×

Юристы и технологии – 2020

Результаты опроса «АГ» и «А2. Тайм» об использовании технологий в юридическом сообществе, версия 2.0, дополненная и улучшенная
Александров Михаил
Александров Михаил
Адвокат АП г. Москвы, партнер Адвокатского бюро «А2», основатель проекта A2Time.RU

Итак, прошло уже более года с момента публикации на страницах «Адвокатской газеты» первого исследования о цифровой адаптации юристов. Что изменилось за это время?

Читайте также
Как юристы используют технологии?
Анализ результатов исследования об использовании юристами IT, проведенного «АГ» и проектом А2. Тайм
18 июня 2019 Мнения

Перед тем, как перейти к показателям и сравнению результатов, хотелось бы поделиться субъективными ощущениями. Кажется, что «хайп» на рынке юридических технологий – legaltech – несколько ослаб.

Это не мешает целому ряду проектов успешно развиваться. Например, в дополнение к классическим конструкторам документов (FreshDoc.ru, TurboContract.ru, DocZilla.ru) появляются решения, направленные непосредственно на пользователей, не обладающих юридическими навыками (DestraLegal.ru).

Рынок управления юридической практикой покинула одна из старейших систем – Aflatum. Вместе с тем большинство участников – такие, как ProjectMate, Jeffit, А2.Тайм, Х-Sud, – продолжают свое развитие. Последний сервис, кстати, был окончательно интегрирован в холдинг «Актион МЦФЭР».

«Право.Ру» продолжает активное развитие своей линейки продуктов для управления судебной практикой. Возможно, в скором времени мы сможем увидеть какие-то новые продукты и от «грандов» рынка – систем «Гарант» и «Консультант», например запуск в полноценную коммерческую эксплуатацию системы «Сутяжник» от «Гаранта».

Отдельно стоить упомянуть инициативы адвокатского сообщества в сфере цифровизации профессиональной деятельности. Так, Адвокатская плата г. Москвы не только запустила систему распределения дел по назначению, но и работает над дальнейшим расширением ее функционала. В Федеральной палате адвокатов не прекращается работа и над системой комплексной автоматизации адвокатуры (КИС АР).

Хотя в 2020-м привычной для всех стала удаленная работа и встречи с помощью сервисов видеосвязи, призывы к замене юристов работами больше не звучат.

Хотелось бы со страниц «Адвокатской газеты» поблагодарить всех, кто принял в этом году активное участие и заполнил форму. Безусловно, без вашей поддержки не было бы ни результатов исследования, ни этого анализа. Надеемся, что нам удастся продолжить сотрудничество и в следующем году.

Для начала – немного о самом исследовании

Всего в опросе приняли участие 503 респондента. К нашему сожалению, это значительно меньше, чем годом ранее, когда было получено 1799 ответов на анкеты. Тем не менее полагаем, что количество ответов позволяет делать статистически значимые выводы с поправкой на интернет-аудиторию. 323 человека, или 64,2% опрошенных, обладают адвокатским статусом.

Как и в исследовании 2019 г., большая часть участников исследования отнесли себя к возрастной группе 25–40 лет (55,27% ответов). Вместе с возрастной группой 40–60 лет этот показатель составляет почти 90%. Досадно, что из более старших коллег в опросе приняли участие всего лишь 7 представителей профессии. Хочется надеяться, что это объясняется в целом «перекосом» данных опросов в интернете в пользу более молодой аудитории.

Доля женщин среди ответивших составляет чуть более 41%, как и в прошлогодней выборке.

Москва и Санкт-Петербург дали чуть менее 40% от общего количества ответов, все прочие ответы получены из нестоличных городов или региональных центров.

Если в прошлом исследовании преобладали именно подписчики «АГ», которых было чуть более половины, то в этот раз их лишь 43% от общего числа ответивших на анкету.

Повторно участвовали в исследовании немногим более 5% от общего числа ответивших, т.е., по сути, «срез» получен с новой аудитории, на которую не влияли предыдущие установки.

Как и в предыдущем году, основная специализация опрошенных – уголовно-правовая –чуть более 30%. Второй по популярности ответ – гражданское судопроизводство или отсутствие четкой специализации (примерно 20% в каждой категории).

В этом году нами впервые был введен вопрос о размере организации, в которой работает/практикует респондент. Всего лишь 7% из всего числа участников опроса работают в организациях, объединяющих более 50 человек. Около трети – 27% ведут самостоятельную практику. Чуть менее 10% практикуют в коллективах со штатом от 20 до 50 человек. Прочие ответы, или 56%, – маленькие рабочие коллективы – до 20 участников.

Изменилось ли что-то в отношении юристов к технологиям в целом?

