×

Кто заплатит за бесплатную помощь

Федеральная палата РФ обратилась в Комитет по конституционному законодательству и государственному строительству Государственной Думы ФС РФ с просьбой поддержать проект закона, предусматривающего внесение изменений в Федеральные законы «Об адвокатской деятельности и адвокатуре» и «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», и внести его на рассмотрение депутатов Государственной Думы.
Материал выпуска № 4 (21) 16-29 февраля 2008 года.

КТО ЗАПЛАТИТ ЗА БЕСПЛАТНУЮ ПОМОЩЬ

Федеральная палата РФ обратилась в Комитет по конституционному законодательству и государственному строительству Государственной Думы ФС РФ с просьбой поддержать проект закона, предусматривающего внесение изменений в Федеральные законы «Об адвокатской деятельности и адвокатуре» и «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», и внести его на рассмотрение депутатов Государственной Думы.

ПРОЕКТ
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

О внесении изменений в Федеральный закон «Об адвокатской дея-тельности и адвокатуре в Российской Федерации» и статью 26.3 Феде-рального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации»

Статья 1

Внести в Федеральный закон от 31 мая 2002 года № 63-ФЗ «Об адво-катской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» (Собрание за-конодательства Российской Федерации, 2002, № 23, ст. 2102; 2003, №44, ст. 4262; 2004, № 35, ст. 3607; 2004, № 52 (часть 1), ст. 5267) следующие изме-нения:

1) в статье 3:

пункт 3 после слов «законодательством Российской Федерации» до-полнить словами «и законодательством субъектов Российской Федерации»;

2) в статье 24:

а) в пунктах 1, 3, 4 слова «органа исполнительной власти» и «органом исполнительной власти» заменить словами «высшего органа исполнительной власти» и «высшим органом исполнительной власти»;

Наш комментарий
В соответствии с ч. 2 ст. 21 Федерального закона от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (предста-вительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» осуществление мер по реализации, обеспечению и защите прав и свобод человека и гражданина возложено на высший испол-нительный орган власти субъекта РФ.
24 октября 2007 г. председатель Государственного комитета по обеспечению деятельности мировых судей Челябинской области (орган ис-полнительной власти в структуре высшего органа исполнительной власти – правительства области) внес в Адвокатскую палату Челябинской области представление о создании юридической консультации в Верхнеуральском су-дебном районе, в котором на четырех федеральных судей приходится три адвоката.
Не имея соответствующих полномочий определять порядок матери-ально-технического и финансового обеспечения юридической консультации, указанный руководитель предложил вопросы, связанные с материально-техническим и финансовым обеспечением юридической консультации, ре-шать не за счет бюджета области, как того требует закон, а за счет средств адвокатской палаты и адвокатов.
 

б) пункт 3 дополнить абзацем следующего содержания:

«Материально-техническое и финансовое обеспечение деятельности юридических консультаций является расходным обязательством субъекта Российской Федерации.»;

3) в статье 25:

а) пункт 1 дополнить словами «, в том числе в случаях оказания юри-дической помощи бесплатно.»;

б) подпункт 3 пункта 4 дополнить словами «за исключением случаев, когда помощь оказывается бесплатно.»;

в) пункты 8, 9, 10 исключить;

4) статью 26 изложить в следующей редакции:

«Статья 26. Оказание юридической помощи гражданам Российской Федерации бесплатно

1. Юридическая помощь гражданам Российской Федерации оказывает-ся бесплатно адвокатами в следующих случаях:

1) истцам – по рассматриваемым судами первой инстанции делам о взыскании алиментов, возмещении вреда, причиненного смертью кормильца, увечьем или иным повреждением здоровья, связанным с трудовой деятельно-стью;

2) ветеранам Великой Отечественной войны – по вопросам, не связан-ным с предпринимательской деятельностью;

3) гражданам Российской Федерации – при составлении заявлений о назначении пенсий и пособий;
4) гражданам Российской Федерации, пострадавшим от политических репрессий, – по вопросам, связанным с реабилитацией.

Законами субъектов Российской Федерации указанный перечень кате-горий граждан может быть дополнен и могут быть предусмотрены иные слу-чаи оказания юридической помощи гражданам Российской Федерации бес-платно.

Оказывая юридическую помощь гражданам бесплатно, адвокаты:

а) дают консультации по правовым вопросам в устной и письменной форме;

б) составляют заявления, жалобы, ходатайства и другие документы правового характера;

в) участвуют в качестве представителей граждан в гражданском судо-производстве, исполнительном производстве по гражданским делам, а также представляют интересы граждан в органах местного самоуправления, обще-ственных объединениях и иных организациях.

2. Консультации по правовым вопросам в устной форме оказываются адвокатами бесплатно также инвалидам I и II групп, неработающим пенсио-нерам, получающим пенсию по старости, на основании предусмотренных федеральным законодательством документов, подтверждающих их принад-лежность к указанным категориям.

3. Юридическая помощь оказывается во всех случаях бесплатно несо-вершеннолетним, содержащимся в учреждениях системы профилактики без-надзорности и правонарушений несовершеннолетних, в местах лишения сво-боды, а также в иных случаях, предусмотренных федеральным законодатель-ством.

 Наш комментарий

В соответствии с п. 1, 2 ст. 28 Федерального закона от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и право-нарушений несовершеннолетних» (далее – Федеральный закон № 120-ФЗ) (в ред. от 5 января 2006 г.) материалы о помещении несовершеннолетних, не подлежащих уголовной ответственности, в специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа рассматриваются судьей в течение 10 суток со дня их поступления в суд. Участие адвоката в рас-смотрении указанных материалов является обязательным.

