Продолжая тему особенностей трудовых отношений в адвокатском кабинете, когда адвокат выступает в качестве работодателя, нельзя обойти вниманием ситуацию, касающуюся постановки работника на воинский учет.
Согласно ст. 65 ТК РФ при заключении трудового договора военнообязанные и лица, подлежащие призыву на военную службу, предъявляют адвокату, выступающему как работодатель, документы для постановки на воинский учет. Адвокаты, принявшие на работу военнообязанных и лиц, подлежащих призыву, обязаны в соответствии со ст. 4 Закона о воинской обязанности и военной службе:
- оповещать данных лиц о вызовах в военкомат (повестках);
- обеспечивать работникам возможность своевременной явки по указанным вызовам (повесткам);
- в двухнедельный срок направлять по запросам военных комиссариатов необходимые для занесения в документы воинского учета сведения о работниках, поступающих на воинский учет, состоящих на воинском учете, а также не состоящих, но обязанных состоять;
- вручать работникам, не состоящим на воинском учете, но обязанным там состоять, направление в военкомат для постановки на воинский учет.
Воинский учет1 граждан осуществляется согласно документам, перечень, формы, порядок хранения и заполнения которых устанавливаются Министерством обороны РФ.
К таким документам относятся:
- удостоверение гражданина, подлежащего призыву на военную службу (для призывников);
- военный билет либо выданные взамен него временное удостоверение или справка (для военнообязанных).
При упоминании о военном билете не могу не вспомнить случай из собственной практики.
Ко мне обратился доверитель возраста «за пятьдесят» со следующей проблемой: потерял военный билет. Как законопослушный гражданин он направил военкому заявление о выдаче нового билета, но ответа так не последовало. Спустя полгода мужчина обратился в военкомат с вопросом о том, где его новый военный билет. Оказалось, что на заявление военкомом была наложена резолюция о привлечении заявителя к административной ответственности в виде штрафа за утерю военного билета.
Отменить постановление о привлечении доверителя к административной ответственности труда не составило – в военкомате почему-то сочли, что это правонарушение длящееся. Суд пояснил ответчику, почему это не так, и постановление отменил.
Следующей задачей было получение военного билета. На этом этапе «нашла коса на камень» – военком наотрез отказался выдать моему доверителю новый документ воинского учета. Кодекса административного судопроизводства в те времена еще не существовало, поэтому пришлось составить и подать в суд исковое заявление в порядке гражданского судопроизводства (в порядке отмененной гл. 25 ГПК), уплатить госпошлину. В результате исковые требования были удовлетворены в полном объеме. Далее последовала «рутина»: исполнительный лист, приставы, настойчивые звонки доверителю, чтобы тот пришел и получил требуемый документ…
При осуществлении воинского учета адвокаты исполняют обязанности в соответствии с Законом о воинской обязанности и военной службе.
Для постановки граждан на воинский учет по месту работы адвокаты, выступающие как работодатели:
- проверяют у лиц, принимаемых на работу, наличие и подлинность военных билетов (либо выданных взамен них временных удостоверений), справок, выданных взамен военных билетов, или удостоверений граждан, подлежащих призыву, а также подлинность записей в них; наличие мобилизационных предписаний (для военнообязанных при наличии в военных билетах либо в справках отметок об их вручении); персональных электронных карт (при наличии в документах воинского учета отметок об их выдаче); отметок о постановке на воинский учет по месту жительства или пребывания; наличие отметок в паспортах граждан РФ об их отношении к воинской обязанности; жетонов с личными номерами Вооруженных сил РФ (для военнообязанных при наличии в военном билете отметки об их вручении);
- заполняют учетные документы в соответствии с записями в документах воинского учета. При этом уточняются сведения о семейном положении, образовании, месте работы, должности, месте жительства (месте пребывания) граждан, в том числе не подтвержденных регистрацией по месту жительства и (или) месту пребывания, а также другие сведения, содержащиеся в документах лиц, принимаемых на воинский учет;
- разъясняют указанным работникам порядок исполнения ими обязанностей, связанных с воинским учетом, мобилизационной подготовкой и мобилизацией, установленных законодательством РФ и Положением о воинском учете, а также контролируют их исполнение, информируют об ответственности за неисполнение указанных обязанностей;
- информируют военные комиссариаты об обнаруженных в документах воинского учета неоговоренных исправлениях, неточностях, подделках, неполном количестве листов, а также о случаях неисполнения гражданами обязанностей в области воинского учета, мобилизационной подготовки и мобилизации;
- выдают гражданам, подлежащим воинскому учету и не имеющим регистрации по месту жительства (пребывания), а также прибывшим на место пребывания на срок более трех месяцев и не зарегистрированных там, при принятии на работу или увольнении по форме согласно приложению № 2 к Положению о воинском учете документы для постановки на воинский учет по месту пребывания (учебы) в военкоматах или органах местного самоуправления.
В целях сбора, хранения и обработки сведений, содержащихся в учетных документах граждан, подлежащих воинскому учету, адвокаты-работодатели определяют лиц, подлежащих постановке на воинский учет по месту работы, и принимают меры к их постановке на такой учет; ведут и хранят учетные документы этих граждан в порядке, определяемом Минобороны России2.
