ДОПРОСЫ И ОБЫСКИ ПРОДОЛЖАЮТСЯ
В 2005–2007 гг. адвокатские палаты субъектов РФ и комиссии по защите профессиональных и социальных прав адвокатов при советах палат стали более принципиально реагировать на нарушения прав адвокатов, а ряде случаев адвокаты сами защищали свои профессиональные права в различных судебных инстанциях. В результате количество случаев вмешательства в их профессиональную деятельность снижается, о чем свидетельствуют статистические сведения и иная информация, поступающая в ФПА РФ.
В 2007 г. в 44 субъектах РФ число нарушений профессиональных прав адвокатов по сравнению с 2006 г. сократилось почти в 3 раза (с 644 до 222). В 39 субъектах РФ (в частности, в Республике Саха (Якутии), Камчатском крае, Магаданской, Сахалинской, Оренбургской, Омской, Брянской, Саратовской областях) нарушений профессиональных и социальных прав адвокатов не зарегистрировано.
Наиболее неблагополучная ситуация с соблюдением законодательства о гарантиях независимости адвокатов сложилась в Республике Татарстан (20 нарушений), Свердловской области (19 нарушений), Приморском крае и Ростовской области (по 18 нарушений), Самарской области (13 нарушений), Кировской области (11 нарушений) и Новгородской области (10 нарушений).
Вызовы адвокатов на допрос
В соответствии с п. 2 ст. 8 Федерального закона «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» (далее – Закон об адвокатской деятельности) адвокат не может быть вызван и допрошен в качестве свидетеля об обстоятельствах, ставших ему известными в связи с обращением к нему за юридической помощью или в связи с ее оказанием.
Тем не менее, по данным ФПА РФ, в 2007 г. было 40 случаев вызова адвокатов на допрос. Зачастую допрос адвоката в качестве свидетеля по конкретному уголовному делу используется как способ отстранить его от исполнения профессиональных обязанностей или не допустить к участию в процессе.
Так, в августе 2007 г. адвокат Адвокатской палаты Иркутской области Г.С. Овчинникова заключила соглашение на осуществление защиты интересов гражданина В.Г. Дьяченко по уголовному делу. Согласно установленному порядку она передала следователю следственной группы С.В. Мещерякову ордер и предъявила удостоверение адвоката. В соответствии с действующим законодательством 9 и 21 ноября 2007 г. она посещала своего подзащитного в СИЗО-1 г. Иркутска. После того как следственную группу возглавил следователь ГСУ СК при прокуратуре РФ С.Г. Родионов, следователи, вместо того чтобы оперативно и качественно расследовать уголовное дело, решили вести борьбу с адвокатом и любым способом вывести ее из процесса. Они инициировали проверку деятельности администрации СИЗО-1 г. Иркутска, которая по представлению прокуратуры области была лишена права разрешать адвокатам без удостоверения факта их допуска к уголовному делу посещать следственно-арестованных.
Превышая свои полномочия, следователь С.Г. Родионов признал незаконным соглашение между адвокатом и доверителем. В нарушение требований ч. 1 ст. 56, п. 2 ч. 3 ст. 56 УПК РФ следователи С.Г. Родионов и С.Я. Халитов инициировали допросы Г.С. Овчинниковой в качестве свидетеля. Она обжаловала эти действия в суд, и Ангарский городской суд признал попытки следователей допросить адвоката противозаконными.
Адвокатская палата Иркутской области направила информацию о незаконных действиях следователей Генеральному прокурору РФ, прокурору области, руководителю Следственного управления СК по Иркутской области и начальнику ГУ ФСИН по Иркутской области.
15 июня 2007 г. следователь следственной группы Генеральной прокуратуры РФ С.В. Полтавец пытался допросить адвоката Адвокатской палаты Ленинградской области И.Н. Хитькова. Адвокат правомерно отказался давать показания и подписывать процессуальные документы. Информация об этом случае направлена Генеральному прокурору РФ.
25 июня 2007 г. следователь Управления по расследованию бандитизма и убийств прокуратуры города Москвы В.В. Сучкова вызвала на допрос адвоката коллегии адвокатов «Республиканская юридическая защита» Республики Мордовия С.В. Козлова. Он обоснованно отказался давать показания по делу и не подписал протокол допроса.
Обыски в офисах и служебных помещениях
Согласно п. 3 ст. 8 Закона об адвокатской деятельности проведение оперативно-розыскных мероприятий и следственных действий в отношении адвоката (в том числе в жилых и служебных помещениях, используемых им для осуществления адвокатской деятельности) допускается только на основании судебного решения.
Однако обыски в офисах и служебных помещениях адвокатов и адвокатских образований продолжают проводиться, хотя в 2007 г. их количество сократилось по сравнению с 2006 г. (с 28 до 13). Сократилось также число оперативно-розыскных мероприятий (с 40 до 18).
