×

Доказать умысел

Актуальные вопросы квалификации деяний по ст. 1591 и ст. 176 УК РФ
Материал выпуска № 11 (220) 1-15 июня 2016 года.

ДОКАЗАТЬ УМЫСЕЛ

Актуальные вопросы квалификации деяний по ст. 1591 и ст. 176 УК РФ

В настоящее время происходит постоянное расширение банковско-кредитной сферы, однако с развитием общественных отношений в этой области модифицируется и преступный элемент, разрабатываются новые способы совершения преступлений. Законодательным ответом стало введение в Особенную часть УК РФ специальных статей, в частности за мошенничество в сфере кредитования (ст. 1591).

Согласно указанной статье мошенничество в сфере кредитования – это хищение денежных средств заемщиком путем представления банку или иному кредитору заведомо ложных и (или) недостоверных сведений. К таким сведениям относится информация об обстоятельствах, предусмотренных условиями кредитования, которая была официально передана заемщиком (его представителями) кредитору (его специально уполномоченным представителям). В свою очередь обман кредитора не всегда связан с предоставлением документов, содержащих заведомо недостоверную информацию. Он может быть выражен в ложных уверениях относительно исполнения соответствующих обязательств либо в совершении определенных действий, например в подписании кредитного договора иным лицом, не указанным в нем.

Обращаясь к содержанию понятий «заведомо ложные сведения» и «заведомо недостоверные сведения», необходимо отметить, что в первом случае эта информация полностью не соответствует действительности, во втором же ее достоверность к моменту совершения деяния утрачена. Принимая во внимание, что мошенничество в сфере кредитования совершается с прямым умыслом, а также то, что уголовным законом обозначен признак заведомости, представляется обоснованным рассмотрение этих терминов как равнозначимых. Причем необязательно предоставление одновременно и заведомо ложных, и заведомо недостоверных сведений. Вместе с тем в правоприменительной практике существуют случаи, когда представленная информация содержит и те, и другие данные.

Мошенничество в сфере кредитования
16 декабря 2012 г. Ч., используя сотовый телефон с доступом в интернет и паспорт гражданина РФ на имя Щ., направил в ЗАО «Банк Т.» по электронной почте заявление-анкету от имени Щ., предоставив тем самым данному банку заведомо ложные и недостоверные сведения о заемщике. 22 января 2013 г. Ч., злоупотребляя доверием Щ., введя его в заблуждение относительно принадлежности полученного им ценного письма, забрал у Щ. данное письмо с имевшейся внутри него кредитной картой банка. 30 января 2013 г. Ч., назвавшись Щ. и сообщив представителю банка заведомо ложные и недостоверные сведения о заемщике, активировал кредитную карту, после чего в тот же день провел операцию по снятию денежных средств на общую сумму 4000 руб., распорядившись ими впоследствии по своему усмотрению.

Исходя из обстоятельств дела, судья Заволжского судебного района г. Ульяновска квалифицировал действия Ч. по ч. 1 ст. 1591 УК РФ1.

Мошенничество в сфере кредитования считается оконченным с момента получения заемщиком денежной суммы (товара), определенной в кредитном договоре, а равно приобретения им права на распоряжение данной денежной суммой (товарами).

Районным судом Саратовской области было рассмотрено уголовное дело в отношении Ш.В.А. и Ш.М.В., осужденных по ч. 2 ст. 1591 УК РФ. По делу установлено, что 14 декабря 2011 г. осужденные по предварительному сговору оформили на имя Ш.М.В. в магазине «П.» товар в кредит через банк ЗАО «Б.» в целях обналичивания денежных средств и без намерения погашать кредит. Для получения кредита Ш.М.В. сообщила банку ложные сведения о своем месте работы, ежемесячном доходе и месте жительства. В результате преступных действий Ш.М.В. приобрела в магазине товар на сумму 31 526 руб. на кредитные средства ЗАО «Б.», после чего Ш.В.А. данный товар продала третьим лицам, при этом обязательства по кредитному договору не исполнила2.

При решении вопроса о квалификации деяния по ст. 1591 УК РФ необходимо учитывать, что лицом, выполняющим объективную сторону преступления, может быть только заемщик, состоящий в договорных отношениях с кредитной организацией. Если данное обстоятельство правоохранительными органами не установлено, то действия лица должны квалифицироваться по ст. 159 (Мошенничество) УК РФ.

В зависимости от обстоятельств дела факт предоставления заемщиком кредитору обозначенных сведений может содержать признаки приготовления к мошенничеству в сфере кредитования или покушения на его совершение.

Юлия ЖИРОНКИНА,
к.ю.н., юрист Коллегии адвокатов города Москвы «Барщевский и Партнеры»

Полный текст статьи читайте в печатной версии «АГ» № 11 за 2016 г.




1 Обобщение судебной практики по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных статьями 1591–1596 УК РФ, а также судебной практики по приведению приговоров в отношении лиц, осужденных за мошенничество по статье 159 УК РФ, в соответствие с УК РФ в редакции Федерального закона от 29 ноября 2012 г. № 207-ФЗ. Доступ:  http://oblsud.sar.sudrf.ru/modules.php?name=docum_sud&id=9782
2 Там же.


Яндекс.Метрика