НИЧЕГО КРОМЕ ПРАВДЫ
Обвиняемого в убийстве освободили в зале суда после опроса на детекторе лжи

«Преступление и наказание»
Ф.М. Достоевский
Ф.М. Достоевский
В Гагаринском районном суде Москвы прошел уникальный процесс. В повторном разбирательстве суд назначил психофизиологическую экспертизу, по результатам которой оказалось, что осужденный за жестокое убийство и уже отсидевший три года человек невиновен. Подсудимого освободили прямо в зале суда.
История дела могла бы стать подходящим сценарием для леденящего душу триллера, но, к сожалению, речь идет о реальных людях и реальные сроках.
В Москве пропадает молодой человек – Варужан Д. Родные бьют тревогу и через некоторое время получают ответ: Варужана в живых нет, и тело не найдено. Поиски виновных приводят следствие в квартиру Ирины С., где последний раз видели погибшего. По подозрению в убийстве арестован 26-летний Дмитрий Тихонов – знакомый хозяйки квартиры, который был у нее в гостях в день убийства.
Ирина пишет явку с повинной, в которой говорит, что между Дмитрием и Варужаном завязалась драка, в которой Дмитрий кухонным ножом убил Варужана, а затем расчленил тело, запаковал в мешки для мусора и вынес их из квартиры. Ирина говорит, что сразу не сообщила о происшествии в милицию, потому что была слишком напугана. Дмитрий вменяемое ему убийство отрицает и говорит, что, когда он покидал квартиру, Варужан был жив и здоров. «Царица доказательств» – явка с повинной – делает свое дело, и показания Дмитрия суд не принимает во внимание, его осуждают на восемь лет заключения.
Тем не менее в деле остается множество «нестыковок», например время, затраченное на преступление. По записям видеокамер, установленных у подъезда, можно увидеть, что в одной квартире Дмитрий и Варужан пробыли не более 25 минут. То есть меньше чем за полчаса Тихонов успел поссориться, подраться, убить человека, расчленить и упаковать тело. Приглашенный в суд эксперт-патологоанатом утверждал, что сделать это за такой короткий промежуток времени физически невозможно. Те же видеокамеры фиксируют, как на следующий день Ирина выносит из подъезда объемную и явно тяжелую сумку.
Трое профессиональных судей при повторном рассмотрении решили обратиться к психофизиологической экспертизе. Перед судом встала проблема получения процессуально выверенного и квалифицированного вывода эксперта. Для проведения исследования приглашают эксперта-полиграфолога Игоря Нестеренко. На основании добровольного согласия проверке на детекторе лжи должны были подвергнуться главные герои дела – Дмитрий и Ирина. Защитники максимально точно и принципиально поддерживали позицию своих подзащитных, каждому были неоднократно разъяснены их права, возможные последствия проведения данного экспертного исследования, более того, участники экспертизы были заранее ознакомлены с вопросами, которые будет задавать специалист. В общем, позиция была абсолютно верно процессуально выдержанна и по-человечески корректна. Экспертное исследование производилось в зале судебного заседания.
Во время опроса Ирина спокойно реагировала на вопросы эксперта, касающиеся возможных действий Дмитрия, но как только эксперт коснулся возможного участия в тех же событиях самой Ирины, она тут же отказалась от дальнейшего участия в экспертном исследовании. Ответы Дмитрия, подтверждающие его невиновность, оказались правдивы. Приговор суда стал закономерен и логичен: «Тихонова Д.А. оправдать и освободить из-под стражи в зале суда, предоставить право на реабилитацию». Зал разразился аплодисментами.
Преступление оказалось замешано на деньгах, которые нужны были Ирине для открытия в Москве собственного салона красоты. Недостающие средства на это предприятие она намеревалась получить, продав автомобиль BMW-525, принадлежавший убитому Варужану. Дмитрия же она просила перегнать машину с одного места стоянки на другое, сказав, что купила машину. Не знавший об убийстве Дмитрий согласился, а диски, находившиеся в машине и принадлежавшие Варужану, которые Ирина на правах хозяйки отдала Дмитрию, стали скомпрометировавшими его уликами.
Ирине Гагаринский суд назначил восемь лет и шесть месяцев лишения свободы. Московский городской суд в порядке кассационного надзора утвердил этот приговор, оставив его без изменения.