28 декабря 2007 г. сотрудники ФСБ по Кемеровской области на основании незаконного поручения следователя, необоснованно подтвержденного постановлением районного суда, произвели обыск в офисном помещении коллегии адвокатов № 42/9. Этому было посвящено специальное заседание совета Адвокатской палаты Кемеровской области. Незаконные действия сотрудников ФСБ обжалованы в УФСБ, ГУВД, суд и прокуратуру области.
26 июля 2007 г. в Октябрьском филиале некоммерческой организации «Тамбовская областная коллегия адвокатов» по постановлению следователя прокуратуры Октябрьского района г. Тамбова А.М. Меркушова был произведен не санкционированный судом обыск, в ходе которого изъяты досье по гражданскому делу и компьютер адвоката. Действия следователя обжалованы в суд и прокуратуру области.
12 марта 2007 г. следователь прокуратуры Трусовского района г. Астрахани вынес постановление о производстве в астраханском филиале межтерриториальной специализированной коллегии адвокатов «Санкт-Петербург» обыска с целью проверки доводов следствия о наличии документов, содержащих сведения об оплате услуг адвоката В.Н. Хамзина. После энергичного вмешательства Адвокатской палаты Астраханской области прокурор района отменил это незаконное постановление.
Ограничение допуска к подзащитным
Некоторые представители правоохранительных органов и должностные лица изыскивают различные способы ограничить допуск адвокатов к подзащитным, содержащимся в местах изоляции, – различные досмотры, личные обыски, издание ограничительных инструкций и правил, направление необоснованных и незаконных запросов и т.д. По сведениям, поступившим из адвокатских палат, в 2007 г. таких случаев было 122.
В соответствии с п. 4 ст. 49 УПК РФ адвокат допускается к участию в уголовном деле в качестве защитника по предъявлении удостоверения адвоката и ордера. Истребование у адвоката каких-либо других документов, подтверждающих его право осуществлять профессиональные обязанности, законом не предусмотрено.
По обращениям в суды адвокатов Орловской области А.А. Жилина, Э.Г. Ершовой и других признаны незаконными действия руководителей следственных изоляторов области, которые требовали у адвокатов письменных разрешений на свидание с доверителем, выданных органами следствия и дознания. Суды обязали руководителей следственных изоляторов «устранить допущенные нарушения в виде препятствования осуществлению права граждан на защиту, в частности права на свидание с адвокатом, выразившиеся в истребовании у адвокатов, прибывающих для свидания с подзащитным, других документов, кроме ордера и удостоверения адвоката».
Администрация ФГУ ИК-16 г. Онеги Архангельской области потребовала от адвоката В.В. Еремеева при посещении подзащитного представить наряду с удостоверением адвоката паспорт, справку из адвокатской палаты о том, что он является адвокатом, и выписку из реестра адвокатов Архангельской области. Адвокатская палата немедленно проинформировала об этом прокуратуру области.
В г. Москве сотрудники милиции не допускали адвокатов С.В. Давыдову, О.О. Михайлову, А.Б. Полозову и В.Ю. Прохорова без предъявления соглашений на защиту к задержанным в связи с митингом «Марш несогласных». Незаконные действия обжалованы прокурору города.
В ходе рассмотрения уголовного дела в отношении Р.С. Абубакарова адвокат Адвокатской палаты Чеченской Республики З.С. Хамзатханова, ордер которой был выдан Я.У. Абдулкадыровым – председателем коллегии адвокатов, заявила ходатайство о предоставлении ей дополнительного времени для ознакомления с материалами уголовного дела. В ответ на это судья Верховного Суда ЧР Г.И. Александров запросил в АП ЧР информацию об обстоятельствах заключения с адвокатом З.С. Хамзатхановой соглашения на осуществление защиты подсудимого Р.С. Абубакарова, а также о лице, которое заключило соглашение. Получив отказ, он вынес частное постановление о нарушении президентом АП ЧР Я.У. Абдулкадыровым закона при выдаче адвокату ордера и направил это постановление в различные правоохранительные органы и Управление Росрегистрации по ЧР с предложением прекратить статус адвокатов Я.У. Абдулкадырова и З.С. Хамзахатовой
По поручению заместителя Генерального прокурора РФ прокурор ЧР В.А. Кузнецов в ответе на имя председателя Верховного Суда ЧР указал: «Никто не вправе требовать от адвоката и его доверителя предъявления соглашения об оказании юридической помощи для вступления адвоката в дело. …Адвокат допускается к участию в деле в качестве защитника по предъявлению удостоверения адвоката и ордера. …Оснований для принятия мер прокурорского реагирования не имеется».
