В последнее время очень много говорят о том, как представители юридической профессии используют высокие технологии в своей деятельности. Отовсюду слышится модное слово LegalTech, а сообщения о замене юристов роботами занимают верхние строчки в лентах новостей.
Как же на этом фоне на самом деле обстоят дела с автоматизацией юридической профессии? Мы решили разобраться, и «Адвокатская газета» при поддержке А2.Тайм провела самое масштабное на сегодня исследование «технологичности юристов».
Эта статья посвящена анализу полученных данных, которые оказались весьма интересными.
Кто принял участие в исследовании?
Сначала немного о масштабе работы. Нами было получено 1799 ответов на анкеты. Причем 1534 респондента обладают адвокатским статусом. Таким образом, надо признать, что с учетом общей численности корпуса адвокатуры в РФ выводы, полученные в ходе исследования, можно смело распространить на все адвокатское сообщество.
![](/upload/medialibrary/604/kak_yuristy_ispolzuyut_tekhnologii_1.png)
Большая часть опрошенных отнесли себя к возрастной группе 25–40 лет (49,4% ответов). Вместе с более старшими коллегами (40–60 лет) этот показатель составляет уже 90,6% ответов. Результат впечатляет, поскольку одно из основных наших опасений при подготовке работы – получение в результате неоправданного перекоса в пользу более молодой в среднем аудитории интернета.
Стереотип о том, что технологии интересны только мужчинам, явно не подтверждается. Среди ответивших 41% составили представительницы прекрасного пола.
![](/upload/medialibrary/8a5/kak_yuristy_ispolzuyut_tekhnologii_2.png)
Репрезентативной получилась и географическая выборка. Как видно из диаграммы, только 16,2% ответов приходятся на Москву и Санкт-Петербург. 79,7% ответов получены из нестоличных городов или регионов. Несколько ответов было даже из соседних Белоруссии и Казахстана. Один – из Швейцарии.
![](/upload/medialibrary/715/kak_yuristy_ispolzuyut_tekhnologii_3.png)
Более половины ответивших являются подписчиками «Адвокатской газеты», но 47% – нет. То есть удалось охватить не только читателей, но и профессиональное сообщество в целом.
![](/upload/medialibrary/6c7/kak_yuristy_ispolzuyut_tekhnologii_4.png)
Общее отношение юристов к технологиям
Посмотрим, насколько технологичны юристы. Большинство используют в своей работе ноутбуки (78%) и смартфоны (71,5%). Настольные компьютеры на этом фоне, видимо, менее популярны. Но их все еще применяют более половины (56%) опрошенных. Планшеты в профессиональной деятельности используют 28,9% респондентов.
![](/upload/medialibrary/b01/kak_yuristy_ispolzuyut_tekhnologii_5.png)
98,5% используют в своей работе тот или иной текстовый редактор. К помощи правовых баз «Гарант» и/или «Консультант» прибегают 83,6% респондентов.
Около 60% пользуются Excel или иными электронными таблицами. Примерно 64% – что относительно немного – применяют системы электронного правосудия (КАД «Арбитр», ГАС «Правосудие» или подобные). Возможно, данный показатель был бы еще выше, но среди опрошенных только 11% указали арбитраж как свою специализацию.
Треть юристов (31,2%) бережно относятся к своему времени и ведут календарь в той или иной программе.
Чуть более 20% используют системы проверки контрагентов или базы данных в личном кабинете на сайте Росфинмониторинга. Очевидно, что на фоне последних инициатив данного ведомства популярность указанных сервисов будет расти.
Презентации в своей деятельности практикуют чуть менее 1/5 коллег (18,51%).
![](/upload/medialibrary/286/kak_yuristy_ispolzuyut_tekhnologii_6.png)
Отдельно стоит остановиться на таком важном моменте, как электронная почта. Подавляющее большинство опрошенных – более 84% – используют для обмена рабочей информацией общедоступные почтовые сервисы.