В этом блоке показатели в целом повторяют прошлогодние данные. По-прежнему более половины юристов пользуются для работы стационарными компьютерами, хотя лидируют, конечно, ноутбуки – их используют 81,5% опрошенных. Почти на 10 пунктов – до 82,9% выросло использование смартфонов в рабочих целях. Популярность же планшетов остается невелика и не дотягивает даже до 25%. Из необычных ответов – использование в профессиональной деятельности Apple Watch и отнесение калькуляторов к часто применяемым техническим средствам.

В сфере программного обеспечения бессменным лидером остается текстовый редактор. Его используют почти 98%.

Правовые системы применяют около 83% ответивших, что также повторяет прошлогодний результат. Очевидно, 17% тех, кто не использует электронные базы законодательства, могут лишь подтвердить тот факт, что профессия юристов – одна из самых консервативных.

Несколько выросла по сравнению с прошлым опросом доля использования электронных таблиц (65% против 60% годом ранее) и программ для создания презентаций (25% против 18,5%).

Также возрос – с 64% до почти 71% объем использования электронных онлайн-баз, таких как КАД «Арабитр», ГАС «Правосудие» или аналоги. Вместе с тем платными версиями подобных сервисов с расширенным функционалом согласились воспользоваться лишь 12,7%, сообщившие о применении программ Case PRO и им подобных.

Год назад мы предсказывали, что число пользователей личного кабинета адвоката на сайте РосФинМониторинга должно вырасти. Этого не произошло. По полученным данным, этим сервисом пользуются по-прежнему чуть менее 20% адвокатского сообщества. При этом коммерческими сервисами проверки контрагентов пользуются около трети всех опрошенных.

Личный же кабинет для распределения дел по назначению, напротив, применяют все большее число респондентов. В текущем опросе этот результат составил 18,21% против 11,73% годом ранее.

Отрадно, что выросло число коллег, пользующихся электронными календарями, – почти 41% против 31% год назад. Очень хочется верить, что эта тенденция сохранится и впредь.

Хранение и работа с данными

Не секрет, что юристы и адвокаты зачастую оперируют «чувствительными» данными. Так что информация из этого блока заслуживает самого пристального внимания. Что же произошло здесь за год?

Почти не изменилась доля тех, кто пользуется общедоступными почтовыми сервисами для обмена электронной почтой – 80% опрошенных (84% в прошлом году) заявили, что используют Mail.Ru, Yandex.Ru или иные подобные сервисы. Корпоративными почтовыми системами пользуются 34% опрошенных. То есть часть коллег используют в работе как корпоративную, так и общедоступную почту.

Стремительно растет и использование мессенджеров. Согласно прошлому опросу переписку по рабочим вопросам в них вели только 71% респондентов, в этом году почти 85% коллег используют мессенджеры постоянно или хотя бы иногда для решения рабочих вопросов.

На этом фоне по-прежнему странной выглядит приверженность к хранению рабочих данных на локальном диске компьютера. В прошлом году 43% участников опроса заявили о том, что хранят данные только на локальных дисках.

В этом году процент снизился до 33, но все равно остается аномально высоким в условиях, когда подавляющее большинство компаний используют локальные серверы или облачные хранилища данных.

Стоит особо отметить, что 4,2% хранят свою информацию только на бумажных носителях. И это больше, чем число тех, кто хранит данные «только в облаках» – таких всего 3,4%.

Оказание и продвижение услуг через интернет

Надо отметить, что доля поклонников социальных сетей как способа продвижения и коммуникации с клиентами неуклонно растет. Ранее более половины опрошенных не склонны были использовать социальные медиа в рабочем контексте в принципе. Однако за прошедшее время эта категория уменьшилась и составила 32,6%. При этом доля юристов, которые уже привлекают клиентов через социальные сети, возросла с 12% до 22%. Почти в два раза. Как площадки для дискуссий Facebook и ВКонтакте готовы воспринимать 45,5% опрошенных, что на 8% больше, чем годом ранее. Рискну предположить, что немалую роль в росте популярности данного способа взаимодействия сыграла пандемия.

Интересна также картина с использованием интернет-сайтов. По результатам предыдущего опроса свои сайты были менее чем у 50% ответивших. В этом году таковых уже почти 59%. Одновременно снизилось число тех, кто в принципе не собирается открывать «представительство в интернете», – таких 28,8% против 36% годом ранее.

Только 8,5% пользуются специализированными сервисами наподобие Pravoved.ru для предоставления консультаций в интернете. Еще около 17% говорят о наличии соответствующей формы на собственном сайте.

