ПОЛИЦИЯ НРАВОВ
Недоработанность отдельных положений принятого закона дает возможность их широкого толкования
22 сентября 2016 г вступает в силу Федеральный закон от 23 июня 2016 г. № 182-ФЗ «Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации». Стремительность принятия данного закона не позволила развернуть широкую дискуссию вокруг отдельных его положений на стадии рассмотрения законопроекта в Государственной Думе ФС РФ. В настоящее же время многие его аспекты вызывают обоснованную озабоченность.К таким аспектам относятся: введение в правовой обиход категорий «мораль» и «общепринятые нормы поведения» без их дальнейшего раскрытия, соотношение формулировки «лицо, склонное к совершению преступления» с презумпцией невиновности, как и соотношение целого ряда вводимых законодательных положений с конституционными правами и свободами человека и гражданина, а также некоторые внутренние противоречия самого закона.
Что следует считать моральным и общепринятым?
Вводя понятие «антиобщественное поведение», законодатель определяет его как «не влекущие за собой административную или уголовную ответственность действия физического лица, нарушающие общепринятые нормы поведения и морали, права и законные интересы других лиц».
Ключевыми в данной дефиниции являются следующие аспекты:
– это действия, не влекущие за собой административную или уголовную ответственность, т.е. не содержащие признаков элементов состава административного правонарушения/преступления;
– указанные действия нарушают мораль, общепринятые нормы поведения, права и законные интересы других лиц (союз «и» позволяет говорить о необходимости совокупности «объектов посягательства»).
Что представляют собой мораль и общепринятые нормы поведения, законодатель не раскрывает, и это предопределяет возможность широкого толкования данных категорий.
Так, мораль в традиционном ее понимании – это система норм и правил, выработанных в соответствии с принятыми в обществе ценностями, взглядами на добро и зло. Мораль, как мы знаем, является одним из регуляторов общественных отношений, как и право, однако, в отличие от последнего, не имеет четко выраженной формы и не влечет в результате ее нарушения санкций в виде механизма обязательного государственного принуждения (за исключением, конечно же, моральных требований, облеченных в букву закона).
Несмотря на приписываемый морали «универсальный» характер, она неоднородна, как неоднородно и само общество. В силу историко-культурных различий нашего многонационального государства представления о морали и общепринятых нормах поведения в значительной степени будут различаться от республики к республике, от автономного округа к краю, будут различаться данные представления и между разными возрастными группами.
Безусловно, фундаментальные ценности едины для всего государства и закреплены в Конституции РФ: гуманизм, уважение достоинства личности и т.д., однако даже сам текст Основного закона не содержит категорий «мораль» и «общепринятые нормы поведения». На наш взгляд, тем самым обеспечивается единообразие правоприменения, лежащее в основе столь значимого принципа, как правовая определенность.
Но если представления общества о природе морали в целом совпадают, то совсем иначе обстоит дело с «общепринятыми нормами поведения», которые законодатель в ст. 2 Федерального закона № 182-ФЗ отождествляет с моралью. Всякое ли общепринятое поведение морально? Увы, данный вопрос, видимо, остается на откуп правоприменительной практике.
Анна МАХОВА,
стажер адвоката ПА Нижегородской области
Полный текст статьи читайте в печатной версии «АГ» № 17 за 2016 г.
стажер адвоката ПА Нижегородской области
Полный текст статьи читайте в печатной версии «АГ» № 17 за 2016 г.