![](/upload/medialibrary/ead/kak_yuristy_ispolzuyut_tekhnologii_7.png)
Удивительно на этом фоне то, что 43% опрошенных все еще хранят свои данные только на локальном диске собственного компьютера. Рискну предположить, что юристы с недоверием относятся к облачным хранилищам (их используют только 28%), но при этом не задумываются о том, что почта и прикрепленные к письмам файлы, по сути, точно так же хранятся в «облаке» у соответствующего публичного сервиса.
Доля применяющих специализированную почтовую программу для обработки сообщений коррелирует с долей опрошенных, пользующихся выделенными серверами для хранения данных, – 22 и 23% соответственно.
![](/upload/medialibrary/335/kak_yuristy_ispolzuyut_tekhnologii_8.png)
Хотя 29% адвокатов в ходе опроса заявили, что оказывают помощь по уголовным делам, только 11,73% указали, что используют личный кабинет на сайте своей адвокатской палаты для участия в распределении дел по назначению.
Интернет-сервисы и юридическая практика
Более половины опрошенных – 51% – не склонны пользоваться социальными сетями в своей профессиональной деятельности. Еще 37% считают, что допустимо применение социальных медиа как площадки для дискуссий или для получения информации о жизни профессионального сообщества. Только 12% коллег полагают, что социальные сети подходят для привлечения клиентов.
![](/upload/medialibrary/5a7/kak_yuristy_ispolzuyut_tekhnologii_9.png)
Менее 50% юристов заявили, что у них или их фирмы есть собственный сайт в интернете. При этом 36% не планируют его создавать в принципе.
![](/upload/medialibrary/d4f/kak_yuristy_ispolzuyut_tekhnologii_10.png)
Однако сама мысль об оказании профессиональной помощи через интернет не вызывает отторжения в профессиональном сообществе. Хотя только 7,5% от числа опрошенных уже зарегистрированы в сервисах интернет-консультаций, готовы рассмотреть такую возможность более 77%. То есть уже сегодня 85% юристов и более могли бы осуществлять свои консультации доверителям в удаленном формате. Это, без сомнения, повысило бы доступность правовой помощи в целом.
![](/upload/medialibrary/6c5/kak_yuristy_ispolzuyut_tekhnologii_11.png)
Отметим также, что 71% юристов уже доверили мессенджерам свою рабочую переписку.
![](/upload/medialibrary/65e/kak_yuristy_ispolzuyut_tekhnologii_12.png)
LegalTech и интерес к цифровым сервисам
Надо признать, что использование именно «юридических» цифровых сервисов – то, что в последнее время принято называть LegalTech, – на сегодня минимально. Чуть менее 7% респондентов применяют какие-либо инструменты для автоматизации судебной работы. 6% используют в том или ином виде систему автоматизации и учета хранения документации. Менее 5% применяют хотя бы какую-то систему управления юридической практикой.
![](/upload/medialibrary/21b/kak_yuristy_ispolzuyut_tekhnologii_13.png)
Оптимистичными на этом фоне выглядят показатели, отражающие потребности профессионалов в технологиях. Более 40% опрошенных считают, что необходима автоматизация работы с документами или система контроля судебных заседаний. Почти 46% готовы были бы попробовать систему управления их юридической практикой. Только 22% коллег ответили, что все необходимое для работы уже есть.
![](/upload/medialibrary/288/kak_yuristy_ispolzuyut_tekhnologii_14.png)
Надо отметить, что интерес к технологиям также высок: более 50% хотели бы, чтобы ФПА РФ проводила соответствующие обучающие семинары или хотя бы публиковала ежегодный бюллетень о технологиях.
![](/upload/medialibrary/417/kak_yuristy_ispolzuyut_tekhnologii_15.png)
Мы искренне надеемся, что настоящее исследование как раз и послужит прологом к созданию такого вот бюллетеня и сможет помочь юристам овладеть имеющимися средствами автоматизации.
Инфографика: Андрей Тронин