Чтобы поддерживать сведения, содержащиеся в учетных документах и документах воинского учета военкоматов, в актуальном состоянии, адвокаты-работодатели:
- в двухнедельный срок направляют в военкоматы и (или) органы местного самоуправления сведения о гражданах, подлежащих воинскому учету, о принятии их на работу или увольнении с работы;
- по запросам военкоматов и (или) органов местного самоуправления в двухнедельный срок направляют им необходимые сведения о гражданах, состоящих на воинском учете, а также не состоящих, но обязанных состоять;
- сверяют (не реже раза в год) сведения о воинском учете, содержащиеся в учетных документах, с теми, которые указаны в документах воинского учета граждан; а также в порядке, определяемом Минобороны, – сведения о воинском учете, которые содержатся в учетных документах, с содержащимися в документах воинского учета соответствующих военкоматов и (или) органов местного самоуправления;
- вносят в учетные документы сведения об изменениях в части семейного положения, образования, места жительства (пребывания), в том числе не подтвержденных регистрацией по указанным местам, а также состояния здоровья граждан, состоящих на воинском учете, и в двухнедельный срок сообщают об этих изменениях военкомату;
- оповещают работников о вызовах (повестках) военкоматов или органов местного самоуправления и обеспечивают им возможность своевременной явки в места, указанные военными комиссариатами, в том числе в периоды мобилизации, военного положения и в военное время.
Контроль за ведением адвокатами воинского учета осуществляется органами военного управления Вооруженных сил РФ, военными комиссариатами и органами местного самоуправления в порядке, определяемом Минобороны3.
К счастью, за несоблюдение адвокатами этих норм административная ответственность не предусмотрена.
В качестве примера из судебной практики приведу спор, хотя и не имеющий к адвокатской деятельности прямого отношения, но демонстрирующий подход суда к рассмотрению подобных ситуаций.
По итогам проверки прокуратурой Советского района г. Красноярска соблюдения законодательства РФ о воинской обязанности было установлено нарушение индивидуальным предпринимателем п. 7 ст. 8 Закона о воинской обязанности и военной службе, выразившееся в непредставлении в военкомат сведений о заключении трудового договора с лицом, состоящим на воинском учете. В отношении предпринимателя было возбуждено производство об административном правонарушении, направленное для рассмотрения по существу в военный комиссариат, который, в свою очередь, вынес постановление о привлечении нарушителя к административной ответственности.
Не согласившись с указанным постановлением, предприниматель обжаловал его в АС Красноярского края. Решением арбитражного суда от 14 мая 2008 г. № А33-4142/2008 заявление предпринимателя было удовлетворено.
При этом арбитражный суд исходил из положений ч. 3 ст. 21.4 КоАП во взаимосвязи с нормами п. 6 ст. 1, ст. 3, п. 6 и 7 ст. 8 Закона о воинской обязанности, подп. «а» и «б» п. 32 Положения о воинском учете, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 27 ноября 2006 г. № 719, согласно которым обязанность предоставлять сведения о гражданах, принятых на работу, возложена на организации и их должностных лиц, следовательно, субъектами административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 21.4 КоАП, являются исключительно должностные лица организаций (а не индивидуальные предприниматели или нотариусы, адвокаты).
Как указано в Постановлении Президиума ВАС РФ от 28 апреля 2009 г. № 13798/08 по делу № А33-4142/2008, заявление о признании незаконным и отмене постановления военного комиссара о привлечении индивидуального предпринимателя к административной ответственности удовлетворено правомерно, так как он не является субъектом правонарушения.
Тут, думаю, уместно привести еще один пример из моей личной практики.
Постановлением мирового судьи судебного участка № 8 Свердловского судебного района г. Перми от 23 мая 2018 г. я был привлечен к административной ответственности, по ст. 15.33.2 КоАП с наказанием в виде административного штрафа в 300 руб.
Согласно указанной норме Кодекса непредставление в установленный законодательством РФ об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе ОПС срок либо отказ от представления в органы ПФР оформленных в установленном порядке сведений (документов), необходимых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе ОПС, равно как и представление таких сведений в неполном объеме или в искаженном виде, влекут для должностных лиц административный штраф в размере от 300 до 500 руб.
Следовательно, состав правонарушения по этой статье предполагает наличие специального субъекта – должностного лица.
В силу примечания к ст. 2.4 КоАП под должностным лицом в Кодексе следует понимать лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, – т.е. наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а также лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях, а также в Вооруженных силах РФ, других войсках и воинских формированиях РФ.
Адвокатов, осуществляющих деятельность в форме адвокатского кабинета, в перечне должностных лиц нет.
В силу п. 2 ст. 1 Закона об адвокатуре адвокатская деятельность не является предпринимательской. Следовательно, состав административного правонарушения, предусмотренный ст. 15.33.2 КоАП, отсутствует.
Решением Свердловского районного суда г. Перми от 11 июля 2018 г. по делу № 12-586/2018 моя жалоба была удовлетворена в полном объеме, постановление мирового судьи от 23 мая 2018 г. по делу № 5-327/8-2018 отменено, а производство по делу – прекращено на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП в связи с отсутствием состава правонарушения.
Решением Ленинского районного суда г. Перми от 31 января 2019 г. по делу № 2-1032019 с государства в лице Минфина России в мою пользу были взысканы компенсация морального вреда, а также судебные расходы на уплату госпошлины и оплату услуг представителя.
1 Порядок осуществления воинского учета установлен разделом III Положения о воинском учете, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 27 ноября 2006 г. № 719 (в ред. от 14 октября 2021 г).
2 Инструкция об организации работы по обеспечению функционирования системы воинского учета, утвержденная Приказом Министра обороны РФ от 22 ноября 2021 г. № 700.
3 Там же.