При помещении несовершеннолетних в центры временного содержа-ния для несовершеннолетних правонарушителей органов внутренних дел в соответствии с п. 1 ст. 31.2 Федерального закона № 120-ФЗ в оказании юридической помощи может участвовать адвокат. Полномочия адвоката удостоверяются ордером, выданным соответствующим адвокатским обра-зованием.

В соответствии с п. 2 ст. 31.2 Федерального закона № 120-ФЗ мате-риалы в отношении несовершеннолетних, указанных в подп. 3–6 п. 2 ст. 22 этого Закона, при решении вопроса о помещении их в центр временного со-держания рассматриваются по месту их задержания единолично судьей в течение суток с момента представления указанных материалов органом внутренних дел. При рассмотрении материалов судьей участвует адвокат.

Правительство Свердловской области постановлением от 5 июля 2006 г. № 579 утвердило Порядок компенсации расходов адвокату, оказы-вающему бесплатную юридическую помощь гражданам Российской Федера-ции на территории Свердловской области. Однако этот Порядок не преду-смотрел компенсацию расходов адвокату, связанных с участием в судопро-изводстве на основании Федерального закона № 120-ФЗ.

На запрос Адвокатской палаты Свердловской области Правительство области ответило (исх. № 01-88-291 от 4 октября 2006 г.), что вопрос об оплате юридической помощи несовершеннолетним, не находящимся в учре-ждениях системы профилактики безнадзорности и правонарушений несо-вершеннолетних, законодательно не урегулирован.

4. Оплата труда и компенсация расходов адвоката, оказывающего юри-дическую помощь гражданам Российской Федерации бесплатно в порядке, установленном настоящей статьей, являются расходными обязательствами субъекта Российской Федерации.

Законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Рос-сийской Федерации определяются размер и порядок оплаты труда и компен-сации расходов адвоката, оказывающего юридическую помощь бесплатно, в том числе перечень документов, необходимых для получения гражданами юридической помощи бесплатно, и порядок предоставления указанных до-кументов; перечень документов, подтверждающих оказание адвокатами юридической помощи гражданам Российской Федерации бесплатно и расхо-ды, связанные с оказанием этой помощи, а также порядок предоставления указанных документов.

Средства бюджета субъекта Российской Федерации, направляемые на оплату труда адвоката, оказывающего юридическую помощь бесплатно, под-лежат перечислению на расчетный счет адвокатского образования, в котором адвокат осуществляет адвокатскую деятельность, в порядке и сроки, уста-новленные субъектом Российской Федерации.

5. Труд адвоката, участвующего в качестве защитника в уголовном су-допроизводстве по назначению органов дознания, органов предварительного следствия или суда, оплачивается за счет средств федерального бюджета. Расходы на эти цели учитываются в федеральном законе о федеральном бюджете на очередной год в соответствующей целевой статье расходов.

Размер и порядок оплаты труда адвоката, участвующего в качестве за-щитника в уголовном судопроизводстве по назначению органов дознания, органов предварительного следствия или суда, устанавливаются Правитель-ством Российской Федерации.

При этом регулирование величины оплаты труда адвоката производит-ся с учетом минимального размера оплаты труда, установленного федераль-ным законом.»;

5) в статье 29:

пункт 4 дополнить абзацем следующего содержания:

«Адвокатская палата является организацией, уполномоченной на пред-ставление интересов адвокатов и адвокатских образований в отношениях с органами государственной власти субъекта Российской Федерации при ре-шении вопросов, затрагивающих интересы адвокатского сообщества, в том числе вопросов, связанных с выделением средств бюджетов субъектов Рос-сийской Федерации на оплату труда и компенсацию расходов адвокатов, ока-зывающих юридическую помощь гражданам Российской Федерации бес-платно в порядке, установленном статьей 26 настоящего Федерального зако-на.»;

6) в статье 31:

а) подпункт 4 пункта 3 изложить в следующей редакции:

«4) обеспечивает доступность юридической помощи на всей террито-рии субъекта Российской Федерации, в том числе юридической помощи, ока-зываемой гражданам Российской Федерации бесплатно. В этих целях совет:

– определяет порядок оказания адвокатами юридической помощи бес-платно, доводит его до сведения адвокатов и органов государственной власти субъектов Российской Федерации, контролирует его исполнение адвокатами;

– принимает решения о создании по представлению высшего органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации юридических кон-сультаций и направляет адвокатов для работы в юридических консультациях в порядке, установленном советом адвокатской палаты;»;

б) подпункт 6 пункта 3 исключить.


Статья 2

Внести в Федеральный закон от 6 октября 1999 года

№ 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представи-тельных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Рос-сийской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, № 42, ст. 5005) следующие изменения:

а) подпункт 27 пункта 2 статьи 26.3 изложить в следующей редакции:

«27) оплаты труда и компенсации расходов адвоката, оказывающего юридическую помощь гражданам Российской Федерации бесплатно в поряд-ке, установленном статьей 26 Федерального закона от 31 мая 2002 года № 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации», материально-технического и финансового обеспечения деятельности юриди-ческих консультаций;».

Автор комментариев – Юрий САМКОВ, руководитель
Управления ФПА РФ по адвокатской деятельности и адвокатуре

"АГ" № 4, 2008

Яндекс.Метрика