×

Минфин предлагает ввести экологический налог

Трансформация правового регулирования платежей за негативное воздействие на окружающую среду
Парамонов Дмитрий
Парамонов Дмитрий
Адвокат АП г. Москвы, КА «Юков и партнеры»

В настоящее время сложился обширный корпус нормативных правовых актов, разъяснений органов, уполномоченных в области охраны окружающей среды, судебных решений, которые в совокупности регулируют вопросы взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду.

По ряду признаков такие неналоговые платежи действительно могут быть отнесены к налогам, что и предлагает сделать Минфин РФ, разработавший проект федерального закона о внесении изменений в НК РФ (далее – законопроект), суть которого – объединение под общим названием «Экологический налог» регулирования уплаты действующих платежей за сбросы, выбросы загрязняющих веществ, захоронение отходов и другие виды вредного воздействия на окружающую среду в налоговом законодательстве.

Согласно законопроекту объектом налогообложения предлагается признать различные виды воздействия на окружающую среду, такие как выброс в атмосферный воздух веществ от стационарных источников, сброс веществ в водные объекты и образование отходов производства и потребления.

Налоговой базой признается масса выбросов и сбросов веществ в атмосферный воздух и водные объекты от стационарных источников загрязнения, масса образованных отходов производства и потребления.

Законопроектом предусмотрены фиксированные налоговые ставки для каждого вида воздействия в зависимости от вида загрязняющего вещества с учетом коэффициентов, характеризующих степень опасности вещества (показателя). Определены и иные обязательные элементы налога.

Взимание экологического налога неразрывно связано с учетом различных показателей хозяйственной деятельности налогоплательщиков, связанных с негативным воздействием на окружающую среду, а налоговые органы не обладают соответствующими техническими возможностями по их контролю. В связи с данным обстоятельством предусмотрен порядок предоставления налоговым органам информации органом, выдающим разрешение на осуществление негативного воздействия на окружающую среду, для обеспечения полноценного налогового контроля.

Однако основными заявленными целями введения экологического налога являются повышение эффективности взимания платежей за негативное воздействие на окружающую среду за счет применения мер по обеспечению исполнения обязанностей по уплате налогов, предусмотренных налоговым законодательством, создание стимулов для уплаты данного налога под угрозой привлечения к уголовной ответственности предпринимателей и руководителей организаций.

Безусловно, введение экологического налога при сохранении действующего уровня налоговой нагрузки в виде существующих платежей за негативное воздействие на окружающую среду позволит увеличить поступления в бюджетную систему РФ за счет улучшения качества администрирования, т.е. возможности применения к налогоплательщикам мер не только административной, но и налоговой и уголовной ответственности, а также различных способов обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов и сборов, включая столь любимый налоговыми органами механизм принудительного и бесспорного взыскания.

Однако для того, чтобы новеллы налогового законодательства заработали действительно эффективно, необходимо, во-первых, органично вплести новые положения в ткань налогового закона, а во-вторых, устранить пробелы в порядке применения отдельных норм закона, поскольку налоговое законодательство предъявляет повышенные требования к качеству регулирования: желательно, чтобы неясностей не было.

Например, законопроект предполагает льготу для налогоплательщиков, осуществляющих мероприятия по снижению негативного воздействия на окружающую среду и внедрению наилучших доступных технологий, в виде применения к налоговым ставкам коэффициента 0. Данный коэффициент можно будет применять после внедрения наилучших доступных технологий на объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду. Однако, помимо разработки справочников по наилучшим доступным технологиям для различных видов деятельности, необходимо определить порядок фиксации момента выполнения налогоплательщиком соответствующего условия.

Согласно законопроекту в случае несоблюдения снижения объема или массы выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ в течение 6 месяцев после наступления сроков, определенных планом мероприятий по охране окружающей среды или программой повышения экологической эффективности, исчисленный за соответствующие налоговые периоды налог за объем или массу выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ, превышающие нормативы допустимых выбросов, нормативы допустимых сбросов или технологические нормативы, подлежит пересчету с применением коэффициента 100. Однако неясно, к какому именно временному отрезку применяется данный коэффициент: с момента принятия плана мероприятий, с момента истечения шестимесячного срока или к иному периоду. Не определен и порядок подачи налогоплательщиком новой налоговой декларации или предъявления налоговыми органами соответствующего требования.

