×

С плохо скрытым ликованием

Американские корпорации одобряют преследование недобросовестных адвокатов
Материал выпуска № 15 (32) 1-15 августа 2008 года.

С ПЛОХО СКРЫТЫМ ЛИКОВАНИЕМ

Американские корпорации одобряют преследование недобросовестных адвокатов

Мы уже писали о настойчивых попытках американских прокуроров оздоровить адвокатуру – на первый взгляд для этого в последнее время есть все основания. Трое адвокатов из Кентукки обвиняются в обсчете клиентов на несколько миллионов долларов по делу о пищевой добавке для похудения «фен-фен», два знаменитых специалиста по акционерным делам признали себя виновными в подкупе истцов, а группа адвокатов из Миссисипи уличена в попытке подкупить судью. Не слишком ясные очерки «Нью-Йорк таймс» не позволяют удостовериться, в самом ли деле пьявки-адвокаты совершили приписанные им деяния или признают вину под воздействием шантажа со стороны прокуратуры, умеющей использовать людские слабости. Читатели смогут дать обстоятельствам дел собственную оценку, ознакомившись с пересказом двух статей из популярной газеты. Однако бросается в глаза, что в обоих случаях весьма кстати пришлись личные конфликты, из которых, как и во времена Гоголя, извлекают выгоду правоохранительные органы, а теперь еще и крупные корпорации, лишившиеся благодаря усилиям следствия нескольких опасных врагов.

 Как-то в жарком разговоре… Чичиков назвал другого чиновника поповичем, а тот, хотя действительно был попович, неизвестно почему обиделся жестоко и ответил ему тут же сильно и необыкновенно резко… но недовольный сим, он послал еще на него тайный донос.

Н. Гоголь. Мертвые души

Достойно порицания

Американская система борьбы с коррупцией, хорошо известная во всем мире благодаря надоевшим заклинаниям о недопустимости взяток во внешнеэкономических договорах, часто преподносится гражданами, побывавшими за океаном, в качестве эталона борьбы с этим социальным злом. Видимо, на практике она порой дает сбои, о чем свидетельствует процесс Ричарда Ф. Скраггса. Успешные сражения с табачными магнатами в 1990-х гг. сделали его одним из известнейших в стране адвокатов по делам потребителей, однако недавно он, к всеобщему удивлению, признал себя виновным в попытке подкупить судью, о чем рассказывает журналист Абха Бхаттараи. Трудно сказать, действительно ли 62-летний адвокат не знал, что коррупция в США давно побеждена, или отдельные слуги правосудия все-таки дают повод уповать на подобные методы урегулирования споров, но такое расхождение теории с практикой обойдется Скраггсу в пять лет тюрьмы.

Как выражается автор, «г-н Скраггс, также именуемый Дикки», признал себя виновным в причастности к попытке подкупа миссисипского судьи Генри Лейки на сумму 50 тыс. долларов за благоприятное решение в споре со страховщиком о возмещении ущерба в 26,5 млн долларов после урагана «Катрина». Судья Нил Д. Биггерс-младший, давший Скраггсу максимальный срок, назвал преступление «достойным порицания». Скраггс должен явиться в тюрьму к обеду 4 августа. Миссисипский федеральный суд также оштрафовал его на 250 000 долларов и обязал оплатить стоимость содержания под стражей. Во время вынесения приговора Скраггс едва не упал в обморок. Еще один представитель той же адвокатской фирмы Бакстром был приговорен к двум годам и четырем месяцам тюрьмы и такому же штрафу в четверть миллиона, ставшему, вероятно, традиционным для адвокатов.

Обвинение в подкупе возникло благодаря разбирательству, возбужденному против Скраггса и компании адвокатом Дж. Гриффином Джонсом, который жаловался, что ему недодали его долю в 26-миллионной компенсации, причитавшейся по двум искам к страховой компании в связи с ураганом. Из статьи не совсем ясно, каким образом запутанные адвокатские расчеты привели к обвинению в том, что Скраггс, Бакстром и трое других исполнителей юридических услуг сговорились дать судье Лейки. Известно только, что последний по каким-то причинам предпочел поставить в известность об адвокатской инициативе прокуратуру. Речь якобы шла о сорока тысячах долларов, к которым потом пришлось добавить еще 10 тысяч. На этой стадии прокуроры надели на еще одного представителя фирмы, Тимоти Балдуччи, подслушивающее устройство, которое и записало соображения Скраггса о том, как лучше всего легализовать эту сумму.

