связи будут обязаны представить уполномоченному органу запрашиваемые сведения.

Поправками предусмотрен запрет на передачу сим-карт третьим лицам. Кроме того, законопроектом планируется урегулировать деятельность операторов связи по оказанию услуг связи с использованием виртуальных телефонных станций (виртуальных АТС), а также средств связи, являющихся абонентскими терминалами пропуска трафика (SIM-боксов). Правительство предлагает установить возможность досудебного ограничения доступа к информационным ресурсам, распространяющим информацию о незаконных реализации и использовании абонентских станций (терминалов) иностранных спутниковых систем на территории России. Законопроектом также предлагается ввести для граждан возможность установления запрета на заключение договоров об оказании услуг связи без личного присутствия онлайн через Единый портал госуслуг или при личном посещении МФЦ и снятия такого запрета только при личном посещении МФЦ.

Проект поправок содержит требования, которые связаны с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности и оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, привлечения к административной ответственности, предоставления лицензий и иных разрешений, аккредитации, оценки соответствия продукции, иных форм оценки и экспертизы. При этом, учитывая, что предусмотренные законопроектом обязательные требования направлены на противодействие преступности и обеспечение общественной безопасности, в соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 1 Закона об обязательных требованиях в РФ требования указанного закона не распространяются на положения законопроекта.

Комментируя законопроект, адвокат, партнер UNIO law firm Егор Филин отметил, что налаживание координации между органами исполнительной власти, агрегаторами и хранителями персональных данных, а также банками – единственный ключ к превентивной борьбе с таким объемом телефонного мошенничества, который мы имеем на сегодняшний день. «Главный вопрос, как и всегда: кто будет быстрее адаптироваться к новым условиям? Если предложенная система координации сможет гибко подстраиваться под новые методы и способы мошенничества, то есть шанс на эффективные показатели борьбы. Если же мы опять будем ждать годами то, что должно быть сделано сразу, а рынок телефонного мошенничества будет видоизменяться каждый день, то цель поправок не будет достигнута», – полагает он.

Старший партнер АБ ZKS Андрей Гривцов подчеркнул, что законопроектом предложены дополнительные обязательные правила идентификации и проверки личности пользователей услуг связи, а также обязательная маркировка звонков, вводятся запреты для сотрудников государственных органов и граждан, нацеленные на противодействие совершению правонарушений. «Законопроект вряд ли можно оценить отрицательно, ведь любая попытка установления дополнительных мер безопасности использования сетей и средств связи способствует, в том числе, противодействию использования сетей и средств связи в преступных целях. Ключевым в данном случае будет вопрос о том, насколько в реальности все эти меры, планируемые на бумаге, могут быть быстро реализованы», – поделился мнением адвокат.

Андрей Гривцов отметил, что на сегодняшний день практика использования информационных технологий наличествует повсеместно. Не является исключением использование информационных технологий и сотрудниками государственных органов. Одним из положений законопроекта является запрет сотрудникам госорганов общаться с гражданами через мессенджеры. Однако, как полагает адвокат, данное положение едва ли встраивается в ныне существующую практику взаимодействия участников уголовного судопроизводства. Так, нередка практика, когда следователи и суды уведомляют о проведении следственных действий обвиняемого, подозреваемого, их защитников путем направления сообщений в мессенджеры с данными о месте и времени проведения следственных действий, рассказал он. «Такой подход, изложенный в законопроекте, носит дискриминационный характер для работников госорганов, а кроме того, может негативно повлиять на сроки уведомления участников уголовного судопроизводства по уголовным делам. Кроме того, вряд ли подобная дискриминационная мера каким-то серьезным образом повлияет на снижение количества случаев мошенничества, совершаемых через мессенджеры. Глубоко не уверен, что граждане, с которых мошенники требуют деньги, будут осведомлены о том, что работники госорганов не имеют права пользоваться мессенджерами», – прокомментировал эксперт.

Адвокат МКА «Корпорация адвокатов Москвы» Тимур Харди отметил, что проблема телефонного мошенничества в последнее время стоит довольно остро: «Люди не только отдают преступникам последние деньги и берут кредиты, чтобы перечислить деньги мошенникам, но и совершают под их влиянием различные противоправные действия».

Тимур Харди поддерживает инициативу о возможности осуществления онлайн-обмена информацией между госорганами, банками и цифровыми платформами. По его мнению, потребность в системе оперативного обмена информацией очевидна, это позволит с максимальной быстротой выявлять факты мошеннических действий или покушений на их совершение, оповещать об этом правоохранительные органы, предпринимать иные действия в защиту интересов граждан.

Адвокат убежден, что внедрение системы мониторинга станет еще одним инструментом в противодействии кибермошенничеству. «Конечно, как абсолютную панацею рассматривать данную систему не стоит, но в борьбе с мошенниками важны любые средства, и чем их будет больше, чем более разнообразными они будут, тем лучше. Стоит также отметить, что необходимо проработать такие правовые механизмы, которые исключали бы возникновение проблем от действия системы мониторинга для законопослушных граждан. То есть, к примеру, чтобы гражданам не блокировали карты или счета произвольно, сочтя какие-то их действия подозрительными, либо не препятствовали в выдаче кредитов, если они берутся не под воздействием мошенников, а исходя из потребностей самих граждан», – отметил Тимур Харди.

Рассказать:
Яндекс.Метрика