В следственных и пенитенциарных органах исполнительной власти все чаще прослеживается тенденция борьбы с адвокатами, подзащитные которых отбывают наказание в местах принудительного содержания.
Спектр процессуальных или внепроцессуальных инструментов для «вывода» неудобного следствию адвоката из уголовного дела достаточно широк. Так, некоторые следователи предпочитают допрашивать адвокатов в качестве свидетелей по делам, в которых адвокаты участвуют в качестве защитников. При этом представители следственных органов не считают необходимым исполнить федеральный закон и получить на такое действие обязательное в данном случае постановление суда, а прокуратура и суд впоследствии признают действия следователя законными – как, например, при рассмотрении жалобы защитника на неправомерные действия следователя по его допросу (решение Петрозаводского городского суда Республики Карелия по делу № 3/10-113/2018).
В других случаях – чаще всего по делам, связанным с незаконным оборотом наркотиков, – слишком активного, по мнению следствия, адвоката отстраняют от дела с помощью так называемого засекреченного свидетеля, которому этот активный защитник якобы некоторое время назад оказывал юридическую помощь, а интересы «тайного» свидетеля обвинения, разумеется, противоречат интересам подзащитного. Свидетель под псевдонимом дает соответствующие показания под протокол допроса, в связи с чем следователь, а порой и суд выносят постановление об отводе защитника.
Но все перечисленное – методы процессуальной борьбы исходя из принципа состязательности, которые относятся к юридической деятельности следователя или следственной группы.
Вместе с тем адвокатское сообщество столкнулось с более сложной проблемой – преследованием адвокатов, подозреваемых или обвиняемых в совершении тех или иных преступлений при, скажем так, вызывающей большие сомнения доказательной базе (в частности, в отношении Андрея и Михаила Зломновых в г. Санкт-Петербурге, Михаила Беньяша в Краснодарском крае и т.д.).
В Карелии столь громких процессов удалось избежать. Однако было время, когда по адвокатским образованиям республики ходили «заряженные» аппаратурой провокаторы, предлагая адвокатам за вознаграждение фактически стать посредниками при даче взятки следователю. Поскольку адвокаты Адвокатской палаты Республики работают только в правовом поле, провокаторы были незамедлительно идентифицированы, а попытки склонить карельских защитников к переходу на другую сторону закона прекратились.
Данные вызовы времени необходимо встречать адекватными мерами, поэтому по инициативе президента Федеральной палаты адвокатов РФ Юрия Пилипенко в региональных палатах были сформированы комиссии по защите профессиональных прав адвокатов.
В частности, при АП Республики Карелия такая комиссия функционирует менее года. Она была создана по распоряжению президента АП РК Михаила Ямчитского, возглавляет ее советник АП РК Роберт Осян. В состав комиссии вошли 12 адвокатов, готовых защищать коллег, столкнувшихся с указанными сложностями при осуществлении адвокатской деятельности.
За период работы комиссии были зафиксированы два случая привлечения адвокатов к административной ответственности при исполнении ими профессиональных обязанностей.
Так, адвокат Елена Вечерская была привлечена к административной ответственности по ч. 1 ст. 17.3 КоАП РФ за то, что покинула здание суда, не пройдя сомнительную, с точки зрения закона, процедуру личного обыска адвоката.
В отношении адвоката Виктора Молодёжникова сотрудниками ФКУ УФСИН по РК ИК-9 был составлен протокол по ст. 19.12 КоАП РФ за то, что в колонии, где его подзащитный отбывает наказание на строгом режиме, в ходе свидания защитник дал ему подержать свой телефон для прослушивания аудиозаписи судебных заседаний, о чем ранее писала «АГ».
В обоих случаях на заседаниях комиссии было принято единогласное решение об оказании помощи указанным адвокатам. В ходе обсуждения председатель комиссии обратил внимание, что нуждающиеся в защите коллеги обратились в комиссию за оказанием помощи несвоевременно.
В связи с этим комиссия рекомендует адвокатам, столкнувшимся с нарушением их профессиональных прав, а следовательно, права на защиту их доверителей, своевременно сообщать комиссии о таких ситуациях.
Чтобы минимизировать последствия указанных нарушений прав, защитникам нужно иметь в виду следующее:
- необходимо выяснить, кто возглавляет комиссию по защите профессиональных прав адвокатов в вашей адвокатской палате, а также кто из коллег в ней состоит. Номера мобильных телефонов членов комиссии должны быть всегда при себе;
- при наличии признаков нарушения профессиональных прав адвоката со стороны органов следствия и дознания, органов, осуществляющих ОРД, а также сотрудников исправительных учреждений или иных лиц следует незамедлительно проинформировать членов комиссии в устной форме, а затем изложить подробности в письменной жалобе;
- если обстоятельства требуют незамедлительного вмешательства адвокатской палаты, запросить такую помощь по телефону, попросить члена комиссии или иного уполномоченного палатой адвоката прибыть для оказания оперативной правовой помощи.
В заключение добавлю четвертое правило – негласное, но не менее значимое, которого адвокатам следует придерживаться всегда и везде: по возможности избегать каких-то двусмысленных ситуаций, провокаций и т.п.