19 марта в Госдуму внесен пакет поправок, направленных на создание в Единой информационной системе нотариата двух новых реестров: недееспособных (ограниченно дееспособных) лиц и уведомлений об отмене «электронных» доверенностей (законопроекты № 925860-7 и № 925889-7).
Реестр уведомлений об отмене «электронных» доверенностей
Так, законопроект № 925860-7 призван обеспечить возможность публикации сведений об отмене доверенностей, совершенных в электронной форме и не удостоверенных нотариально.
Как указано в пояснительной записке, ст. 189 ГК РФ обязует лицо, выдавшее доверенность, известить о ее отмене того, кому эта доверенность была выдана, а также известных ему иных лиц, для представительства перед которыми была выдана доверенность. При этом если доверенность нотариальная, сведения о ее отмене вносятся нотариусом в реестр нотариальных действий, свободный доступ к которому при помощи Интернета может получить любое лицо. Если доверенность совершена в простой письменной форме, сведения о ее отмене могут быть опубликованы в официальном издании, где публикуются сведения о банкротстве (согласно Распоряжению Правительства РФ от 21 июля 2008 г. № 1049-р таким СМИ является газета «Коммерсантъ»).
Отмечается, что от формы доверенности и, соответственно, способа публикации сведений о ее отмене зависит момент, с которого третьи лица, не извещенные до указанного в законе момента выдавшим доверенность лицом, считаются извещенными об отмене. Так, в случае отмены нотариальной доверенности презюмируется, что информация об этом известна всем на следующий день после внесения соответствующих сведений в реестр нотариальных действий. При отмене простой письменной доверенности третьи лица считаются извещенными по истечении месяца со дня публикации таких сведений в соответствующем СМИ.
Однако, как указано в пояснительной записке, такой подход не полностью учитывает потребности участников гражданского оборота, поскольку оставляет за пределами правового регулирования порядок публикации сведений об отмене доверенностей, совершенных в электронной форме и не удостоверенных нотариально, «в то время как именно они составляют большую часть всех совершаемых гражданами доверенностей». Наряду с этим существующий механизм публикации сведений об отмене доверенностей, не удостоверенных нотариально, не содержит возможности публикации соответствующей информации в электронном формате, даже в отношении доверенностей, совершенных с использованием электронных или иных технических средств.
Кроме того, разработчики полагают, что полное прекращение полномочий поверенного лишь по истечении месяца со дня публикации соответствующих сведений в печатном СМИ не соответствует потребностям цифровизации экономики. На этом основании Правительство РФ в феврале 2019 г. приняло решение о необходимости сокращения данного срока. Дополнительно в пояснительной записке подчеркивается, что столь долгий срок создает риски злоупотребления поверенными своими правами в период между публикацией сведений об отмене доверенности и юридическим прекращением их полномочий.
Отмечается, что отсутствие в законодательстве положений о публикации сведений об отмене доверенности, совершенной в электронной форме и не удостоверенной нотариально, создает неоправданные различия между удостоверенной и не удостоверенной нотариально доверенностями. Разработчики проекта поправки указали, что отмена такой доверенности посредством публикации в настоящее время не востребована из-за юридических рисков использования такого механизма. Фактически действующее регулирование стимулирует граждан и юрлиц осуществлять нотариальную отмену доверенности, даже если она не удостоверена нотариально, что влечет дополнительные расходы.
На этом основании предлагается предоставить участникам гражданского оборота возможность публиковать сведения об отмене доверенности, совершенной в форме электронного документа, в реестре уведомлений об отмене доверенностей. При этом если третьи лица не были извещены об отмене ранее, они будут считаться извещенными на следующий день после внесения сведений в указанный реестр.
Законопроект сохраняет возможность публикации сведений об отмене доверенности в печатном издании, если документ был составлен в простой письменной форме на бумаге. Таким образом, полагают разработчики проекта, обеспечивается гибкость нормативно-правового регулирования, а также сохраняются гарантии прав граждан и юридических лиц, находящихся на территориях без доступа или с ограниченным доступом к Интернету.
В целях нормативного регулирования отношений, связанных с реестром уведомлений об отмене доверенностей, разработан законопроект № 925889-7. Предполагается, что данный реестр дополнит предусмотренные Основами законодательства о нотариате механизмы публикации в Единой информационной системе нотариата сведений об отмене доверенностей, удостоверенных нотариально.