Дело привлекло общенациональный интерес еще и потому, что Скраггс вел довольно активный образ политической жизни, много жертвовал, в основном в пользу демократической партии, но не забывал и республиканцев. Его близким родственником являлся бывший сенатор от республиканской партии Трент Лотт, а дружил Скраггс с демократическим конгрессменом Тейлором.

Друзья и коллеги отзываются о Скраггсе как об очаровательном человеке, всегда одетом с иголочки. Они также характеризуют его как феноменального юриста, который, в общем-то, не нуждался в нарушениях закона для своего успеха. Борьба Скраггса с табачными компаниями, вынудившая последние пролить немало слез, якобы вдохновила создателей кинофильма «Инсайдер». Вспоминают, что при ведении дела об асбесте, вызывающем тяжелое заболевание легких, он за свой счет обследовал предполагаемых клиентов на предмет выявления асбестоза.

Корпорации и торговые группы отреагировали на дела адвокатов с плохо скрытым ликованием. «Это всего лишь еще один пример культуры жадности и коррупции, которая, по-видимому, произрастает в среде адвокатов, специализирующихся по делам потребителей, – заявила президент института правовой реформы Торговой палаты США Лайза Риккард. – За последний год она слегка вышла из-под контроля».

Опрошенные журналистами адвокаты заявили, что не ожидали от Скраггса признания вины. «Я был уверен, что он станет бороться», – сообщил адвокат Фред Крутц, окончивший одну со Скраггсом юридическую школу. Совсем недавно адвокат Скраггса Джон Кейкер заявил в интервью газете «Уолл-стрит джорнал», что дело против его клиента является сфабрикованным. К наблюдениям американского автора можно добавить только, что прокуратура, видимо, нашла способ нейтрализовать волю испытанного судебного бойца. Не исключено, что это как-то связано с упомянутым адвокатом Джонсом, выражавшим недовольство тем, как Скраггс ведет расчеты с коллегами. Иначе трудно понять, при чем вообще в деле о неудавшемся подкупе судьи адвокат Джонс.

Угроза процветанию

«Широко известная юридическая фирма согласилась выплатить 75 млн долларов за прекращение уголовного дела, подорвавшего репутацию профессии» – такая фраза вынесена во врез статьи Джонатана Глейтера, опубликованной в середине июня. Речь идет об адвокатах, специализировавшихся на «классовых исках» в защиту прав обманутых акционеров.

Мелвин Вейсс совместно со своим протеже и многолетним партнером Уильямом С. Лираком прославился агрессивным судебным преследованием корпораций. Оба они позиционировали себя в качестве защитников инвесторов и потребителей. Как простодушно пишет автор, эта деятельность принесла ему чрезвычайную состоятельность, проклятия бизнес-сообщества и в конце концов привела к конфликту с федеральными прокурорами. Пути союзников разошлись в 2004 г. после жаркого спора. Взаимное недовольство накапливалось долго и было вызвано, в частности, различной тактикой партнеров: Лирак считал Вейсса медлительным, тогда как последний был недоволен чрезмерной напористостью своего более молодого друга. Непосредственным поводом для разрыва послужили угрозы Лирака в адрес одного из клиентов, которым Вейсс особенно дорожил.

Система классового иска была проста и эффективна. Для его предъявления необходим так называемый поименованный истец, чье имя указывается в первоначальной жалобе в качестве представителя группы обманутых вкладчиков, например акционеров той же компании. Таким поименованным истцам, как офтальмолог доктор Стивен Куперман, Вейсс выплачивал 10 % гонораров, полученных фирмой. Имея готовый перечень поименованных истцов, Вейсс мог опережать другие фирмы, что позволяло ему захватывать контроль в деле и получать большую долю гонораров. В июле прошлого года доктор Куперман признал себя виновным в сговоре с целью воспрепятствования правосудию и ложных заявлениях.

