×
Парамонов Дмитрий
Парамонов Дмитрий
Адвокат, руководитель практики международного налогообложения МКА «ФБК Право»

Происходящие во всем мире процессы, направленные на раскрытие информации о принадлежащих физическим лицам счетах, активах, компаниях и т.п., справедливо называют началом «эры прозрачности». Очень серьезные усилия предпринимаются для того, чтобы информация стала эффективным орудием в руках налоговых органов. Все эти действия направлены на деофшоризацию мировой экономики в целом и российской экономики в частности как ее пока еще неотъемлемой части.

Существо процесса

До середины 2000-х существовала ситуация, когда обмен информацией по запросу являлся единственным общепринятым стандартом обмена информацией, что значительно затрудняло работу налоговых органов по выявлению фактов уклонения от уплаты налогов, перемещения доходов без существенного налогообложения в офшорные безналоговые юрисдикции и прочих налоговых злоупотреблений.

Однако 18 марта 2010 г. США приняли Закон FATCA, основная цель которого состояла в предотвращении уклонения от уплаты налогов гражданами и налоговыми резидентами США. Поступление информации от иностранных банков в отношении владельцев счетов – граждан США и юридических лиц, находящихся под контролем США, и предоставление таких сведений налоговой службе обеспечивались возможностью применения финансовых санкций со стороны США, которые контролируют все операции в долларах через корреспондентские счета.

Вынужденно применяя стандарт FATCA на практике и убедившись в эффективности автоматического направления финансовыми учреждениями отчетов в налоговые органы, прочие государства задумались о создании собственного автоматического обмена, когда обязательства предоставления информации закрепляются в национальном праве, информация направляется в национальные компетентные органы, а затем передается другим государствам.

С использованием FATCA как основы, в рамках Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) был разработан всемирный стандарт обмена информацией, который затем стал «общим стандартом предоставления информации» (CRS).

Данный стандарт автоматического обмена внедряется в более чем 100 государствах и территориях, включая практически все мировые финансовые центры. Кроме того, он был закреплен в директиве ЕС. Это обеспечило качественное изменение способности международного сообщества противодействовать уклонению от налогообложения с помощью офшоров.

Также ОЭСР разработала План действий по противодействию размыванию налогооблагаемой базы и перемещению прибыли (BEPS), который определяет 15 конкретных действий. С их помощью правительства государств получат возможность предотвращения вывода прибыли из-под налогообложения. Основная цель принимаемых мер – борьба с налоговой недобросовестностью.

Например, план предусматривает пересмотр подхода к трансфертному ценообразованию, ужесточение правил налогообложения прибыли иностранных контролируемых компаний, разработку рекомендаций по противодействию уклонению от уплаты налогов в условиях «цифровой экономики». При повсеместном воплощении данные действия позволят сократить существенные различия между странами в области налогообложения, которые могут быть использованы недобросовестными налогоплательщиками.

Во многом стандарт предоставления информации опирается на финансовые организации: они находятся на передовой внедрения и применения.

Кроме того, запущен портал всеобщего стандарта обмена информацией (CRS), содержащий соответствующую информацию, в частности сведения об идентификационных номерах налогоплательщика (TIN) для помощи финансовым организациям в работе с CRS. Ведется учет стран, которые обмениваются налоговой информацией между собой.

Также ОЭСР продолжает работу по разработке проекта TRACE (Treaty Relief and Compliance Enhancement) – общей модели освобождения от удержания налога у источника, которая усилит действие CRS для достижения максимальной эффективности.

Ведется работа по составлению «черных списков» не желающих сотрудничать юрисдикций, платежи в адрес которых всегда облагаются у источника. Видя бесперспективность сопротивления глобальному процессу, даже самые закрытые ранее офшорные юрисдикции вступают в диалог и принимают правила игры ради снятия ограничений.

Наконец, автоматический обмен налоговой информацией впервые состоялся на практике в рамках ЕС в 2017 г.

