×

Если у адвоката-«кабинетчика» работают военнообязанные и призывники…

Организация постановки работников на воинский учет

Продолжая тему особенностей трудовых отношений в адвокатском кабинете, когда адвокат выступает в качестве работодателя, нельзя обойти вниманием ситуацию, касающуюся постановки работника на воинский учет.

Читайте также
Особенности трудовых отношений в адвокатском кабинете
Что должен учитывать адвокат, выступая как работодатель
17 июня 2022 Мнения

Согласно ст. 65 ТК РФ при заключении трудового договора военнообязанные и лица, подлежащие призыву на военную службу, предъявляют адвокату, выступающему как работодатель, документы для постановки на воинский учет. Адвокаты, принявшие на работу военнообязанных и лиц, подлежащих призыву, обязаны в соответствии со ст. 4 Закона о воинской обязанности и военной службе:

  • оповещать данных лиц о вызовах в военкомат (повестках);
  • обеспечивать работникам возможность своевременной явки по указанным вызовам (повесткам);
  • в двухнедельный срок направлять по запросам военных комиссариатов необходимые для занесения в документы воинского учета сведения о работниках, поступающих на воинский учет, состоящих на воинском учете, а также не состоящих, но обязанных состоять;
  • вручать работникам, не состоящим на воинском учете, но обязанным там состоять, направление в военкомат для постановки на воинский учет.

Воинский учет1 граждан осуществляется согласно документам, перечень, формы, порядок хранения и заполнения которых устанавливаются Министерством обороны РФ.

К таким документам относятся:

  • удостоверение гражданина, подлежащего призыву на военную службу (для призывников);
  • военный билет либо выданные взамен него временное удостоверение или справка (для военнообязанных).

При упоминании о военном билете не могу не вспомнить случай из собственной практики.

Ко мне обратился доверитель возраста «за пятьдесят» со следующей проблемой: потерял военный билет. Как законопослушный гражданин он направил военкому заявление о выдаче нового билета, но ответа так не последовало. Спустя полгода мужчина обратился в военкомат с вопросом о том, где его новый военный билет. Оказалось, что на заявление военкомом была наложена резолюция о привлечении заявителя к административной ответственности в виде штрафа за утерю военного билета.

Отменить постановление о привлечении доверителя к административной ответственности труда не составило – в военкомате почему-то сочли, что это правонарушение длящееся. Суд пояснил ответчику, почему это не так, и постановление отменил.

Следующей задачей было получение военного билета. На этом этапе «нашла коса на камень» – военком наотрез отказался выдать моему доверителю новый документ воинского учета. Кодекса административного судопроизводства в те времена еще не существовало, поэтому пришлось составить и подать в суд исковое заявление в порядке гражданского судопроизводства (в порядке отмененной гл. 25 ГПК), уплатить госпошлину. В результате исковые требования были удовлетворены в полном объеме. Далее последовала «рутина»: исполнительный лист, приставы, настойчивые звонки доверителю, чтобы тот пришел и получил требуемый документ…

При осуществлении воинского учета адвокаты исполняют обязанности в соответствии с Законом о воинской обязанности и военной службе.

Для постановки граждан на воинский учет по месту работы адвокаты, выступающие как работодатели:

  • проверяют у лиц, принимаемых на работу, наличие и подлинность военных билетов (либо выданных взамен них временных удостоверений), справок, выданных взамен военных билетов, или удостоверений граждан, подлежащих призыву, а также подлинность записей в них; наличие мобилизационных предписаний (для военнообязанных при наличии в военных билетах либо в справках отметок об их вручении); персональных электронных карт (при наличии в документах воинского учета отметок об их выдаче); отметок о постановке на воинский учет по месту жительства или пребывания; наличие отметок в паспортах граждан РФ об их отношении к воинской обязанности; жетонов с личными номерами Вооруженных сил РФ (для военнообязанных при наличии в военном билете отметки об их вручении);
  • заполняют учетные документы в соответствии с записями в документах воинского учета. При этом уточняются сведения о семейном положении, образовании, месте работы, должности, месте жительства (месте пребывания) граждан, в том числе не подтвержденных регистрацией по месту жительства и (или) месту пребывания, а также другие сведения, содержащиеся в документах лиц, принимаемых на воинский учет;
  • разъясняют указанным работникам порядок исполнения ими обязанностей, связанных с воинским учетом, мобилизационной подготовкой и мобилизацией, установленных законодательством РФ и Положением о воинском учете, а также контролируют их исполнение, информируют об ответственности за неисполнение указанных обязанностей;
  • информируют военные комиссариаты об обнаруженных в документах воинского учета неоговоренных исправлениях, неточностях, подделках, неполном количестве листов, а также о случаях неисполнения гражданами обязанностей в области воинского учета, мобилизационной подготовки и мобилизации;
  • выдают гражданам, подлежащим воинскому учету и не имеющим регистрации по месту жительства (пребывания), а также прибывшим на место пребывания на срок более трех месяцев и не зарегистрированных там, при принятии на работу или увольнении по форме согласно приложению № 2 к Положению о воинском учете документы для постановки на воинский учет по месту пребывания (учебы) в военкоматах или органах местного самоуправления.

