×

доверительные отношения

Представители германской и российской адвокатур обсудили актуальные проблемы доверительных отношений между адвокатом и его клиентом
Материал выпуска № 13 (78) 1-15 июля 2010 года.

ДОВЕРИТЕЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ

Представители германской и российской адвокатур обсудили актуальные проблемы доверительных отношений между адвокатом и его клиентом


Доверительные отношения между адвокатом и клиентом являются одной из незыблемых основ гражданского общества и фундаментом адвокатской профессии. Однако в эпоху борьбы с финансированием терроризма, отмыванием (легализацией) преступных доходов, а также так называемой коммерциализацией юридической профессии одна из опор адвокатской деятельности – доверительные отношения, не представляется такой уж надежной и неколебимой.


Аксель Фильгес и Евгений Семеняко

В дискуссии, проходившей в зале Ученого совета Юридического факультета СПбГУ, приняли участие президенты ФПА России и Германии – Евгений Семеняко и Аксель Фильгес, президенты адвокатских палат г. Москвы и земли Бранденбург – Генри Резник и Франка Энгельманн, член Комиссии по уголовному праву Союза адвокатов Германии г-жа Хайде Зандкуль, адвокаты из Санкт-Петербурга, Ленинградской области, Красноярского края и Москвы. Организаторами выступили федеральные палаты Германии и России, при содействии адвокатских палат Ленинградской области и Санкт-Петербурга. Финансовую и организационную поддержку обеспечил Германский фонд международного правового сотрудничества (Фонд-IRZ).

Сплоченное сообщество

Говоря о проблеме доверия между адвокатом и клиентом, а также о посягательствах на адвокатскую тайну, необходимо учитывать важность участия всего адвокатского сообщества в обсуждении и решении данного вопроса, а также в избрании комплексного подхода к решению адвокатских профессиональных проблем.

«Роль и задачи ФПА Германии (ФПАГ) не сводятся исключительно к представительству интересов адвокатуры в Бундестаге (парламент), Бундесрате (представительство федеральных земель), в федеральных министерствах и судах, а заключаются в первую очередь в формировании единства германской адвокатуры, в укреплении адвокатского самоуправления, а также в усилении влияния системы континентального права внутри страны и за ее пределами».
Аксель Фильгес


Федеральная палата адвокатов Германии объединяет на сегодняшний день свыше 150 тысяч адвокатов, из них более 30 % составляют женщины. Единство сообщества перестает восприниматься как некая романтическая идея, когда речь заходит об отражении конкретных посягательств на адвокатуру со стороны государства. Беспрецедентной угрозой адвокатскому единству стала реформа уголовно-процессуального законодательства (пар. 160а УПК Германии), фактически поделившая адвокатуру Германии на две группы: на защитников по уголовным делам и остальных адвокатов. В отношении второй группы германский законодатель предусматривает проведение таких следственных действий, как прослушивание телефонных переговоров. Подобное искусственное, практически не оправданное деление адвокатуры на две группы грубо нарушает гарантированный Основным законом Германии принцип доверительных отношений между адвокатом и клиентом. Адвокатское сообщество Германии сплотилось для устранения несправедливой дифференциации, ФПА немедленно отреагировала, выступив с официальным заявлением. В результате был разработан проект закона об укреплении защиты доверительных отношений в уголовном процессе, который предусматривает устранение несправедливого деления адвокатуры на две искусственные профессиональные группы. Законопроект был поддержан Министерством юстиции и одобрен Правительством 31 марта 2010 г. Одним из аргументов ФПА Германии явилось то обстоятельство, что зачастую на ранней стадии обращения доверителя к адвокату сложно определить характер и порядок разрешения спора – будет это уголовный или гражданский процесс. Таким образом, прослушивание любых телефонных переговоров адвоката и клиента нарушает принцип доверительных отношений, посягает на адвокатскую тайну, и тем самым нарушает одну из основ гражданских прав и свобод. 4 июня Бундесрат опубликовал официальное заявление, в котором одобряется предложенный ФПА Германии и Министерством юстиции законопроект.

Адвокатская помощь – не коммерция

Вековая история адвокатского самоуправления в Германии знает немало примеров посягательств и угроз со стороны государства. Со стороны противников адвокатского самоуправления слышны упреки в чрезмерной бюрократизации деятельности ФПА Германии, призывы к так называемому дерегулированию адвокатской корпорации и организации адвокатуры по законам рынка, на основе свободной конкуренции. Когда бывший комиссар ЕС по вопросам конкуренции призывал к либерализации рынка адвокатских услуг, тогда мало кто из сторонников дерегулирования понимал, к какому печальному итогу может привести политика Брюсселя, увязывающая доступ к правовой защите граждан с ценами на адвокатские услуги, без контроля качества оказываемых адвокатами услуг. Однако время продемонстрировало неоправданность такого исключительно экономического и коммерческого подхода к адвокатской деятельности.


