Итак, прошло уже более года с момента публикации на страницах «Адвокатской газеты» первого исследования о цифровой адаптации юристов. Что изменилось за это время?
Перед тем, как перейти к показателям и сравнению результатов, хотелось бы поделиться субъективными ощущениями. Кажется, что «хайп» на рынке юридических технологий – legaltech – несколько ослаб.
Это не мешает целому ряду проектов успешно развиваться. Например, в дополнение к классическим конструкторам документов (FreshDoc.ru, TurboContract.ru, DocZilla.ru) появляются решения, направленные непосредственно на пользователей, не обладающих юридическими навыками (DestraLegal.ru).
Рынок управления юридической практикой покинула одна из старейших систем – Aflatum. Вместе с тем большинство участников – такие, как ProjectMate, Jeffit, А2.Тайм, Х-Sud, – продолжают свое развитие. Последний сервис, кстати, был окончательно интегрирован в холдинг «Актион МЦФЭР».
«Право.Ру» продолжает активное развитие своей линейки продуктов для управления судебной практикой. Возможно, в скором времени мы сможем увидеть какие-то новые продукты и от «грандов» рынка – систем «Гарант» и «Консультант», например запуск в полноценную коммерческую эксплуатацию системы «Сутяжник» от «Гаранта».
Отдельно стоить упомянуть инициативы адвокатского сообщества в сфере цифровизации профессиональной деятельности. Так, Адвокатская плата г. Москвы не только запустила систему распределения дел по назначению, но и работает над дальнейшим расширением ее функционала. В Федеральной палате адвокатов не прекращается работа и над системой комплексной автоматизации адвокатуры (КИС АР).
Хотя в 2020-м привычной для всех стала удаленная работа и встречи с помощью сервисов видеосвязи, призывы к замене юристов работами больше не звучат.
Хотелось бы со страниц «Адвокатской газеты» поблагодарить всех, кто принял в этом году активное участие и заполнил форму. Безусловно, без вашей поддержки не было бы ни результатов исследования, ни этого анализа. Надеемся, что нам удастся продолжить сотрудничество и в следующем году.
Для начала – немного о самом исследовании
Всего в опросе приняли участие 503 респондента. К нашему сожалению, это значительно меньше, чем годом ранее, когда было получено 1799 ответов на анкеты. Тем не менее полагаем, что количество ответов позволяет делать статистически значимые выводы с поправкой на интернет-аудиторию. 323 человека, или 64,2% опрошенных, обладают адвокатским статусом.
![](/upload/medialibrary/059/yuristy_i_tekhnologii_2020_1.jpg)
Как и в исследовании 2019 г., большая часть участников исследования отнесли себя к возрастной группе 25–40 лет (55,27% ответов). Вместе с возрастной группой 40–60 лет этот показатель составляет почти 90%. Досадно, что из более старших коллег в опросе приняли участие всего лишь 7 представителей профессии. Хочется надеяться, что это объясняется в целом «перекосом» данных опросов в интернете в пользу более молодой аудитории.
Доля женщин среди ответивших составляет чуть более 41%, как и в прошлогодней выборке.
![](/upload/medialibrary/039/yuristy_i_tekhnologii_2020_2.jpg)
Москва и Санкт-Петербург дали чуть менее 40% от общего количества ответов, все прочие ответы получены из нестоличных городов или региональных центров.
Если в прошлом исследовании преобладали именно подписчики «АГ», которых было чуть более половины, то в этот раз их лишь 43% от общего числа ответивших на анкету.
![](/upload/medialibrary/d50/yuristy_i_tekhnologii_2020_3.jpg)
Повторно участвовали в исследовании немногим более 5% от общего числа ответивших, т.е., по сути, «срез» получен с новой аудитории, на которую не влияли предыдущие установки.
Как и в предыдущем году, основная специализация опрошенных – уголовно-правовая –чуть более 30%. Второй по популярности ответ – гражданское судопроизводство или отсутствие четкой специализации (примерно 20% в каждой категории).
![](/upload/medialibrary/6c4/yuristy_i_tekhnologii_2020_4.jpg)
![](/upload/medialibrary/a7f/yuristy_i_tekhnologii_2020_5.jpg)
В этом году нами впервые был введен вопрос о размере организации, в которой работает/практикует респондент. Всего лишь 7% из всего числа участников опроса работают в организациях, объединяющих более 50 человек. Около трети – 27% ведут самостоятельную практику. Чуть менее 10% практикуют в коллективах со штатом от 20 до 50 человек. Прочие ответы, или 56%, – маленькие рабочие коллективы – до 20 участников.
