×

Когда не хватает аргументов

Ранее не приходилось слышать более абсурдного суждения, чем то, что введение института следственных судей – это инициатива и деятельность «агентов влияния», «американизация путем манипуляции».
Золотухин Борис
Золотухин Борис
Советник ФПА РФ, адвокат АП Белгородской области
Еще до того, как Верховный Суд РФ представил свои предложения по инициативе Совета при Президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека о создании института следственных судей, в среде правозащитников, юристов-ученых и адвокатов-практиков развернулась интереснейшая дискуссия по обоснованности столь радикального изменения уголовно-процессуального кодекса.

Безусловно поддерживаю создание института следственных судей и рассчитываю, что (как обоснованно утверждают многие известнейшие правозащитники) следствием создания этого института станет реализация конституционного принципа состязательности сторон на стадии досудебного производства и расширение возможностей защиты на предоставление доказательств на этой стадии (считаю, что сегодня это право больше декларируемо, нежели реально реализуемо и зависит от воли следователя, не буду повторять доводы активных сторонников расширенного судебного контроля за предварительным расследованиям).

Наоборот, хочу коротко проанализировать позиции наиболее активных противников нововведения.

Итак, какие доводы в ходе обсуждения выдвигают противники изменений?

Пока лишь приходится сталкиваться с тезисами, вызывающими, по меньшей мере, недоумение.

Ну, например, как практикующие в уголовном процессе адвокаты могут отнестись к утверждению одного из «правоведов в погонах» о том, что судьи более зависимы, чем следователи.

Уж что, а сегодняшняя якобы «процессуальная самостоятельность» следователя практиками воспринимается как некое законодательное недоразумение.

Несостоятельны сетования некоторых о якобы отсутствии людей, способных реализовать стоящие перед следственными судьями задачи, поскольку юристов, достойных по своим моральным и деловым качествам занять должности следственных судей, в стране достаточно, и вопрос не в людях, а в критериях и практике их отбора.

Но это хоть нечто похожее на аргументы.

Кстати, «аргумент» словарь Ожегова определяет как «довод, доказательство», а Логический словарь – как «суждение (или совокупность взаимосвязанных суждений), посредством которого обосновывается истинность какого-либо другого суждения (или теории)».

Но более всего меня поразили «аргументы», опубликованные на РАПСИ одним действительно видным ученым – профессором Леонидом Головко.

Ранее неоднократно приходилось слышать мнение сторонников возвращения объективной истины в процесс о том, что состязательность процесса противоречит исконно русским традициям правосудия.

Но вот тут, категорически выступая против введения института судебных следователей, профессор договорился до того, что введение института следственных судей – это инициатива и деятельность «агентов влияния», «американизация путем манипуляции», направленная в конечном итоге на подрыв экономики страны.

Более абсурдного тезиса слышать еще не приходилось.

Если его развивать и «передергивать» так, так это делает уважаемый профессор, то все, что делалось раньше – реализация конституционного принципа состязательности сторон, введение суда присяжных были направлены не на благо, а во вред государства.

При этом автора таких аргументов не смущает, что среди сторонников столь существенного реформирования института предварительного расследования не только правозащитники и общественные деятели, но и государственные деятели, чья «государственность» общепризнана – председатель Конституционного Суда В.Д. Зорькин, постоянный представитель Правительства РФ в высших судебных инстанциях М.Ю. Барщевский и другие.

Вот так, на волне реального роста патриотизма в стране, вызванного объективными историческими реалиями, некоторые «псевдопатриоты» подменяют доводы и суждения о необходимости реабилитации инквизиционного процесса, по меньшей мере, неэтичными заявлениями (напоминающими письма интеллигенции о заклеймении врагов народа).
Рассказать:
Другие мнения
Христофоров Александр
Христофоров Александр
Адвокат АП г. Москвы, патентный поверенный, доцент департамента права цифровых технологий и биоправа НИУ «Высшая школа экономики», президент межрегиональной общественной организации «Палата патентных поверенных»
О спорах с участием иностранных компаний в условиях санкций
Правосудие
Необходимо оставаться в правовом поле
14 марта 2023
Анненкова Карина
Анненкова Карина
Юрист Delcredere
Средство от объективных трудностей
Правосудие
Как разрешить процедурные проблемы, связанные с участием российских лиц в спорах с иностранным элементом?
14 марта 2023
Гальцова Полина
Гальцова Полина
Патентный поверенный, старший юрист юридической фирмы «Арно Лигал»
Санкции порождают трудности для всех
Правосудие
С излишним формализмом судов сталкиваются все добросовестные заявители
14 марта 2023
Залесов Алексей
Залесов Алексей
Адвокат АП г. Москвы, патентный поверенный, управляющий партнер АБ «А. Залесов и партнеры», к.ю.н.
Дела с участием иностранных лиц в условиях санкций
Правосудие
О процессуальных трудностях российских заявителей (на примере патентных споров)
14 марта 2023
Жаров Евгений
Жаров Евгений
Адвокат АП г. Москвы, ZHAROV GROUP, лауреат Ecoworld РАЕН, к.э.н
Неуважение к суду или выражение мнения стороной дела?
Правосудие
Суд не усмотрел оснований для наложения штрафа за фразу с очевидно негативной коннотацией  
09 марта 2023
Горбенко Кирилл
Онлайн-зритель в судебном заседании: разные подходы судов
Правосудие
Правомерен ли отказ заявителю на том основании, что он не является участником дела?
12 декабря 2022
Яндекс.Метрика