Кроме того, предполагается, что в течение налогового периода налогоплательщики, за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства, уплачивают в бюджет авансовые платежи, которые исчисляются как одна четвертая общей суммы налога за предыдущий налоговый период. Поскольку экологический налог предполагается ввести с 1 января 2020 г., из буквального толкования указанной нормы следует, что авансовые платежи исчислять будет невозможно. Однако не исключено, что на переходный период 2020 г. авансовые платежи будут исчисляться на основе определенной за 2019 г. платы за негативное воздействие на окружающую среду.

Также необходимо привести используемые в законе выражения в соответствие с общей терминологией налогового законодательства: выражение «товарно-материальные ценности» должно быть заменено на «товарно-материальные запасы», а счет-фактура не может являться документом, подтверждающим оказание услуг, выполнение работ по проектированию, строительству и реконструкции объектов и сооружений.

Безусловно, законопроект потребует дальнейшей тщательной проработки, чтобы закон мог заработать эффективно сразу после принятия, а не после внесения многочисленных последующих поправок. Многолетний опыт расчета платежей за негативное воздействие на окружающую среду должен помочь заранее выявить все выявленные практикой «узкие места».

В то же время констатация факта, что даже судебный порядок не обеспечивает  полноценное взимание экологического неналогового платежа, что порождает необходимость финансировать государственные экологические программы за счет иных доходов федерального и региональных бюджетов, демонстрирует неэффективность существующего порядка защиты прав и законных интересов даже самого государства, что вызывает серьезнейшее беспокойство.

Фактически сейчас только налоговые органы могут обеспечить быстрое и эффективное взыскание платежей путем обращения взыскания на денежные средства на банковских счетах. И если в рамках действующего законодательства у плательщиков отсутствует должная мотивация к правомерному поведению в форме уплаты платы за негативное воздействие на окружающую среду, то что остается говорить о прочих случаях обращения граждан и юридических лиц за защитой их прав и законных интересов в суд. Возможно, пришло время поднимать вопрос не столько о налоговой природе экологических и иных платежей, сколько о более глубокой проработке проблем существующего правоприменения и исполнения судебных решений.

Рассказать:
Другие мнения
Смирнова Виолетта
Смирнова Виолетта
Адвокат АП г. Москвы, «Адвокатский кабинет адвоката Смирновой Виолетты Георгиевны»
Убийство, совершенное с особой жестокостью
Уголовное право и процесс
Сложности квалификации преступлений, предусмотренных ч. 2 ст. 105 УК РФ
25 апреля 2024
Матвеев Михаил
Матвеев Михаил
Адвокат АП г. Москвы, КА «Московский Юридический центр», почетный адвокат России
Аудиоконтроль амбулаторного приема врача: спорные вопросы
Медицинское право
Риски нарушения законодательства об обработке персональных данных
23 апреля 2024
Макаров Сергей
Макаров Сергей
Советник ФПА РФ, адвокат АП Московской области, руководитель практики по семейным и наследственным делам МКА «ГРАД», медиатор, доцент Университета им. О.Е. Кутафина (МГЮА), к.ю.н.
Ордер в первую очередь – подтверждение принятия конкретным адвокатом поручения на оказание юридической помощи конкретному доверителю
Уголовное право и процесс
И лишь во вторую – подтверждение полномочий адвоката
23 апреля 2024
Кондин Алексей
Кондин Алексей
Адвокат АП г. Санкт-Петербурга, партнер Vinder Law Office
Ответственность за контрабанду возросла
Уголовное право и процесс
Комментарий к изменениям в ст. 226.1 УК РФ
19 апреля 2024
Якупов Тимур
Якупов Тимур
Юрист, партнер агентства практикующих юристов «Правильное право», помощник депутата Госдумы РФ
«Статичное» регулирование или справедливый подход?
Семейное право
И вновь о дуализме механизма взыскания алиментов на содержание детей
11 апреля 2024
Насонов Сергей
Насонов Сергей
Советник Федеральной палаты адвокатов РФ, адвокат АП г. Москвы, профессор кафедры уголовно-процессуального права Московского государственного юридического университета им. О.Е. Кутафина (МГЮА), д.ю.н.
Смертная казнь: уголовно-процессуальный аспект
Уголовное право и процесс
Включение данной меры в УК заставит вернуть эти составы преступлений в подсудность присяжных
04 апреля 2024
Яндекс.Метрика