![](/upload/medialibrary/b4e/yuristy_i_tekhnologii_2020_6.jpg)
Изменилось ли что-то в отношении юристов к технологиям в целом?
В этом блоке показатели в целом повторяют прошлогодние данные. По-прежнему более половины юристов пользуются для работы стационарными компьютерами, хотя лидируют, конечно, ноутбуки – их используют 81,5% опрошенных. Почти на 10 пунктов – до 82,9% выросло использование смартфонов в рабочих целях. Популярность же планшетов остается невелика и не дотягивает даже до 25%. Из необычных ответов – использование в профессиональной деятельности Apple Watch и отнесение калькуляторов к часто применяемым техническим средствам.
![](/upload/medialibrary/b12/yuristy_i_tekhnologii_2020_7.jpg)
В сфере программного обеспечения бессменным лидером остается текстовый редактор. Его используют почти 98%.
Правовые системы применяют около 83% ответивших, что также повторяет прошлогодний результат. Очевидно, 17% тех, кто не использует электронные базы законодательства, могут лишь подтвердить тот факт, что профессия юристов – одна из самых консервативных.
Несколько выросла по сравнению с прошлым опросом доля использования электронных таблиц (65% против 60% годом ранее) и программ для создания презентаций (25% против 18,5%).
Также возрос – с 64% до почти 71% объем использования электронных онлайн-баз, таких как КАД «Арабитр», ГАС «Правосудие» или аналоги. Вместе с тем платными версиями подобных сервисов с расширенным функционалом согласились воспользоваться лишь 12,7%, сообщившие о применении программ Case PRO и им подобных.
![](/upload/medialibrary/6ea/yuristy_i_tekhnologii_2020_8.jpg)
Год назад мы предсказывали, что число пользователей личного кабинета адвоката на сайте РосФинМониторинга должно вырасти. Этого не произошло. По полученным данным, этим сервисом пользуются по-прежнему чуть менее 20% адвокатского сообщества. При этом коммерческими сервисами проверки контрагентов пользуются около трети всех опрошенных.
Личный же кабинет для распределения дел по назначению, напротив, применяют все большее число респондентов. В текущем опросе этот результат составил 18,21% против 11,73% годом ранее.
Отрадно, что выросло число коллег, пользующихся электронными календарями, – почти 41% против 31% год назад. Очень хочется верить, что эта тенденция сохранится и впредь.
Хранение и работа с данными
Не секрет, что юристы и адвокаты зачастую оперируют «чувствительными» данными. Так что информация из этого блока заслуживает самого пристального внимания. Что же произошло здесь за год?
![](/upload/medialibrary/6ea/yuristy_i_tekhnologii_2020_9.jpg)
Почти не изменилась доля тех, кто пользуется общедоступными почтовыми сервисами для обмена электронной почтой – 80% опрошенных (84% в прошлом году) заявили, что используют Mail.Ru, Yandex.Ru или иные подобные сервисы. Корпоративными почтовыми системами пользуются 34% опрошенных. То есть часть коллег используют в работе как корпоративную, так и общедоступную почту.
Стремительно растет и использование мессенджеров. Согласно прошлому опросу переписку по рабочим вопросам в них вели только 71% респондентов, в этом году почти 85% коллег используют мессенджеры постоянно или хотя бы иногда для решения рабочих вопросов.
На этом фоне по-прежнему странной выглядит приверженность к хранению рабочих данных на локальном диске компьютера. В прошлом году 43% участников опроса заявили о том, что хранят данные только на локальных дисках.
В этом году процент снизился до 33, но все равно остается аномально высоким в условиях, когда подавляющее большинство компаний используют локальные серверы или облачные хранилища данных.
Стоит особо отметить, что 4,2% хранят свою информацию только на бумажных носителях. И это больше, чем число тех, кто хранит данные «только в облаках» – таких всего 3,4%.
