×

Минздрав предупреждает…

Региональные власти скрывают от граждан актуальные цены на жизненно важные лекарства
Материал выпуска № 23 (184) 1-15 декабря 2014 года.

МИНЗДРАВ ПРЕДУПРЕЖДАЕТ…

Региональные власти скрывают от граждан актуальные цены на жизненно важные лекарства

Одним из ключевых моментов «майских указов», подписанных Президентом РФ В. Путиным в 2012 г., являлось создание Стратегии лекарственного обеспечения населения России до 2025 г. (Указ № 598, ст. 2, п. Б). Среди задач в разработанной Стратегии значилось «совершенствование государственного регулирования цен на лекарственные препараты для медицинского применения». Однако, как показала практика, не все региональные власти полностью выполняют президентские указы, забывая размещать цены на жизненно важные лекарства на официальных страницах своих министерств и управлений здравоохранения.

Цены на такие лекарства, входящие в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов (ЖНВЛП), определяет Министерство здравоохранения России, а каждый регион уже присовокупляет к ним свою надбавку. От этого перечня зависит, какие лекарства и по какой цене будут предлагать населению аптеки в следующем году, а также что будет закупаться для больниц и льготников. С 2010 г. каждый субъект РФ обязан размещать цены на жизненно важные лекарства на официальных веб-сайтах своих министерств и управлений здравоохранения. Однако власти регионов не осознают всю социальную значимость этого перечня и игнорируют требование закона, забывая информировать население о ценах на самые важные лекарственные препараты.

Согласно мониторингу официальных веб-страниц региональных министерств и управлений здравоохранения, проведенному в октябре этого года, 33 субъекта, т.е. более трети от общего количества, грубо нарушают законодательство. Власти этих регионов игнорируют требование о размещении актуальной и полной информации о максимально допустимых ценах на жизненно важные лекарственные препараты на официальных сайтах органов здравоохранения. Проблема также заключается в том, что миллионы россиян даже при желании не смогут узнать максимальные цены на лекарства в своих регионах, что дает возможность тем же аптекам продавать препараты по завышенным ценам, не опасаясь за последствия из-за правовой неграмотности большинства наших граждан.

Мониторинг проводился командой проекта Доступнаямедицина.рф, реализуемого за счет президентского гранта в поддержку ННО, выданного фондом ИСЭПИ. На веб-портале проекта предполагалось сделать калькулятор цен на лекарства ЖНВЛП для каждого субъекта РФ. Для этого необходимо было собрать информацию о максимальных ценах на лекарства из перечня ЖНВЛП со всех регионов. Но, как оказалось, далеко не все субъекты РФ размещают на официальных порталах подобную информацию, вопреки требованию закона.

Перечень ЖНВЛП впервые был утвержден приказом Министерства здравоохранения 3 января 1992 г. Впоследствии, с 2002 г. он ежегодно утверждается распоряжениями кабмина РФ. В последний утвержденный перечень ЖНВЛП вошли 567 позиций, куда включили препараты для лечения онкологических, сердечно-сосудистых, некоторых инфекционных заболеваний, в том числе и гриппа.

В 2010 г. был принят Федеральный закон № 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств», согласно которому лекарства не могут стоить дороже зарегистрированной в Минздраве цены производителя плюс оптовых и розничных надбавок. Закон также устанавливает, что власти субъектов РФ обязаны размещать в интернете или опубликовывать информацию о максимальных ценах на лекарственные препараты, включенные в перечень ЖНВЛП.

Таким образом, Минздрав России совместно с Федеральной службой по тарифам утверждает особую методику, которая устанавливает порядок расчета максимальной цены лекарств для производителей. Затем Минздрав России должен обязательно зарегистрировать все полученные цены от фармацевтических компаний.

Однако простые граждане чаще всего покупают лекарства в аптеках, поэтому цепочка установления цены идет дальше: Федеральная служба по тарифам также утверждает методику, согласно которой каждый регион России устанавливает при помощи надбавок свои максимальные оптовые и розничные цены на лекарства из перечня ЖНВЛП. Эти надбавки могут зависеть от множества факторов, например, от географической удаленности, транспортной доступности и других особенностей того или иного субъекта РФ.

И тут как всегда гражданин сталкивается с известной аксиомой: «идея хорошая, но исполнение подкачало». Федеральная антимонопольная служба уже не первый год интересуется, почему у соседних регионов розничные цены на одинаковые наборы «наиболее покупаемых населением ЖНВЛП» могут заметно отличаться, хотя транспортная доступность и географическая удаленность практически не отличаются. Примером могут служить Самарская область и Республика Мордовия. Оба субъекта находятся в одном федеральном округе – Приволжском, но стоимость вышеуказанных наборов между регионами, согласно июльскому докладу заместителя начальника Управления социальной сферы и торговли ФАС России Надежды Шаравской, составляет 327,05 и 541,11 рублей соответственно. Существенная разница, не правда ли?

Другая проблема – власти регионов крайне неохотно доносят до граждан информацию о ценах на жизненно важные лекарства и препараты. Возвращаясь к результатам мониторинга, удалось выяснить, что далеко не каждый региональный минздрав раскрывает на своем официальном сайте информацию о предельных ценах ЖНВЛП. Многие региональные чиновники или вовсе «забывают» размещать цены на такие лекарства, или скрывают их в глубине своих сайтов так, что большинству граждан будет крайне затруднительно их найти. Сайты некоторых минздравов (Москвы, Иркутской области, Астраханской области) часто содержат неактуальную информацию, которая датируется 2011–2012 годами, или информацию только о процентной надбавке без указания конечных цен на лекарства, как, например, сайт Минздравсоцразвития Чувашской Республики.

В черном списке оказались более 30 регионов, в том числе Москва, Санкт-Петербург, Московская, Ленинградская и Ростовская области, Красноярский край и многие другие. При этом региональные власти не собираются признавать свои ошибки.

«Проблемы с информированием горожан по ценам на жизненно важные лекарства возникли из-за смены руководства в Медицинском информационном аналитическом центре. Ее результатом стало то, что МИАЦ лишился базы данных, а новую еще не создал», – сообщили в городском комитете по здравоохранение Санкт-Петербурга.

Регионам просто выгодно скрывать подобную информацию, в противном случае – для них это дополнительная головная боль и лишнее внимание со стороны правосознательных граждан. Куда проще не размещать никакие списки с ценами на ЖНВЛП и продолжать держать население в неведении. Остается только надеяться, что после обращения авторов Доступноймедицины.рф в Генеральную прокуратуру РФ и Росздравнадзор ситуация поменяется, и граждане наконец-то получат доступ к информации, которая должна предназначаться им по закону. 

Егор КУЛАКОВ,
независимый корреспондент