×

Знание – сила

Из истории высшего юридического образования России
Материал выпуска № 18 (203) 16-30 сентября 2015 года.

ЗНАНИЕ – СИЛА

Из истории высшего юридического образования России

Почтовая карточка с изображением фасада Императорского училища правоведения

Полагаем, что для каждого юриста представляет интерес история развития не только «альма-матер», выпускником которой он является, но и других значимых образовательных учреждений России, обучающих юриспруденции. Пополняя коллекцию артефактов, связанных с отечественной юриспруденцией, автор собрал любопытную информацию об известных юридических вузах Императорской России, СССР и современной России. В настоящем материале речь пойдет об Императорском училище правоведения.

В первой половине XIX в. огромной проблемой, тормозившей развитие России, являлось отсутствие не только системного законодательства, но и квалифицированных юристов. Требовались люди, способные не погрязнуть в чиновничьем бюрократизме и царившем стяжательстве в сфере судопроизводства.
Данную задачу было призвано решить учрежденное ровно 180 лет назад 21 мая 1835 г. Указом Императора Николая I Императорское училище правоведения – одно из первых отечественных высших юридических учебных заведений.

История создания и организация деятельности
Императорское училище правоведения было организовано по предложению и на средства племянника царя – принца Петра Ольденбургского и при непосредственном участии великого российского реформатора и законотворца Михаила Сперанского, с целью воспитания юридически компетентных кадров для административной и судебной деятельности.

Для размещения Училища за 700 000 рублей принц приобрел и перестроил дом на Набережной реки Фонтанки в г. Санкт-Петербурге.

5 (17 – по новому стилю) декабря 1835 г. состоялось торжественное открытие Училища, на котором присутствовал Император Николай I.

Училище являлось закрытым учебным заведением; имело статус привилегированного и было уравнено с Царскосельским лицеем, в котором также преподавался курс юридических наук. Оно состояло в ведомстве Министерства юстиции.

В Училище принимались юноши от 12 до 17 лет, исключительно потомственные дворяне, которые во время учебы постоянно находились в доме Училища. В то время считалось, что законы должны были изучаться и применяться только проверенными и состоятельными людьми. На каждом курсе было не более 100 воспитанников.

Полный курс обучения был установлен в семь лет с подразделением на 4 общеобразовательных класса (с гимназической программой) и 3 специальных. В 1847 г. при Училище были учреждены приготовительные трехлетние классы.

Воспитанники делились на казенных и так называемых своекоштных, оплачивающих учебу самостоятельно. Те и другие обязаны были прослужить после выпуска 6 лет в Министерстве юстиции. Выпускники именовали себя «правоведы».

В приготовительных и начальных классах полностью проходили гимназическую программу; на специальных курсах изучали энциклопедию законоведения (начальный курс права). На старшем курсе основные предметы – церковное, римское, гражданское, торговое, уголовное и государственное право; гражданское и уголовное судопроизводство; история римского права; энциклопедия законоведения. Вспомогательные предметы – международное право, судебная медицина, полицейское право, политическая экономия, законы о финансах, история вероисповеданий, история философии в связи с историей философии права.

Процессу обучения с самого начала задавалось практическое направление. Для этого Училище получало все указы Сената, решения гражданских и уголовных дел. Под руководством профессоров воспитанники разыгрывали судебные заседания с участием представителей обвинения и защиты. Воспитанникам старших курсов полагалось посещать тюрьмы. Большое внимание уделялось занятиям спортом: обязательные уроки верховой езды, теннис, бокс, зимой – лыжи. Студенты также обучались бальным танцам, музыке.

В целом же преподавание заключалось в чтении лекций, зубрежке законов и сдаче экзаменов. Как писал знаменитый выпускник Училища, композитор Пётр Чайковский: «Хотя я вышел из Училища по первому разряду, но в наше время так учили, что наука выветривалась из головы тотчас после выпуска. Только потом, на службе, можно было как следует выучиться. Училище правоведения давало только скороспелых юристов-чиновников, лишенных всякой научной подготовки. Благотворное влияние правоведов прежнего типа сказалось только тем, что в мир сутяжничества и взяточничества они вносили понятие о чести и неподкупности».