Расследование деятельности фирмы началось шесть лет назад, после того как офтальмолог Куперман был обвинен в мошенничестве с предметами искусства. Часто исполнявший роль истца в делах «Милберг, Вейсс» Куперман предложил предоставить доказательства против адвокатов в обмен на смягчение приговора. Прорыва следствие добилось в 2006 г., когда бывший клиент Вогел признал, что адвокаты «Милберг» заплатили ему больше 2 млн долларов в период 1991–2005 гг. за участие в 40 классовых исках. По мнению следствия, существовал целый «парк» готовых к услугам клиентов, владевших акциями компаний. По словам прокурора Томаса О’Брайена, «Милберг» выплатил за 25 лет тайные «откаты» истцам в более чем 165 делах, которые принесли ему гонорар на сумму почти 240 млн долларов.

И Лирак, и Вейсс признали свою причастность к откатам. Лирак приговорен к двум годам тюрьмы с обязательством выплатить 7,75 млн долларов, Вейсс, кроме штрафа в 250 тыс. долларов, обязан уплатить 9,8 млн долларов, а отсидеть ему придется 30 месяцев. Денежный итог скандала можно считать неплохим для обвиняемых – автор указывает, что прокуратура рассчитывала на 100 млн долларов. Однако факт осуждения адвокатов за злоупотребления может иметь далеко идущие последствия.

Фирма, ранее носившая наименование «Милберг, Вейсс, Бершад, Хайнс и Лирак», претерпела сокращение и в настоящее время именует себя просто «Милберг». Благодаря недавней сделке с прокуратурой она сохранит свое существование при условии выплаты правительству 75 млн долларов в течение пяти лет. По словам Санфорда П. Дюмейна, партнера «Милберг», «вывод о том, что ни один действующий адвокат фирмы не причастен к каким-либо злоупотреблениям, позволяет нам сделать реальный шаг вперед». Он добавил, что фирма рассматривает вопрос о взыскании компенсации со стороны бывших партнеров с целью сведения счетов с правительством.

По мнению автора – Джонатана Глейтера, явно не испытывающего больших симпатий к адвокатам, признание виновности и сделка с правосудием представляют собой ошеломляющие перемены не только для подсудимых адвокатов, но в целом для правовой культуры самонадеянности и нарушений закона, как обычно, в интересах справедливости для доверителей-инвесторов. Дело не только в том, что «все более консервативные суды ужесточают требования к акционерным искам. Репутация адвокатов страдает. Имидж г-на Лирака, размахивавшего уничтоженными документами “Энрона” и выступавшего против корпоративной коррупции, омрачен неприятными разоблачениями сговора этих адвокатов с целью введения судов в заблуждение и признаниями в злоупотреблениях полномочиями».

Даже тюрьма не покончила с бравадой г-на Лирака. В недавней статье для делового журнала «Портфолио» он пишет, что выплаты истцам являлись отраслевой практикой. Любопытно отметить, что такие высказывания цитируются политиками-республиканцами, которые требуют дальнейшего расследования. Конгрессмены Бенер и Смит пишут письма должностным лицам палаты, напирая на то, что «скандал “Милберг, Вейсс” выявил ясную и сохраняющую значение угрозу процветанию нашего народа», под которым два республиканских товарища, вероятно, подразумевают любезные их сердцам крупные корпорации.

Раскрытие адвокатских злоупотреблений «отравило колодец», заявил на условиях анонимности один из нью-йоркских специалистов по акционерным делам. Правда, следует отметить, что такие иски не исчезли – в прошлом году их было подано 176 против 118 в 2006-м, правда, по отношению к 2001 г., когда их было 497, зафиксировано довольно заметное снижение. В этом году, несмотря ни на что, подан 101 акционерный иск, констатирует автор. Однако неизвестно, сколько из них удовлетворено, и, возможно, указанный способ устранения угрозы процветанию американского народа еще проявит свои неоспоримые преимущества.

Александр ДЁМИН

"АГ" № 15, 2008

Яндекс.Метрика