В целях сбора, хранения и обработки сведений, содержащихся в учетных документах граждан, подлежащих воинскому учету, адвокаты-работодатели определяют лиц, подлежащих постановке на воинский учет по месту работы, и принимают меры к их постановке на такой учет; ведут и хранят учетные документы этих граждан в порядке, определяемом Минобороны России2.

Чтобы поддерживать сведения, содержащиеся в учетных документах и документах воинского учета военкоматов, в актуальном состоянии, адвокаты-работодатели:

  • в двухнедельный срок направляют в военкоматы и (или) органы местного самоуправления сведения о гражданах, подлежащих воинскому учету, о принятии их на работу или увольнении с работы;
  • по запросам военкоматов и (или) органов местного самоуправления в двухнедельный срок направляют им необходимые сведения о гражданах, состоящих на воинском учете, а также не состоящих, но обязанных состоять;
  • сверяют (не реже раза в год) сведения о воинском учете, содержащиеся в учетных документах, с теми, которые указаны в документах воинского учета граждан; а также в порядке, определяемом Минобороны, – сведения о воинском учете, которые содержатся в учетных документах, с содержащимися в документах воинского учета соответствующих военкоматов и (или) органов местного самоуправления;
  • вносят в учетные документы сведения об изменениях в части семейного положения, образования, места жительства (пребывания), в том числе не подтвержденных регистрацией по указанным местам, а также состояния здоровья граждан, состоящих на воинском учете, и в двухнедельный срок сообщают об этих изменениях военкомату;
  • оповещают работников о вызовах (повестках) военкоматов или органов местного самоуправления и обеспечивают им возможность своевременной явки в места, указанные военными комиссариатами, в том числе в периоды мобилизации, военного положения и в военное время.

Контроль за ведением адвокатами воинского учета осуществляется органами военного управления Вооруженных сил РФ, военными комиссариатами и органами местного самоуправления в порядке, определяемом Минобороны3.

К счастью, за несоблюдение адвокатами этих норм административная ответственность не предусмотрена.

В качестве примера из судебной практики приведу спор, хотя и не имеющий к адвокатской деятельности прямого отношения, но демонстрирующий подход суда к рассмотрению подобных ситуаций.

По итогам проверки прокуратурой Советского района г. Красноярска соблюдения законодательства РФ о воинской обязанности было установлено нарушение индивидуальным предпринимателем п. 7 ст. 8 Закона о воинской обязанности и военной службе, выразившееся в непредставлении в военкомат сведений о заключении трудового договора с лицом, состоящим на воинском учете. В отношении предпринимателя было возбуждено производство об административном правонарушении, направленное для рассмотрения по существу в военный комиссариат, который, в свою очередь, вынес постановление о привлечении нарушителя к административной ответственности.

Не согласившись с указанным постановлением, предприниматель обжаловал его в АС Красноярского края. Решением арбитражного суда от 14 мая 2008 г. № А33-4142/2008 заявление предпринимателя было удовлетворено.

При этом арбитражный суд исходил из положений ч. 3 ст. 21.4 КоАП во взаимосвязи с нормами п. 6 ст. 1, ст. 3, п. 6 и 7 ст. 8 Закона о воинской обязанности, подп. «а» и «б» п. 32 Положения о воинском учете, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 27 ноября 2006 г. № 719, согласно которым обязанность предоставлять сведения о гражданах, принятых на работу, возложена на организации и их должностных лиц, следовательно, субъектами административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 21.4 КоАП, являются исключительно должностные лица организаций (а не индивидуальные предприниматели или нотариусы, адвокаты).

