×

Фпа и адвокатская монополия

Совет ФПА РФ выработал консолидированную позицию по вопросам поправок в законодательство об адвокатской деятельности и реализации программы «Юстиция»
Материал выпуска № 23 (184) 1-15 декабря 2014 года.

ФПА И АДВОКАТСКАЯ МОНОПОЛИЯ

Совет ФПА РФ выработал консолидированную позицию по вопросам поправок в законодательство об адвокатской деятельности и реализации программы «Юстиция»


21 ноября в Санкт-Петербурге в Доме юриста состоялось заседание Совета ФПА РФ. Главной темой повестки дня стал вопрос о реализации предложений ФПА РФ по Концепции регулирования рынка профессиональной юридической помощи в рамках Государственной программы «Юстиция» и законопроекту о внесении изменений в Федеральный закон «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» (далее – Закон об адвокатуре).


С информацией выступил первый вице-президент ФПА РФ Юрий Пилипенко. Он рассказал о ходе совместной деятельности ФПА РФ и Министерства юстиции РФ в рамках госпрограммы «Юстиция», а также о результатах деятельности рабочей группы ФПА РФ, которая обобщила предложения, поступившие из адвокатских палат по законопроекту о внесении изменений в Закон об адвокатуре. В настоящее время ФПА РФ готовит официальный отзыв, который в ближайшее время будет представлен в Министерство юстиции РФ.

Юрий Пилипенко заметил, что инициативы Правительства РФ, Министерства юстиции РФ, продиктованные необходимостью установления исключительного права адвокатов на профессиональное представительство в судах и поддержанные ФПА, не всеми толкуются однозначно. Адвокатов обвиняют чуть ли не в стремлении узурпировать всю сферу профессиональной юридической помощи. С этой точкой зрения первому вице-президенту приходится сталкиваться постоянно, отвечая на вопросы журналистов и принимая участие в ток-шоу на радио и телевидении. Он рассказал о том, как несколько дней назад вел на радио дискуссию с правозащитниками, которые усмотрели в готовящихся изменениях покушение на права человека, хотя принятие поправок в законодательство направлено прежде всего на защиту этих прав, в частности, права на получение квалифицированной юридической помощи и защиты в суде. Совершенно очевидно, подчеркивает Юрий Пилипенко, что введение новых правил вовсе не закрывает дорогу в суды гражданам, которые желают защищать себя сами, а также пригласить родных, друзей, просто соседей прийти в суд, что-то подсказать. Ограничения должны распространяться исключительно на профессиональное представительство, когда человек нанимает кого-либо на платной договорной основе. Это принципиальная позиция Федеральной палаты адвокатов. И она находит поддержку у всех, кто на самом деле заинтересован в том, чтобы граждане и организации получали действительно квалифицированную и профессиональную юридическую помощь.

Члены Совета обсудили законопроект Министерства юстиции РФ о внесении изменений в Закон об адвокатуре. Предметом дискуссии стал отзыв на законопроект вице-президента ФПА РФ, президента АП г. Москвы Генри Резника.

В числе новаций законопроекта – повышение статуса адвокатского запроса (изменения в ст. 5.39 и 17.7 КоАП РФ). Предваряя обсуждение этого положения, президент ФПА РФ Евгений Семеняко заметил, что адвокатский запрос – это лошадь, которая стоит впереди телеги всего адвокатского производства. Некоторые представители правоохранительных структур не хотели бы допустить повышения статуса адвокатского запроса. К примеру, представители Следственного комитета РФ восприняли его в штыки. Но в интересах правосудия, соблюдения принципа состязательности сторон адвокат должен полноценно выполнять свои процессуальные задачи.

Однако, как отмечается в отзыве вице-президента ФПА, декларируемое в законопроекте право на адвокатский запрос не подкреплено санкциями за невыполнение этого запроса или нарушение срока предоставления сведений по запросу адвоката в отношении нотариусов, лиц, занимающихся частной практикой, и индивидуальных предпринимателей. Обязанность этих лиц давать ответ на адвокатский запрос необходимо подкрепить наложением штрафа за ее невыполнение, как это предлагается в отношении должностных и юридических лиц.

В отзыве учтено предложение президента Палаты адвокатов Нижегородской области Николая Рогачёва: к адвокатскому запросу следует прилагать не доверенность или ее нотариально заверенную копию, а ордер.

Предложено также конкретизировать формулировку дополнения п. 2 ст. 17 Закона об адвокатуре, касающуюся адвокатской тайны, записав ее следующим образом: «использование и (или) разглашение информации, полученной посредством адвокатского запроса, за рамками оказания юридической помощи».

В отзыве содержится возражение против внесения дополнений в п. 2.1 ст. 18 Закона об адвокатуре. «Понятие “правомерное использование информации”, – говорится в документе, – не отвечает принципу правовой определенности. Кроме того, указание на то, что нельзя привлекать к ответственности за правомерные действия, неоправданно с позиции законодательной техники. Положения статьи 9 Кодекса профессиональной этики адвоката предусматривают ответственность защитника, если он действует вопреки законным интересам доверителя, оказывает ему юридическую помощь, руководствуясь соображениями собственной выгоды, безнравственными интересами или находясь под воздействием извне».

Члены Совета ФПА согласились с мнением, что исключение из ст. 25 Закона об адвокатуре п. 7 может создать для адвокатов проблемы с профессиональным налоговым вычетом. Было предложено также урегулировать вопросы налогообложения адвокатов, выбранных на должности в органах корпоративного самоуправления. Как заметил Юрий Пилипенко, в каждой палате этот вопрос решается по-разному. Но с точки зрения рационального использования средств корпоративного бюджета неразумно платить налог в 20% там, где на законных основаниях он может составить лишь 1%.

В ходе заседания Совета ФПА состоялась дискуссия о необходимости дополнительного законодательного регламентирования рабочего времени адвоката. По мнению Генри Резника, представляется весьма проблематичным определять пределы рабочего времени лица свободной профессии. Но ряд членов Совета высказались за то, что привлечение адвоката государственными органами для участия в следственных и других процессуальных действиях в нерабочее, ночное время, выходные и праздничные дни должно быть строго регламентировано и увязано с соответствующей оплатой за такой труд.

Был высказан и ряд других предложений по законопроекту. Юрий Пилипенко заверил членов Совета, что консолидированная позиция ФПА по поправкам будет доработана с учетом мнений коллег и что через неделю документ с предложениями ФПА поступит в Минюст России.

На заседании Совета состоялось награждение президентов адвокатских палат и членов Совета ФПА юбилейными наградами в честь 150-летия российской адвокатуры.

Члены Совета почтили минутой молчания память президента Адвокатской палаты Красноярского края Сергея Николаевича Мальтова, скоропостижно скончавшегося 11 ноября.

Александр КРОХМАЛЮК,
главный редактор «АГ»


Яндекс.Метрика