Управление Росрегистрации по ЧР усмотрело в ходатайстве З.С. Хамзатхановой о предоставлении дополнительного времени для ознакомления с материалами уголовного дела нарушение профессиональной этики и внесло представление о прекращении ее адвокатского статуса. В удовлетворении этого требования было отказано.
Незаконные решения судей и должностных лиц
Некоторые судьи и должностные лица выносят неправомерные решения и совершают незаконные действия иногда по той причине, что не знают действующее законодательство, регулирующее деятельность адвокатов, а иногда и умышленно – с целью оказать на адвоката психическое воздействие или «проучить непослушного»
Так, после окончания в Лефортовском районном суде г. Москвы судебного следствия по уголовному делу в отношении М.О. Магомедова и других адвокат А.С. Алхаматова заявила ходатайство о предоставлении ей времени для подготовки к выступлению в прениях. Председательствующий по делу судья В.А. Кривош расценил ее действия как «отказ от защиты интересов подсудимого М.О. Магомедова» и направил в ФПА РФ обращение с просьбой возбуждить дисциплинарное производство в отношении адвоката. Судье было направлено соответствующее разъяснение законодательства.
13 апреля 2007 г. член Адвокатской палаты Свердловской области А.А. Вейс при осуществлении профессиональной деятельности был подвергнут личному обыску начальником ИВС г. Асбеста Д.Е. Ворончихиным. Действия этого должностного лица обжалованы вышестоящему руководству.
Незаконные положения нормативных актов
В некоторых субъектах РФ следственные органы требуют, чтобы адвокаты заявляли не предусмотренные законом ходатайства о допуске к участию в уголовном деле, содержащие просьбу не предпринимать никаких следственных действий в отношении их подзащитных без участия адвоката. Инструкции, утверждаемые администрациями мест принудительного содержания, иногда обязывают адвокатов представлять разрешения следователей на свидания с подзащитными.
31 октября 2007 г. Верховный Суд РФ решением № ГКПИ07-1188 признал незаконным положение п. 146 Правил внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы (утвержденных приказом Министерства юстиции от 14 октября 2005 г. № 189), которое запрещало лицам, получившим разрешение на свидания с подозреваемыми или обвиняемыми, проносить в СИЗО технические средства связи, компьютеры, кино-, фото-, аудио-, видео- и множительную аппаратуру и пользоваться этими средствами во время свидания без разрешения начальника СИЗО или лица, его замещающего.
Однако сотрудники оперативного подразделения СИЗО ФГУ ИЗ-74/2 г. Магнитогорска нарушили требования закона: они прервали свидание адвоката коллегии адвокатов Ленинского района г. Магнитогорска С.П. Косолапова с его подзащитной Н.Н. Проненко на том основании, что во время этой встречи он использовал ноутбук. Заставив С.П. Косолапова выключить и убрать ноутбук, сотрудники СИЗО препроводили адвоката в дежурную часть. На личный прием к начальнику учреждения С.П. Косолапов попасть не смог. Действия сотрудников СИЗО были обжалованы в ГУ ФСИН, ФРС, прокуратуру Челябинской области. Заместитель прокурора Челябинской области А.Б. Ваганов сообщил, что по выявленным нарушениям приняты меры прокурорского реагирования и в адрес начальника ФГУ ИЗ-74/2 внесено представление об устранении нарушений закона.
По заявлению адвоката В.В. Шухардина решением Верховного Суда РФ от 26 июня 2007 г. № ГКПИ07-520 признан недействующим п. 83 Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений (утвержденных приказом Министерства юстиции РФ от 3 ноября 2005 г. № 205 и согласованных с Генеральной прокуратурой РФ), которым было предусмотрено, что лишь по личным заявлениям осужденных свидания с адвокатами и иными лицами, имеющими право на оказание юридической помощи, предоставляются наедине, вне пределов слышимости третьих лиц и без применения технических средств прослушивания.
По заявлению адвоката И.Я. Тимишева определением Верховного Суда РФ от 14 июня 2007 г. № КАС07-227 признан недействующим п. 13.6 Инструкции о порядке отбора на хранение в архив федеральных судов общей юрисдикции документов, их комплектования, учета и использования (утвержденной приказом Судебного департамента при ВС РФ от 28 декабря 2005 года № 157), согласно которому адвокат мог ознакомиться с судебным делом, находящимся в архиве, только с письменного разрешения председателя суда или его заместителя.
Отсутствие условий для встреч с доверителями
Во многих следственных изоляторах адвокаты лишены возможности в нормальных условиях наедине встречаться со своими доверителями (подзащитными), тогда как следователи имеют отдельные кабинеты для работы с подозреваемыми (обвиняемыми).
Адвокатская палата Приморского края не смирилась с таким положением дел и во взаимодействии с Главным управлением Росрегистрации по Приморскому краю сумела добиться, чтобы в СИЗО г. Владивостока адвокатам выделили такое же количество кабинетов, что и следователям.
