×

В поисках баланса интересов

Состоялся круглый стол на тему «Почему амнистия-2013 должна стать широкой»
Амнистия, которая готовится по случаю 20-летия Конституции РФ, на сегодняшний день является одной из самых обсуждаемых тем. Количество заключенных, которых планируется выпустить на свободу, составляет порядка 200 тыс. человек. Однако вопросов, связанных с возможной амнистией, у общественности по-прежнему достаточно. Участники круглого стола попытались ответить на некоторые из них.


Амнистия, которая готовится по случаю 20-летия Конституции РФ, на сегодняшний день является одной из самых обсуждаемых тем. Количество заключенных, которых планируется выпустить на свободу, составляет порядка 200 тыс. человек. Однако вопросов, связанных с возможной амнистией, у общественности по-прежнему достаточно. Участники круглого стола попытались ответить на некоторые из них.

Член Совета по правам человека при Президенте РФ Андрей Бабушкин считает, что с возможным проведением амнистии связано большое количество мифов. «Миф номер один: широкая амнистия приведет к повторению ситуации, сложившейся в 1953 г. Однако, во-первых, предлагаемая амнистия не столь масштабна, как это было в 50-х. Во-вторых, в большинстве случаев люди не будут выходить на свободу – им будут сокращены сроки. Кроме того, в 1953 г. не было институтов социализации заключенных. Сегодня же такие институты существуют, пусть их работа и вызывает определенные нарекания. Миф номер два: амнистия вызовет рост преступности. Однако давайте обратимся к статистике: среди людей, которые выходят на свободу по амнистии, уровень постпенитенциарного рецидива ниже примерно в два с половиной раза, чем среди тех, кто отбывает весь свой срок до конца».

Кроме того, как отметил Бабушкин, аргумент противников амнистии о том, что она нарушит права потерпевших, весьма дискуссионен, ведь у причинившего ущерб появляется гораздо больше возможностей для его возмещения в случае выхода на свободу.

По мнению члена СПЧ, амнистию необходимо провести в том числе для исправления судебных ошибок, а также для сокращения количества заключенных: «Со столь высокой численностью тюремного населения, как в данный момент, проводить реформу пенитенциарной системы невозможно, многие тюрьмы и СИЗО переполнены. Не стоит также забывать, что в недавнем прошлом количество сотрудников ФСИН было сокращено на 15%».

Председатель Общественной наблюдательной комиссии г. Москвы Валерий Борщёв убежден, что известный принцип, провозглашенный в свое время с экранов героем Владимира Высоцкого, не должен быть аксиомой: «Все-таки не каждый вор должен сидеть в тюрьме. Ведь в российских реалиях нередки случаи, когда средства, затрачиваемые государством на содержание преступника в тюрьме, многократно превышают сумму причиненного им ущерба, которая порой просто смехотворна».

По мнению Борщёва, обществу нужно смириться, что почти любой преступник рано или поздно выйдет на свободу, и крайне важно, каким он выйдет – потенциальным рецидивистом или человеком, желающим вернуться к нормальной жизни: «Исследования показывают, что после трех лет пребывания в тюрьме заключенные начинают адаптироваться. Таким образом, длительное содержание граждан в заключении способствует совершению рецидивов у тех, кто не является “уголовником”».

Директор Института прав человека Валентин Гефтер считает, что к проведению амнистии необходимо подходить взвешенно: «Безусловно, здесь могут быть не только позитивные моменты, но и негативные. Поэтому необходимо найти баланс интересов общества и государства. Амнистировать нужно только тех заключенных, которые осуждены за совершение ненасильственных преступлений. Нужно не только выпускать граждан на свободу, но и сокращать им сроки заключения. Также на свободу обязательно нужно выпускать тех, кому в тюрьме осталось сидеть, к примеру, всего несколько месяцев».

Сергей АНИСИМОВ,
корр. «АГ»
Рассказать:
Яндекс.Метрика