Как указано в Постановлении Президиума ВАС РФ от 28 апреля 2009 г. № 13798/08 по делу № А33-4142/2008, заявление о признании незаконным и отмене постановления военного комиссара о привлечении индивидуального предпринимателя к административной ответственности удовлетворено правомерно, так как он не является субъектом правонарушения.

Тут, думаю, уместно привести еще один пример из моей личной практики.

Постановлением мирового судьи судебного участка № 8 Свердловского судебного района г. Перми от 23 мая 2018 г. я был привлечен к административной ответственности, по ст. 15.33.2 КоАП с наказанием в виде административного штрафа в 300 руб.

Согласно указанной норме Кодекса непредставление в установленный законодательством РФ об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе ОПС срок либо отказ от представления в органы ПФР оформленных в установленном порядке сведений (документов), необходимых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе ОПС, равно как и представление таких сведений в неполном объеме или в искаженном виде, влекут для должностных лиц административный штраф в размере от 300 до 500 руб.

Следовательно, состав правонарушения по этой статье предполагает наличие специального субъекта – должностного лица.

В силу примечания к ст. 2.4 КоАП под должностным лицом в Кодексе следует понимать лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, – т.е. наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а также лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях, а также в Вооруженных силах РФ, других войсках и воинских формированиях РФ.

Адвокатов, осуществляющих деятельность в форме адвокатского кабинета, в перечне должностных лиц нет.

В силу п. 2 ст. 1 Закона об адвокатуре адвокатская деятельность не является предпринимательской. Следовательно, состав административного правонарушения, предусмотренный ст. 15.33.2 КоАП, отсутствует.

Решением Свердловского районного суда г. Перми от 11 июля 2018 г. по делу № 12-586/2018 моя жалоба была удовлетворена в полном объеме, постановление мирового судьи от 23 мая 2018 г. по делу № 5-327/8-2018 отменено, а производство по делу – прекращено на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП в связи с отсутствием состава правонарушения.

Решением Ленинского районного суда г. Перми от 31 января 2019 г. по делу № 2-1032019 с государства в лице Минфина России в мою пользу были взысканы компенсация морального вреда, а также судебные расходы на уплату госпошлины и оплату услуг представителя.


1 Порядок осуществления воинского учета установлен разделом III Положения о воинском учете, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 27 ноября 2006 г. № 719 (в ред. от 14 октября 2021 г).

2 Инструкция об организации работы по обеспечению функционирования системы воинского учета, утвержденная Приказом Министра обороны РФ от 22 ноября 2021 г. № 700.

3 Там же.

Рассказать:
Другие мнения
Трубецкой Никита
Трубецкой Никита
Вице-президент АП Ставропольского края
Снижение рисков при оформлении соглашения об оказании юридической помощи
Методика адвокатской деятельности
Некоторые рекомендации с учетом практики рассмотрения АП СК обращений в отношении адвокатов
28 ноября 2024
Колосовский Сергей
Колосовский Сергей
Адвокат АП Свердловской области, Адвокатская группа Lawguard
Неуниверсальный алгоритм действий адвоката
Методика адвокатской деятельности
Советы начинающим
27 ноября 2024
Комбаров Олег
Комбаров Олег
Адвокат АП Волгоградской области, КА «Содействие» Волгоградской области
При заключении соглашения формализм недопустим
Профессиональная этика
Неопределенность принятого адвокатом поручения на защиту привела к судебному разбирательству
21 ноября 2024
Раджабов Алибулат
Раджабов Алибулат
Адвокат АП Ставропольского края, Ставропольская краевая коллегия адвокатов
Проверка протокола как злоупотребление правом?
Участие в судопроизводстве по назначению
О презумпции единства мнений и позиций адвоката и его подзащитного
13 ноября 2024
Колосовский Сергей
Колосовский Сергей
Адвокат АП Свердловской области, Адвокатская группа Lawguard
Неуниверсальный алгоритм действий адвоката
Методика адвокатской деятельности
Советы начинающим
12 ноября 2024
Айрапетян Нарине
Айрапетян Нарине
Адвокат АП Ставропольского края
Композиция судебной речи
Методика адвокатской деятельности
Как усилить эффективность воздействия речи на слушателя
12 ноября 2024
Яндекс.Метрика