×

Что знает статистика

По данным Росстата, уже в течение нескольких лет наблюдается рост уличной преступности. Является ли такая статистика следствием реального роста преступности или же сменой подхода к регистрации преступлений?
Золотухин Борис
Золотухин Борис
Советник ФПА РФ, адвокат АП Белгородской области
Когда возникает вопрос о результатах статистики, вспоминается высказывание, приписываемое Бенджамину Дизраэли: «Существует три вида лжи: ложь, наглая ложь и статистика». То есть выдающийся английский государственный деятель считал, что результаты статистики «круче» наглой лжи.

Действительно, статистические данные (на фоне снижения общего числа зарегистрированных преступлений) свидетельствуют о росте уличной преступности (как, кстати, и росте зарегистрированных тяжких и особо тяжких преступлений). Однако жизненный и профессиональный опыт позволяют утверждать, что результатами статистики весьма легко манипулировать в интересах конкретного территориального подразделения правоохранительного органа или всего определенного правоохранительного ведомства.

Так, рост уличной преступности может свидетельствовать о том, что власть ошиблась, уже проведя сокращение сотрудников МВД и проводя очередное сокращение. Манипуляция с ростом уличной преступности может показать законодателю, что предлагаемая сегодня Верховным Судом РФ либерализация уголовного законодательства несвоевременна.

Но при этом следует отметить, что реальная социально-экономическая обстановка способствует как росту статистических показателей, так и росту реальной уличной преступности. Прежде всего, не стоит забывать о том, что в прошлом году страна приросла двумя новыми субъектами – АР Крым и г. Севастополь (данные о преступности в которых ранее не учитывались).

Безусловной причиной роста уличной преступности является и ухудшение экономической ситуации в стране, связанной с санкциями в отношении России, что, кстати, тоже имеет отношение к Крыму. Рост уличной преступности также связан с творящимся сегодня на Украине наплывом беженцев из Донбасса в приграничные регионы страны (знаю по своему субъекту Федерации).

Далее, традиционно в условиях отсутствия реально действующего механизма адаптации к обычной жизни лиц, освободившихся из мест лишения свободы, любая амнистия, а в этом году к юбилею Великой Победы она была относительно объемной, влечет за собой всплеск преступности (вспомним х/ф «Холодное лето пятьдесят третьего»).

То есть при возможных манипуляциях с результатами статистики есть более чем реальные основания для роста преступности.

Что касается систем видеонаблюдения, именуемых «Безопасный город», считаю, что их повсеместное внедрение не способствует снижению уличной преступности при том, что эти системы являются хорошим подспорьем в раскрытии (вспомним убийство Бориса Немцова) преступлений и их расследования.

Дело в том, что в большинстве случаев уличные преступления не продумываются заранее, а, совершая деяние, большинство маргиналов не задумывается, да и не знает о системах видеонаблюдения.

Лучшей системой профилактики преступлений является наличие на улице сотрудника в форме. Не случайно после сокращения штатов МВД и перевода финансирования подразделений МВД исключительно из федерального бюджета многие города расширили или ввели у себя МУП «Муниципальная стража» и одели стражников в бывшую форму милиции.

Завершая блог, хочу вспомнить еще один афоризм о статистике: «Статистика – все равно, что купальник бикини. То, что она показывает, весьма привлекательно, но куда интересней то, что она скрывает».

В связи с этим лично мне более интересно то, что скрывается за реальными цифрами статистики, а не то, что кто-то ее результатами очень хочет нам продемонстрировать.

Рассказать:
Яндекс.Метрика