При этом среди прочих ответов, данных в виде комментария, было немало реплик о разочаровании в указанной форме взаимодействия с клиентами – запросы через сайт не приходят, а если приходят, то не слишком стоящие. Значительное число – более 65% юристов (77% в прошлогоднем опросе) – по-прежнему готовы рассматривать вопрос о даче консультаций через онлайн-сервисы. Некоторые из ответивших коллег даже проводят уже консультации через Instagram.

Управление практикой и интерес к цифровизации

Пожалуй, это сегмент, который растет медленнее всего. Несмотря на повышение культуры управления временем и рост использования электронных календарей, сервисами для управления юридической практикой по-прежнему пользуются совсем небольшое число юристов – всего 8,5% от всех опрошенных. Впрочем, в прошлом году таковых было менее 5%. То есть сегмент растет достаточно быстро.

Для сравнения: программами автоматизированного учета и хранения документов пользуются 7,3%, тогда как годом ранее – 6% опрошенных.

Косвенно о сложности выбора системы управления собственной практикой свидетельствуют также ответы на вопрос о желаемых функциях КИС АР – более 50% просто пропустили этот пункт, а самыми популярными ответами стали «затрудняюсь ответить» и «не знаю».

При этом юристы, как и годом ранее, декларируют, что хотели бы приобщиться к цифровизации. Доля тех, кто считает, что все необходимое для работы уже создано, даже снизилась с 22 до 17%.

Почти 55% участников опроса хотели бы получить систему автоматизации работы с документами (40% годом ранее), систему контроля судебных заседаний хотели бы использовать 48,3% опрошенных, найти для себя подходящую систему учета времени – более 33%.

Почти половина считают, что среди имеющихся предложений не хватает интегрированной системы управления юридической практикой.

Чуть более 35% респондентов хотели бы, чтобы Федеральная палата адвокатов проводила вебинары, которые познакомили бы юристов с цифровыми решениями и помогли в их освоении. Около 50% считают полезными публикации по этой теме. Надо отметить, что эта доля не снизилась по сравнению с предыдущим годом, т.е. интерес сохраняется на высоком уровне.

Итоги

Выводы, пожалуй, напрашиваются сами. Надо признать, что цифровизация дается юристам с большим трудом. Очевидно, что в этой сфере требуется просвещение как на уровне того, какие именно доступные технологии и решения существуют, так и в части механики использования тех или иных продуктов.

Складывается ощущение, что на фоне потребности в диджитализации многие практикующие юристы хотели бы получить простые и понятные продукты в области управления их практикой, хранения документов, контроля судебных заседаний. Правильным в этом смысле представляются инициативы как Федеральной палаты адвокатов, так и территориальных палат по внедрению в практику работы различного рода цифровых сервисов. В конце концов рост по некоторым направлениям использования программных решений оказался весьма внушительным. И надо признать, что чем более будет востребована удаленная работа, тем выше будет спрос на цифровизацию.

Рассказать:
Другие мнения
Ильчук Юлия
Ильчук Юлия
Директор по развитию PRAVO TECH
Как инструменты анализа и мониторинга помогают при подготовке к судебным заседаниям
Legal tech
Тренды цифровизации правосудия
15 февраля 2024
Вашеняк Наталья
Вашеняк Наталья
Адвокат АП г. Москвы, ассоциация адвокатов «Центральная московская коллегия адвокатов»
Нейросети в деятельности адвоката
Legal tech
Возможности, риски, этические дилеммы
12 января 2024
Ильчук Юлия
Ильчук Юлия
Директор по развитию PRAVO TECH
Меньше времени на рутину, больше – на правовую помощь
Legal tech
Цифровые инструменты помогают формировать стратегию по делу и оценивать риски
01 сентября 2023
Караванов Богдан
Караванов Богдан
Юрист LegalTech, ООО «Докзилла»
«(Де)гуманизация» юриспруденции?
Legal tech
Заменит ли нейросеть юриста и почему в ближайшей перспективе этого не произойдет
28 июля 2023
Аликперов Ханлар
Аликперов Ханлар
Директор Центра правовых исследований (Баку, Азербайджанская Республика), д.ю.н., профессор      
Для чего судам «Электронные весы правосудия»
Legal tech
Платформа исключает влияние «человеческого фактора» при определении наказания за преступление
06 апреля 2023
Сенцов Иван
Сенцов Иван
Преподаватель юридического факультета Воронежского государственного университета, адвокат, заведующий филиалом Воронежской областной коллегии адвокатов «Адвокатская контора Маклаков, Сенцов и партнеры», член квалификационной комиссии адвокатской палаты Воронежской области
Новая форма процесса
Legal tech
О некоторых вопросах электронного правосудия и электронных доказательств
26 декабря 2022
Яндекс.Метрика