Центральная идея

Главная идея всех предпринимаемых усилий – обеспечение прозрачности корпоративного управления, раскрытия информации о получаемых иностранными налоговыми резидентами доходах, уведомления государствами друг друга об открытии такими лицами как личных, так и корпоративных банковских счетов для своих компаний, получающих в основном пассивные доходы, и т.д., поскольку выявление таких фактов было ранее очень сильно затруднено.

Должны быть достигнуты условия, когда обо всех активах, доходах, подконтрольных компаниях и счетах конкретного физического и юридического лица налоговые органы государства, где такое лицо признается налоговым резидентом, будут узнавать от своих зарубежных коллег, а не только от самого налогоплательщика, обеспечивая систему двойного налогового контроля.

Особое значение придается борьбе со злоупотреблением положениями налоговых соглашений. Поскольку именно налоговые консультанты в рамках налогового планирования создают конструкции, обеспечивающие условия для значительной налоговой экономии, на них и их клиентов вскоре будут возложены обязанности по информированию властей о разработке схем агрессивного налогового планирования, соответствующее законодательство уже разработано и внедряется в ЕС.

Участие России в процессе деофшоризации

Россия является одним из самых активных участников процесса деофшоризации мировой экономики, поскольку существенный отток капитала из страны и необоснованное сокращение налоговых поступлений не оставляют контролирующие органы равнодушными.

Так, Российская Федерация системно изменяет собственные международные налоговые соглашения в части ограничений применения льгот, обмена информацией и ставок налога у источника. 

Наше государство подписало и Многостороннюю конвенцию (MLI) по реализации мер по противодействию размыванию налоговой базы и выводу прибыли (BEPS) в июле 2017 г., ведется подготовка к ее ратификации. В мире заключено более 3000 соглашений об исключении двойного налогообложения, MLI будет применяться совместно с ними, изменяя при этом порядок их применения.

Российская Федерация ратифицировала Конвенцию о взаимной административной помощи по налоговым делам 4 ноября 2014 г. (с рядом оговорок).

Кроме того, не будучи членом ОЭСР, Россия руководствуется всеми ее методическими наработками, включая Комментарии к Модельной конвенции в отношении налогов на доходы и капитал.

Положениями Федерального закона от 28 июня 2014 г. № 173-ФЗ «Об особенностях осуществления финансовых операций с иностранными гражданами и юридическими лицами, о внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации» установлены правила идентификации организациями финансового рынка резидентского статуса их клиентов для целей автоматического обмена информацией.

Положения о порядке автоматического обмена финансовой информацией были внесены в Налоговый кодекс РФ (гл. 20.1 НК РФ).

Более того, Россия создала одну из лучших инфраструктур для обмена налоговой информацией с другими государствами, что было отмечено специальной комиссией ОЭСР после проверки готовности. 

В 2018 г. Россия впервые приняла участие в обмене финансовой информацией.

Кроме того, в РФ энергично принимаются меры, направленные на противодействие агрессивному налоговому планированию и деофшоризацию экономики в целом, к которым относятся, например, меры по пресечению использования офшоров в целях вывода доходов от деятельности в России из-под налогообложения. 

Для этих целей в налоговое законодательство были внесены новые положения об обязанности налоговых резидентов России информировать налоговые органы о приобретении доли участия в иностранных организациях и структурах без образования юридического лица (трасты, партнерства и т.д.). Были введены категория «контролируемой иностранной компании» и порядок налогообложения ее прибыли для исключения возможности создавать не облагаемые налогами «компании-кошельки» за рубежом для российских налоговых резидентов (гл. 3.4, ст. 309.1 НК РФ). 

Более того, было введено понятие налогового резидентства для иностранных компаний исходя из места их управления (ст. 246.2 НК РФ). Теперь созданные за рубежом, но управляемые из России компании должны уплачивать налог на прибыль как российские организации.