Прецедент, созданный Гагаринским судом г. Москвы, наглядно продемонстрировал, что психофизиологическая экспертиза с использованием полиграфа помогает установить истину и нужна как следователям, так и адвокатам. Главная сложность с применением судебной психофизиологической экспертизы заключается в крайне принципиальном выборе экспертов исследования. Далеко не каждый, кто может нажимать кнопки «детектора лжи», имеет право на проведение экспертного исследования и производства экспертных выводов в процессуальных условиях.
О том, что такое полиграф и кого можно считать экспертом-полигрофологом, «АГ» попросила рассказать независимого эксперта по специальным психофизиологическим исследованиям, аттестованного Институтом криминалистики ФСБ РФ, – Игоря Нестеренко.
– Какие параметры фиксирует полиграф, и можно ли его обмануть?
– Полиграф – это техническое средство, которое осуществляет синхронную регистрацию различных физиологических процессов в ходе психофизиологического исследования. В частности, фиксируется верхнее и нижнее дыхание, кожно-гальванический рефлекс, работа сердечно-сосудистой системы, голос, тремор (двигательная активность) и производные составляющие. Бытует мнение, что полиграф измеряет страх. Это неверно, нужно четко понимать, что объектом психофизиологического исследования является память человека, а предметом – наличие в памяти конкретного человека каких-либо следов события, которые интересны для восстановления истины по делу. Соответственно, спросить «Можно ли обмануть полиграф?» все равно, что спросить «Можно ли обмануть собственную память?». Это еще никому не удавалось. Другой вопрос, что есть категории людей, к которым нельзя применять полиграф, например дети до 14 лет или люди с психическими заболеваниями.
– Кто может работать с полиграфом?
– На сегодняшний день в МВД возникла парадоксальная ситуация: в России большое количество специалистов по «полиграфу», но специалистов, способных производить опросы с использованием полиграфа в процессуальных условиях, практически нет. Почему? Человек проходит курсы при каком-нибудь учебном заведении, например милицейском, и начинает писать справки, меморандумы, рапорты, акты, которые подпадают под понятие «опрос в интересах оперативно-розыскных мероприятий» – документы, которые идут в суд в раздел «иных документов» дела и за которые «специалист», их составивший, не несет никакой ответственности по ст. 307 УК РФ. Но это не годится для процесса.
Выбор экспертов должен строго соответствовать ст. 13 Федерального закона № 73-ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации», по которому специалистом считается человек, прошедший экспертную подготовку в профильном криминалистическом учебном заведении (не в любом, пусть даже юридическом вузе или каком-либо ОАО), прошедший переаттестацию и имеющий профильное высшее образованием в разделе психологии или медицины. Более того, в экспертном исследовании должен быть указан объект и предмет исследования (в подавляющем большинстве «горе»-эксперты этого не знают), указана использованная методика исследования, а выводы эксперта должны соответствовать фундаментальным требованиям криминалистики. Только тогда экспертное исследование и выводы эксперта являются процессуально-выверенными и значимыми для рассмотрения в процессуальном поле.
– Что должен знать адвокат, чтобы обращаться к эксперту подготовленным?
– Прежде всего адвокатам следует относиться к психофизиологической экспертизе не как к чему-либо из ряда вон выходящему, а как к обычному экспертному исследованию, использовать принципы относимости, допустимости, достоверности, логики и здравого смысла. Адвокат, прежде чем обращаться к специалисту, должен изучить Федеральный закон № 72 «Об экспертной деятельности» и знать хотя бы основы криминалистики. Только тогда адвокат будет понимать, с чем имеет дело, и сможет объяснить это своему клиенту. В моей практике были случаи, когда подсудимые отказывались от опроса с использованием полиграфа непосредственно перед процедурой или во время нее, неожиданно открывались те детали дела, которые исследуемый утаивал от собственного защитника.
![]() | Принцип работы полиграфа основан на том, что человек, который лжет, совершает насилие над собственной психикой – обманывает самого себя. На это насилие организм отзывается рядом физиологических реакций, которые человек, хочет он того или нет, контролировать не может. Современный полиграф представляет собой переносной персональный компьютер с сенсорным блоком и датчиками съёма информации. Сенсорный блок снимает сигналы с датчиков, регистрирующих информацию о физиологических процессах, преобразовывает их в цифровой код и передает его на персональный компьютер. Таким образом, на экране монитора отображаются различные реакции организма. |
Марина САМАРИ
"АГ" № 6, 2010
"АГ" № 6, 2010
По вопросам проведения исследований с использованием полиграфа
обращайтесь по тел.: 8 (916) 272-22-42
обращайтесь по тел.: 8 (916) 272-22-42