Сегодня состоялось заседание Пленума Верховного Суда РФ, на котором, в частности, был принят проект постановления о практике применения судами законодательства при разрешении споров, связанных с ограничением или лишением родительских прав, а также с защитой прав и законных интересов ребенка при непосредственной угрозе его жизни или здоровью.
Напомним, что ранее «АГ» сообщала о предыдущем заседании Пленума ВС РФ, на котором обсуждался проект данного постановления. Тогда его участники мотивировали необходимость принятия документа тем, что разъяснения Верховного Суда по этой проблеме, действующие с 1998 г., существенно устарели, а в правоприменительной практике накопилось много вопросов. По итогам того заседания было принято решение направить проект постановления на доработку в редакционную комиссию.
В новую редакцию проекта были внесены небольшие технические изменения, а также удален один из пунктов в части, регламентирующей отобрание детей. Изъятый пункт содержал правила рассмотрения искового заявления о признании акта об отобрании ребенка недействительным и о возврате ребенка в семью. В частности, судам было указано на необходимость иметь в виду, что временное помещение ребенка в обстановку, исключающую угрозу его жизни или здоровью, может иметь место и до принятия акта об отобрании ребенка, если указанный акт по объективным причинам не мог быть принят немедленно.
Таким образом, документ теперь состоит из 36 пунктов, в которых даны разъяснения общих положений поднятой темы.
Как отметили опрошенные «АГ» адвокаты, документ во многом копирует Постановление Пленума ВС РФ от 27 мая 1998 г. № 10 «О применении судами законодательства при разрешении споров, связанных с воспитанием детей». В первую очередь это касается раздела, посвященного вопросам лишения и ограничения родительских прав. Впрочем, как отметил адвокат КА «Ингодинский филиал Коллегии адвокатов Забайкальского края» Виталий Воложанин, Верховный Суд в проекте дополняет и более детально разъясняет правовые позиции, изложенные в постановлении 1998 г.
Эксперты также обратили внимание на подробность пояснений, касающихся отобрания ребенка при непосредственной угрозе его жизни или здоровью: разъяснено понятие непосредственной угрозы жизни, сформулирован предмет доказывания по спору и дан перечень доказательств, которые обязательно должны быть исследованы судами при рассмотрении вопроса об отобрании, и т.д.
Партнер АБ «Ковалёв, Рязанцев и партнеры» Виктор Глушаков считает, что рассматриваемый документ решает две основные задачи. Во-первых, это систематизация подходов и тенденций правоприменения, которые в настоящее время используются судами. Во-вторых, дополнение и насыщение оценочных категорий (диспозиций статей СК РФ) критериями, по которым суды могут сделать вывод о применении или неприменении той или иной правовой нормы.
Однако адвокат АБ «Хазов, Кашкин и партнеры» Евгений Тарасов отметил: Верховный Суд продолжает настаивать на том, что в исключительных случаях при виновном поведении родителя в иске о лишении родительских прав может быть отказано, но при этом должно быть вынесено предупреждение. Адвокат подчеркнул, что в новом постановлении ВС РФ не осветил этот вопрос, и по-прежнему адекватные пределы неисполнения родителями своих обязанностей не установлены.