Также были уточнены правила «недостаточной капитализации», предусматривающие ограничение учета процентов по договорам займа, фактически являющихся дивидендным доходом. Соответствующие изменения были внесены в ст. 269 НК РФ. 

На основании сложившейся судебной практики были уточнены правила удержания налогов в различных ситуациях внутригруппового финансирования, основной идеей которых является пресечение скрытой выплаты дивидендов под видом процентов. Налоговые органы ведут работу по выявлению и иных случаев скрытой выплаты дивидендов под видом оплаты услуг, прощения займов и т.п. 

Ограничение льгот по международным соглашениям в случае осуществления транзитных финансовых операций и концепция «конечного бенефициара» (лица, обладающего фактическим правом на получение дохода) также способствуют наполнению бюджета и предотвращению злоупотреблений. В то же время для тех предпринимателей, которым необходимы иностранные структуры в группе, в том числе технические, транзитные, предусмотрен так называемый механизм сквозного подхода к налогообложению выплат из России (ст. 7 и 312 НК РФ).

Стремительно развивающаяся судебная практика по этим вопросам поддерживает усилия налоговых органов.

В сфере борьбы с трансфертным ценообразованием разработаны и внесены положения о международных группах компаний и обмене информацией и документацией по таким группам с иностранными государствами (гл. 14.4-1 и 20.2 НК РФ).

Дополнительно компании, зарегистрированные в офшорных юрисдикциях, существенно ограничены в возможностях инвестирования в стратегические предприятия.

Последствия для российских налогоплательщиков

Российским налогоплательщикам стоит примириться с мыслью, что все финансовые процессы в мире становятся все более взаимосвязанными, а прозрачность будет оставаться основным вопросом в политической повестке. Не только налоговые органы, но и все организации финансового рынка будут требовать от своих клиентов исполнения обязанностей по декларированию счетов, активов, участия и доходов в своих государствах.

Как следствие, налогоплательщикам необходимо внимательно готовить личную отчетность по счетам, контролируемым иностранными компаниями, полученным доходам. 

В то же время для приведения дел в порядок можно воспользоваться гарантиями, предоставляемыми государством в рамках второго этапа так называемой «амнистии капиталов» в соответствии с Федеральным законом от 8 июля 2015 г. № 140-ФЗ «О добровольном декларировании физическими лицами активов и счетов (вкладов) в банках и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Рассказать:
Другие мнения
Касаткин Алексей
Касаткин Алексей
Адвокат, старший партнер АБ «ЗКС»
Чем руководствуются суды
Конституционное право
О мотивах судей, рассматривающих ходатайства о заключении под стражу
18 Ноября 2019
Золотухин Борис
Золотухин Борис
Адвокат, член Совета АП Белгородской области
Бороться с обвинительным уклоном
Конституционное право
Долг адвоката – делать все для соблюдения прав подзащитного
18 Ноября 2019
Бушманов Игорь
Бушманов Игорь
Управляющий партнер АБ «АВЕКС ЮСТ» 
Препятствие для защиты
Конституционное право
Решение о помещении обвиняемого в СИЗО формирует обвинительный приговор
18 Ноября 2019
Гришин Артем
Гришин Артем
Адвокат, заместитель управляющего партнера ALLIANCE LEGAL CG
Формальный подход судей
Конституционное право
Суды одобряют заключение под стражу без проверки обоснованности подозрения
18 Ноября 2019
Сустина Татьяна
Сустина Татьяна
Руководитель семейной практики КА г. Москвы № 5, адвокат
Взыскание алиментов: в поисках справедливости
Семейное право
Почему помимо предложенного минимального размера выплат необходим максимальный
18 Ноября 2019
Поляков Виктор
Поляков Виктор
Адвокат АП Ставропольского края
Почему обязанность суда направлять копии апелляционных жалоб участникам дела – излишняя
Гражданское право и процесс
Комментарий к действующим с 1 октября поправкам в ГПК
08 Ноября 2019