Для предотвращения возможных злоупотреблений и обеспечения достоверности информации, вносимой в реестр уведомлений об отмене доверенностей, предусмотрено обязательное использование усиленной квалифицированной электронной подписи, которая подлежит проверке оператором ЕИС нотариата. Кроме того, оператора предлагается наделить обязанностью обеспечить ежедневный, круглосуточный и бесплатный доступ неограниченного круга лиц к сведениям об отмененных доверенностях, совершенных в электронной форме (за исключением информации об адресах электронной почты и данных, удостоверяющих личность).
При этом разработчики исходят из того, что появление нового реестра не увеличит расходы государства, поскольку «реализация федерального закона будет осуществлена за счет средств Федеральной нотариальной палаты».
Реестр недееспособных и ограниченно дееспособных лиц
Законопроект № 925860-7 предполагает создание еще одного ресурса – реестра лиц, признанных недееспособными и ограниченных в дееспособности. Необходимость такого реестра, по мнению разработчиков проекта, объясняется отсутствием в России информационного ресурса, содержащего сведения о лицах, признанных судом недееспособными или ограниченно дееспособными. Также не предусмотрен централизованный порядок регистрации или учета таких граждан.
Как указано в пояснительной записке, такой порядок крайне необходим, поскольку потребность в оперативном установлении дееспособности лица возникает при заключении сделок, совершении значимых для брачно-семейных отношений действий и решении других вопросов. «К сожалению, следует признать, что существующие механизмы предоставления сведений о признании граждан недееспособными и ограниченно дееспособными являются неэффективными, в том числе по причине отсутствия оперативности получения такой информации», – сообщается в документе.
Отсутствие в России такого единого информационного ресурса, полагают разработчики проекта, значительно затрудняет выяснение нотариусом дееспособности обратившихся за совершением нотариального действия лиц, что в результате создает ситуации правовой неопределенности и нестабильности общественных отношений. «Правовая неопределенность относительно дееспособности граждан приводит, в свою очередь, к правовым конфликтам и необходимости их разрешения в судебном или ином порядке, что наиболее очевидно прослеживается на примере совершения сделок, – указано в пояснительной записке. – Неполнота информации о дееспособности стороны правоотношения приводит к тому, что совершенные сделки и иные юридически значимые действия находятся под угрозой признания их недействительными».
Там же напоминается о загруженности судов, которая неизбежно увеличивается в связи с необходимостью установления в рамках разрешения подобных споров факта недееспособности или ограниченной дееспособности граждан, в то время как ведение реестров фактов, имеющих юридическое значение, существенно облегчает процесс доказывания, что в конечном итоге позволяет спрогнозировать исход разрешения правового конфликта, не доводя его до суда.
С учетом этого предлагается создать реестр лиц, признанных судом недееспособными или ограниченно дееспособными, включив его в число реестров Единой информационной системы нотариата. Как отмечается в пояснительной записке, ФНП обладает достаточными для реализации такой инициативы ресурсами и опытом ведения иных реестров. «Наконец, <…> на нотариуса, как гаранта законности сделки, законом возложена обязанность по проверке дееспособности сторон сделки, что делает его одним из ключевых потенциальных пользователей реестра», – привели еще один аргумент разработчики документа.
Как указано в финансово-экономическом обосновании к проекту, создание такого реестра также не повлечет увеличение расходов бюджета – их предлагается возложить на ФНП.
Отметим, что сразу после внесения данного законопроекта в Госдуму ФНП опубликовала на своем сайте новостной материал, в котором подтвердила готовность создать реестр недееспособных и ограниченно дееспособных лиц. По мнению главы ФНП Константина Корсика, создание такого реестра – «крайне полезная инициатива, направленная на повышение безопасности и стабильности гражданского оборота».
Адвокаты оценили проекты положительно, указав при этом на аспекты, требующие доработки
Адвокат АБ «Линия права» Кирилл Коршунов в комментарии «АГ» сообщил, что в своей практике редко сталкивался с электронными доверенностями. «Поэтому я не согласен с приведенным в пояснительной записке доводом, что доверенности в электронной форме составляют большую часть всех выдаваемых гражданами доверенностей. По моему опыту, граждане чаще всего выдают обычные нотариальные доверенности. Тем не менее оцениваю инициативу положительно, поскольку она минимизирует риск мошенничества и злоупотреблений», – считает он.