«Право – это не товар!»
Аксель Фильгес

В качестве примера можно вспомнить, что жесткая критика системы адвокатского самоуправления вынудила законодателей Англии и Уэльса ввести новую форму адвокатского образования, руководящим органом которого стали так называемые Советы юридических услуг (Legal Service Board). Адвокаты в таких советах составляют меньшинство. В ближайшее время у наших английских коллег появится предусмотренная законом возможность организовывать адвокатские бюро, капитал которых будет на 100 % состоять из иностранных инвестиций. Подобные тенденции вызывают серьезную тревогу, поскольку легализация таких структур приведет к уничтожению адвокатского самоуправления и свободной адвокатуры.

«Противникам же адвокатского самоуправления я могу лишь ответить: мы слишком долго отвоевывали это право у государства. Нужно понимать, что альтернатива самоуправления – не свобода, а государственное управление».
Аксель Фильгес

Контитентальное право

На первый взгляд необычным представляется направление деятельности ФПА Германии, обозначенное как усиление влияния системы континентального права внутри страны и за ее пределами. Однако именно континентальная система права (к которой относится и Германия и Россия) является той правовой системой, которая способна эффективно отстаивать интересы личности при сохранении взаимоуважения между гражданином и государством.

«Континентальная система права, на наш взгляд, может служить хорошей альтернативой, получившей широкое распространение в так называемых молодых демократиях, англосаксонской системе, в силу своей высокой эффективности и малой стоимости, а также способности предложить посредством кодификации большую правовую защищенность. Наша система права гарантирует действенную защиту интересов адвокатуры и доверителя».
Аксель Фильгес

Адвокатская тайна

Доверительность отношений между адвокатом и клиентом гарантируется одним из важнейших правовых институтов – адвокатской тайной. В Германии она существует с тех пор, как появились первые адвокаты. Присяга первых адвокатов согласно Судебному уложению 1555 г. содержала клятвенную обязанность «не разглашать ничьи секреты». С 1994 г. Федеральный закон об адвокатуре Германии обязывает и наделяет правом адвоката сохранять тайну в отношении абсолютно всего, что стало ему известно в процессе осуществления своей профессиональной деятельности. Для адвокатской тайны не существует срока давности.

«Адвокат обязан соблюдать профессиональную тайну, а также обеспечить ее соблюдение персоналом адвокатского бюро и всеми лицами, участвующими в осуществлении адвокатом своей профессиональной деятельности».
Франк Энгельман

Адвокат освобождается от обязанности хранить профессиональную тайну, в случае если информация является общедоступной и официально опубликованной (например, в государственном реестре или в СМИ); если доверитель оспаривает в судебном порядке размер гонорара адвоката; в случае уголовного судебного разбирательства в отношении адвоката.

Согласно Закону о расширении борьбы с отмыванием денег и финансированием терроризма от 21 августа 2008 г. адвокаты обязаны сообщать о сомнительных сделках своих клиентов, если существует серьезное основание полагать, что имеет место отмывание денег или финансирование терроризма, однако лишь в том случае, если они консультируют клиентов по финансовым, а не по юридическим вопросам. Согласно ст. 261 Уголовного кодекса адвокат может понести наказание, в случае если главной целью обращения к нему клиента было отмывание денег. По данным ФПАГ, с введением нового закона о борьбе с отмыванием денег адвокаты стали часто сообщать о сомнительных сделках своих конкурентов.

На состоявшемся 13 мая с.г. в Ахене Конгрессе адвокатов обсуждалась проблема освобождения адвоката доверителем от обязанности хранить тайну. Освобожденные своими клиентами от обязанности хранить адвокатскую тайну адвокаты зачастую, давая свидетельские показания, наносят ущерб и своему доверителю, и третьим лицам.

«Если сравнивать с другими государствами ЕС, то в Германии доверительность отношений между адвокатом и клиентом не достаточно надежно охраняется адвокатской тайной. Во Франции, в Австрии, Швейцарии, Нидерландах существует право адвоката на отказ от дачи свидетельских показаний, независимо от освобождения со стороны доверителя от обязанности хранить адвокатскую тайну».
Франк Энгельман

Таким образом, адвокатская тайна призвана защищать не только интересы доверителя. Правовое государство способно нормально функционировать лишь в том случае, если оно не только обязывает адвоката, но и наделяет его правом хранить профессиональную тайну. Государство, не уважающее данного принципа, перестает быть правовым государством.

«Исторический опыт Германии (Национал-социализм, ГДР) показал, что в случае, если государство допускает нарушение принципа неприкосновенности и абсолютности адвокатской тайны или, более того, требует такого нарушения, пусть даже в силу закона, такое государство перестает быть правовым».
Франк Энгельман



Павел МАГУТА,
руководитель международного
отдела ФПА РФ

"АГ" № 12, 2010

Яндекс.Метрика