Выпускники, окончившие Училище с отличием, получали чины IX и X классов (титулярного советника и коллежского секретаря – соответствовали штабс-капитану и поручику армии) и направлялись преимущественно в канцелярии Министерства юстиции и Сената; прочие направлялись в судебные места по губерниям в соответствии с успехами каждого.

Гражданская служба начиналась с низших ступеней, с тем чтобы будущий высокопоставленный юрист, пройдя всю вертикаль чиновничьей системы, получил представление, как она устроена «изнутри». При этом сословное происхождение и, соответственно, высокая материальная обеспеченность такого чиновника были залогом его независимости и отсутствия предпосылок для коррумпированности.

Интересно, что Училище, выпуская своих питомцев на государственную службу вовне, внимательно следило за их профессиональными успехами и еще в течение нескольких лет опекало. Предписывалось в обязательном порядке ежегодно проходить испытания по основным предметам курса, для чего являться каждый год непосредственно в Училище или университет по месту службы, а где такового не имелось, в гимназию – для прохождения испытания в тех предметах, какие будут назначены училищным Советом и утверждены попечителем.

Выпускники Училища по его окончании служили на различных должностях в Министерстве юстиции, судьями, товарищами прокурора, присяжными поверенными, в дипломатической сфере. 46 выпускников стали членами Государственного Совета, 168 – сенаторами, 64 правоведа занимали пост губернатора.
Многие выпускники Училища принимали участие в Русско-турецкой войне 1877–1878 гг., войне с Японией в 1904–1905 гг., Первой Мировой войне, Гражданской войне на стороне Белой армии. Часть из них погибли на фронтах и в результате послереволюционных репрессий.

Расход по содержанию Училища в конце XIX в. составлял 225 000 р. ежегодно; из них 90 000 р. отпускалось из казначейства, а остальная сумма возмещалась платой за содержание воспитанников. Воспитанники, которые не в состоянии были платить за учебу, а также оказавшиеся в сложной жизненной ситуации бывшие выпускники Училища получали помощь из основанной в 1885 г. «Правоведческой кассы», членами которой были бывшие воспитанники Училища – в большинстве высокопоставленные сановники, вносившие установленные взносы в кассу.

При Училище была создана библиотека, музей истории Училища. В здании Училища также функционировала церковь в честь Св. Екатерины, освященная в год его основания. В церкви хранились русские исторические реликвии времен Отечественной войны 1812–1813 гг. – служившие знаменами и хоругвями Тверского, Новгородского и Ярославского ополчений, сформированных родителями принца Ольденбургского.

Общее количество воспитанников, окончивших полный курс Училища с 1840 (первого выпуска) по 1917 г. (78 выпуск), составило около 2580 выпускников (по другим сведениям 2317 выпускников. – Прим. авт.).
В заслугу Училища должно быть поставлено и то, что оно с успехом боролось с привычками и нравами дореформенного суда, помогло осуществить Судебную реформу 1864 г. и наполнить высококвалифицированными кадрами юридические ведомства.

После установления советской власти занятия с учащимися некоторое время еще проводились. Однако 18 июня 1918 г. решением Народного комиссариата просвещения РСФСР Училище было полностью ликвидировано. Его здание было передано Петроградскому агрономическому институту, затем Научно-исследовательскому институту телевидения. С 2003 г. в стенах бывшего Училища правоведения функционирует Ленинградский областной суд.

Традиции Императорского училища правоведения возрождает Санкт-Петербургский институт права имени Принца П.Г. Ольденбургского, основанный в 1992 г. Он является одним из первых в России негосударственных юридических вузов.

Игорь БУШМАНОВ,
адвокат АП Московской области, управляющий партнер АБ «АВЕКС ЮСТ»

Окончание в следующем номере.


Яндекс.Метрика