Оказание и продвижение услуг через интернет
Надо отметить, что доля поклонников социальных сетей как способа продвижения и коммуникации с клиентами неуклонно растет. Ранее более половины опрошенных не склонны были использовать социальные медиа в рабочем контексте в принципе. Однако за прошедшее время эта категория уменьшилась и составила 32,6%. При этом доля юристов, которые уже привлекают клиентов через социальные сети, возросла с 12% до 22%. Почти в два раза. Как площадки для дискуссий Facebook и ВКонтакте готовы воспринимать 45,5% опрошенных, что на 8% больше, чем годом ранее. Рискну предположить, что немалую роль в росте популярности данного способа взаимодействия сыграла пандемия.
![](/upload/medialibrary/6e2/yuristy_i_tekhnologii_2020_10.jpg)
Интересна также картина с использованием интернет-сайтов. По результатам предыдущего опроса свои сайты были менее чем у 50% ответивших. В этом году таковых уже почти 59%. Одновременно снизилось число тех, кто в принципе не собирается открывать «представительство в интернете», – таких 28,8% против 36% годом ранее.
![](/upload/medialibrary/b99/yuristy_i_tekhnologii_2020_11.jpg)
Только 8,5% пользуются специализированными сервисами наподобие Pravoved.ru для предоставления консультаций в интернете. Еще около 17% говорят о наличии соответствующей формы на собственном сайте.
![](/upload/medialibrary/c98/yuristy_i_tekhnologii_2020_12.jpg)
При этом среди прочих ответов, данных в виде комментария, было немало реплик о разочаровании в указанной форме взаимодействия с клиентами – запросы через сайт не приходят, а если приходят, то не слишком стоящие. Значительное число – более 65% юристов (77% в прошлогоднем опросе) – по-прежнему готовы рассматривать вопрос о даче консультаций через онлайн-сервисы. Некоторые из ответивших коллег даже проводят уже консультации через Instagram.
Управление практикой и интерес к цифровизации
Пожалуй, это сегмент, который растет медленнее всего. Несмотря на повышение культуры управления временем и рост использования электронных календарей, сервисами для управления юридической практикой по-прежнему пользуются совсем небольшое число юристов – всего 8,5% от всех опрошенных. Впрочем, в прошлом году таковых было менее 5%. То есть сегмент растет достаточно быстро.
Для сравнения: программами автоматизированного учета и хранения документов пользуются 7,3%, тогда как годом ранее – 6% опрошенных.
Косвенно о сложности выбора системы управления собственной практикой свидетельствуют также ответы на вопрос о желаемых функциях КИС АР – более 50% просто пропустили этот пункт, а самыми популярными ответами стали «затрудняюсь ответить» и «не знаю».
При этом юристы, как и годом ранее, декларируют, что хотели бы приобщиться к цифровизации. Доля тех, кто считает, что все необходимое для работы уже создано, даже снизилась с 22 до 17%.
![](/upload/medialibrary/fca/yuristy_i_tekhnologii_2020_13.jpg)
Почти 55% участников опроса хотели бы получить систему автоматизации работы с документами (40% годом ранее), систему контроля судебных заседаний хотели бы использовать 48,3% опрошенных, найти для себя подходящую систему учета времени – более 33%.
Почти половина считают, что среди имеющихся предложений не хватает интегрированной системы управления юридической практикой.
Чуть более 35% респондентов хотели бы, чтобы Федеральная палата адвокатов проводила вебинары, которые познакомили бы юристов с цифровыми решениями и помогли в их освоении. Около 50% считают полезными публикации по этой теме. Надо отметить, что эта доля не снизилась по сравнению с предыдущим годом, т.е. интерес сохраняется на высоком уровне.
Итоги
Выводы, пожалуй, напрашиваются сами. Надо признать, что цифровизация дается юристам с большим трудом. Очевидно, что в этой сфере требуется просвещение как на уровне того, какие именно доступные технологии и решения существуют, так и в части механики использования тех или иных продуктов.
Складывается ощущение, что на фоне потребности в диджитализации многие практикующие юристы хотели бы получить простые и понятные продукты в области управления их практикой, хранения документов, контроля судебных заседаний. Правильным в этом смысле представляются инициативы как Федеральной палаты адвокатов, так и территориальных палат по внедрению в практику работы различного рода цифровых сервисов. В конце концов рост по некоторым направлениям использования программных решений оказался весьма внушительным. И надо признать, что чем более будет востребована удаленная работа, тем выше будет спрос на цифровизацию.