Особенно ценно, по мнению эксперта, предложение сократить срок, в течение которого третьи лица по умолчанию считаются уведомленными об отмене электронной доверенности. «Это важно, поскольку доверенности просто так не отменяют. Скорее всего, есть основания усомниться в представителе», – пояснил Кирилл Коршунов.
Адвокат согласился с тем, что мотив внесения законопроекта логичен – «закрыть» пробел и гармонизировать регулирование. «Однако с точки зрения юридической техники я бы доработал проект. Во многих местах диспозиция норм ГК изложена путем отсылки к определенному абзацу. Это неудобно, учитывая, что в Кодексе абзацы не пронумерованы. Других минусов проекта я не вижу», – подытожил он.
Менее позитивно Кирилл Коршунов оценил создание реестра недееспособных и ограниченно дееспособных лиц. «Несмотря на то, что я положительно оцениваю этот проект, большой пользы в нем не вижу, поскольку большинству участников оборота данный ресурс будет недоступен. Доступ к реестру имеет ограниченный круг лиц. Единственный рабочий вариант проверить дееспособность контрагента по этому реестру – провести сделку через нотариуса», – пояснил свою позицию эксперт.
Он добавил, что теоретически возможна ситуация, когда каждый из контрагентов запрашивает из реестра недееспособных подтверждение отсутствия сведений о нем самом в этом реестре и предоставляет выписку контрагенту в качестве доказательства своей дееспособности. Однако из законопроекта непонятно, могут ли граждане обращаться с запросом о выдаче сведений об отсутствии их в реестре недееспособных, подчеркнул Кирилл Коршунов.
«В пояснительной записке отмечается, что предполагается предоставить доступ к реестру не только нотариусам, но и адвокатам. Однако в тексте законопроекта адвокаты не указаны в числе лиц, имеющих доступ к реестру. Видимо, адвокатов "зашифровали" в абстрактной категории "представители лица, признанного недееспособным". На мой взгляд, адвокат из-за специфики деятельности и особого статуса должен иметь доступ к такому реестру без доверенности», – резюмировал эксперт.
По мнению ведущего адвоката практики разрешения споров АБ «A-PRO» Анны Долматовой, действующий механизм извещения об отмене доверенности, совершенной в простой письменной форме, выглядит бюрократичным, а порядок уведомления об отмене электронной доверенности и вовсе не урегулирован законодательством.
«Статья 189 ГК предлагает уведомлять об отмене доверенности, совершенной в простой письменной форме, путем размещения сведений об этом в официальном печатном издании, где публикуются сведения о банкротстве. При этом срок прекращения полномочий по этой доверенности наступает только спустя 30 дней после публикации, что создает риск злоупотребления поверенным своими правами, а также возникновения судебных споров о наличии полномочий на совершение юридически значимых действий», – пояснила она.
По мнению эксперта, предлагаемые поправки в ст. 189 ГК можно оценить положительно, поскольку они позволят любому участнику гражданского оборота проверить действие отдельных «ненотариальных» доверенностей в режиме онлайн.
«Принятие законопроекта о создании реестра недееспособных граждан позволит значительно снизить риски при совершении сделок с имуществом, участниками которых являются недееспособные либо ограниченные в дееспособности лица», – считает Анна Долматова. Такой реестр даст дополнительную возможность участникам сделок проявить должную осмотрительность и проверить правоспособность контрагента, несмотря на то что сведения будут предоставляться лицам, исчерпывающий перечень которых указан в законопроекте.
«Сегодня при совершении сделок с недвижимостью сведения о дееспособности сторон можно получить только из Единого государственного реестра недвижимости, куда вносятся сведения о недееспособности лица только в том случае, если на момент признания недееспособным лицо является собственником недвижимости. Если зарегистрированное право собственности у такого гражданина отсутствует, то и сведения о его недееспособности в ЕГРН не включаются», – рассказала Анна Долматова. Создание единого реестра, содержащего сведения о недееспособности в отношении конкретного лица, будет, по ее мнению, способствовать получению более актуальной информации, чем при использовании ЕГРН.
Адвокат добавила, что наделение ФНП полномочиями по созданию и ведению данного реестра существенно сэкономит время и снизит затраты на соответствующие запросы в рамках подготовки к совершению сделок. «Например, при проверке документов по сделке, которая будет совершена в нотариальной форме, нотариусу не потребуется запрашивать сведения о дееспособности участников в ЕГРН – он сможет получить их самостоятельно в ФНП, членом которой является», – отметила Анна Долматова.