×

Обыски у адвокатов

АП Санкт-Петербурга подготовила заключение о нарушении прав адвоката
Материал выпуска № 11 (220) 1-15 июня 2016 года.

ОБЫСКИ У АДВОКАТОВ

АП Санкт-Петербурга подготовила заключение о нарушении прав адвоката

Как сообщает заместитель председателя Комиссии по защите профессиональных прав адвокатов и взаимодействию с Уполномоченным по правам человека АП Санкт-Петербурга В.В. Лапинский, за последние два месяца были обысканы три адвоката, два в Санкт-Петербурге и один в Приморском крае.

Два обыска были проведены без судебного решения – якобы ввиду неотложных действий – и оба постфактум признаны законными решениями судов. Обыски в Санкт-Петербурге адвокатов Н.В. Тарасова 5 апреля 2016 г. и М.А. Мошко 20 апреля 2016 г. произведены московскими следователями, причем без подозрения лично адвокатов в совершении преступления. При этом оба адвоката защищали интересы свидетелей, а дела расследовались длительное время.

Соответственно обыск адвоката Н.В. Тарасова признан законным и в обжаловании действий следователя адвокату отказано Тверским районным судом г. Москвы; обыск адвоката М.А. Мошко разрешен судьей Бутырского районного суда г. Москвы. Также суд признал законным и обыск 5 мая 2016 г. адвоката С.В. Тихой, проводившийся без необходимого на то судебного решения. По мнению следствия, адвокат Светлана Тихая, которая летом 2015 г. оказывала правовую помощь гражданке Ю. в приобретении объекта недвижимости, сама была причастна к незаконным операциям по получению субсидий из бюджета Приморского края на сумму более 18 млн руб., однако до производства обыска следователь не допрашивала адвоката ни в статусе подозреваемой, ни в статусе обвиняемой. При этом в протоколе допроса следователем СУ СКР по Приморскому краю даже не было указано, какие именно документы и предметы у нее нужно изъять в рамках уголовного дела.

Указанными обысками и судебными решениями, узаконивающими и разрешающими следственные действия в отношении адвокатов, демонстративно нарушено толкование процессуальных норм Конституционным Судом РФ. Напомним, что постановлением от 17 декабря 2015 г. № 33-П «По делу о проверке конституционности пункта 7 части второй статьи 29, части четвертой статьи 165 и части первой статьи 182 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации в связи с жалобой граждан А.В. Баляна, М.С. Дзюбы и других» и двумя определениями от 15 января 2016 г: № 186-О «По жалобе гражданина Мошкина Михаила Игоревича на нарушение его конституционных прав статьями 165, 183 и 399 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации» и № 76-О «По жалобе гражданина Буркова Василия Владимировича на нарушение его конституционных прав частью четвертой статьи 49 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации» Конституционный Суд РФ установил, что обыск адвоката может быть произведен исключительно на основании предварительно, до обыска, вынесенного судом решения. В нем должны быть указаны конкретные предметы и документы, которые могут быть изучены и изъяты следователем.

Комиссия по защите профессиональных прав адвокатов и взаимодействию с Уполномоченным по правам человека АП Санкт-Петербурга подготовила заключение о незаконности проведения обыска у адвоката Н.В. Тарасова, в котором, в частности, указывается, что обыск не мог быть произведен иначе, как на основании судебного решения, а также что он произведен следователем в целях воспрепятствования адвокату в выполнении своего профессионального долга по защите интересов доверителя в уголовном деле.

Корр. «АГ»

Яндекс.Метрика