Изъятие арендуемых помещений
ФПА РФ рассматривает как препятствование адвокатской деятельности изъятие у адвокатских образований под различными предлогами арендуемых ими помещений и офисов. Такие случаи имели место, в частности, в Республике Дагестан, Хабаровском крае, Пензенской и Кемеровской областях.
К примеру, муниципалитет г. Мыски Кемеровской области передал помещения, которые многие годы занимала коллегия адвокатов, в федеральную собственность для расширения городской прокуратуры. В Новоильинском районе г. Новокузнецка в связи с отсутствием помещения в стадии ликвидации находится районная коллегия адвокатов. По этой же причине ликвидированы коллегии адвокатов в Крапивинском и Чебулинском районах Кемеровской области. На грани распада находится коллегия адвокатов Кемеровской области № 35 в Междуреченске, так как занимаемое ею помещение выставлено на торги. Адвокаты из перечисленных коллегий вынуждены были образовать адвокатские кабинеты.
Ни одному адвокатскому образованию Кемеровской области не выделены помещения на правах служебных по ставкам арендной платы на уровне, предусмотренном для органов и учреждений юстиции.
Адвокатская палата Кемеровской области направила информацию о сложившейся ситуации руководству области и высшему руководству страны.
В связи с этим ФПА РФ направила обращения Президенту Республики Дагестан, губернаторам Хабаровского края, Пензенской и Орловской областей. В результате Адвокатской палате Пензенской области выделен земельный участок для строительства здания адвокатской палаты и, по сообщению президента АП области Н.В. Демерзова, в апреле 2008 г. строительство началось. Адвокатской палате Республики Дагестан пролонгирован договор аренды.
Причинение вреда здоровью
К сожалению, не сокращается число случаев причинения вреда здоровью адвокатов в связи с их профессиональной деятельностью. В 2007 г. таких случаев было 13.
Так, сотрудник «убойного отдела» Приморского РУВД Санкт-Петербурга Ю.А. Шадрин избил адвоката АП Ленинградской области М. Шабазова. Сотрудники СОБР и УБОП УВД Вологодской области избили адвоката А.А. Райляна, когда он поблизости от следственного изолятора беседовал с родственниками своего подзащитного. Соответствующие материалы направлены в следственные органы для возбуждения уголовных дел.
30 июля 2007 г. в г. Владивостоке было совершено нападение на адвоката адвокатской консультации № 128 Межреспубликанской коллегии адвокатов (г. Москва) С.Ю. Береженцева, связанное с его профессиональной деятельностью. От причиненных ему телесных повреждений адвокат скончался.
Реакция на противоправные действия
Все противоправные действия в отношении адвокатов были обжалованы. В 2007 г. в правомочные органы направлено 205 жалоб и заявлений, из них 114 – в органы прокуратуры, 91 – в судебные органы. Были признаны обоснованными 94 жалобы (44 прокуратурой, 50 – судами), и по ним приняты соответствующие меры реагирования.
Как исполняется решение Совета ФПА РФ
Анализ поступивших в ФПА РФ статистических сведений и других данных свидетельствует о том, что не все адвокатские палаты выполняют решение Совета ФПА РФ от 6 июня 2006 г. о представлении в установленный срок информации о нарушениях профессиональных и социальных прав адвокатов.
Так, в 2007 г. учтено 222 нарушения прав адвокатов, а в ФПА РФ поступило лишь 33 сообщения, причем после представления первичной информации не были сообщены сведения о результатах рассмотрения жалоб адвокатов и адвокатских палат на противоправные действия правоохранительных органов и должностных лиц. Кроме того, иногда первичная информация о нарушениях прав адвокатов представлялась в ФПА РФ по истечении 7 и более месяцев после произошедших событий. Все это не давало ФПА РФ возможности своевременно анализировать ситуацию и оперативно обращаться в вышестоящие правоохранительные органы.
Каждая третья информация о допущенном ущемлении прав адвокатов поступила в ФПА РФ не из адвокатских палат субъектов РФ, а непосредственно от адвокатов. В таких случаях не представлялось возможным определить позицию АП субъекта РФ и комиссии по защите профессиональных и социальных прав адвокатов при совете адвокатской палаты по отношению к допущенному нарушению, а также избрать меру реагирования, поскольку было неизвестно, что сделано самой палатой.
По состоянию на 1 января 2008 г. комиссии по защите профессиональных и социальных прав адвокатов созданы только в 24 (28,9%) адвокатских палатах субъектов РФ. Как показывает практика, там, где не созданы такие комиссии, систематическая работа советов адвокатских палат по защите прав адвокатов не ведется.
Николай СОКОЛОВ,
главный специалист ФПА РФ
"АГ" № 10, 2008