Последнее время российские власти активно внедряют институты и принципы англосаксонской правовой системы в гражданское законодательство. Такие нововведения не обошли стороной и наследственное право.
Так, в Госдуму внесен законопроект № 372781-7, направленный на создание условий для реализации введенной в ГК РФ новеллы – наследственного фонда. Документом устанавливается механизм, который будет применяться нотариусами при исполнении новых положений ГК РФ о наследственном праве, вступающих в силу с 1 сентября 2018 г. Иначе говоря, вводится в гражданский оборот новый правовой институт – наследственный фонд. По задумке законодателей, он должен стать российским аналогом английских трастов.
В настоящей статье попробуем сравнить институты траста и фонда как инструменты защиты активов, снижения налогового бремени и альтернативы завещанию.
Изначально концепция траста была введена в странах общего права (Великобритания, Кипр, Британские Виргинские острова и др.) и на данный момент получила там широкое распространение. Законодательство стран континентального права (Лихтенштейн, Франция и др.) не знает концепцию траста в том виде, в котором она используется в странах общего права. Однако в них применяется производный от траста инструмент – фонд.
Что такое фонд? Что такое траст? Какие отличия можно выявить, сравнив данные правовые институты?
Траст – это правоотношения, при которых учредитель траста передает свои активы профессиональному трастовому управляющему, а трастовый управляющий совершает действия по управлению и распоряжению активами исключительно в интересах бенефициаров или для особо установленной цели. Конструкция траста действует на основании трастового законодательства и трастового договора, в котором определен порядок управления активами.
Фонд – это организованное в виде обособленного имущества юридическое лицо без членов, партнеров и акционеров, которому передаются имущественные ценности учредителя фонда. Высшим органом управления фонда, как правило, является Совет фонда, который управляет его имуществом. Фонду может быть передано любое имущество, например наличные деньги, ценные бумаги, недвижимое имущество, доли в компаниях и предметы искусства.
Сравнительный анализ
Цели создания фонда и траста сходны. Они оба создаются главным образом для защиты активов учредителя или распределения наследства в пользу конкретных лиц – бенефициаров.
Траст и фонд имеют следующие отличия:
1. Главное отличие траста от фонда заключается в том, что траст представляет собой письменное соглашение об управлении активами. Фонд же является отдельным юридическим лицом, которое ведет свою деятельность от своего имени.
2. Как правило, для формирования фонда необходимы его регистрация в Торговом реестре или депонирование свидетельства об учреждении фонда. При учреждении траста не требуется его регистрация в обязательном порядке, достаточно заключения трастового договора.
3. При регистрации фонда необходимо зарегистрировать устав. В случае траста трастовый договор не предоставляется в государственные органы. Таким образом, учредительные документы траста являются строго конфиденциальными.
4. Для формирования фонда обычно устанавливается минимальный уставный капитал, в отношении траста таких требований нет.
5. При формировании фонда право собственности на переданное имущество переходит фонду как юридическому лицу. В случае траста право собственности переходит трастовому управляющему, однако такие активы составляют отдельный фонд и не являются собственным имуществом трастового управляющего.
6. В некоторых странах фонд обязан платить одноразовый гербовый сбор, составляющий около 0,2% от первоначального капитала, и налог на капитал, который обычно составляет около 0,1% от внесенного в фонд капитала. Так как траст не является юридическим лицом, отсутствует обязанность по уплате налогов.
7. В том случае если фонд ведет коммерческую деятельность, он должен подавать бухгалтерскую отчетность и проходить ежегодный аудит.
8. Главным органом управления фонда является Совет фонда, как минимум один из его членов должен быть лицензированным резидентом страны учреждения.
Наследственный фонд – юридическое лицо в форме фонда, управление которым должно осуществляться бессрочно или в течение определенного срока в соответствии с условиями управления, указанными в уставе или ином внутреннем документе фонда. Условия управления фондом могут включать в себя положения о передаче третьим лицам всего или части имущества фонда, в том числе при наступлении обстоятельств, относительно которых не известно, наступят они или нет.
Один из авторов законопроекта дал следующее определение наследственного фонда: это способ управления наследственной массой, т.е. деньгами, бизнесом и другими активами, которые остаются после смерти собственника. Фонд создается теми людьми, которые думают о том, как сохранить свой бизнес и кто впоследствии будет управлять их активами.
9. Наследственный фонд может быть создан только после смерти наследодателя, а траст – как при жизни, так и после смерти наследодателя.
10. К наследственному фонду могут быть предъявлены требования кредиторами завещателя, в то время как траст не отвечает по долгам наследодателя.
11. Наследственный фонд может быть ликвидирован только по решению суда (по иску государственного органа, в связи с истечением срока или наступлением соответствующих условий). Траст может быть прекращен по требованию наследника с передачей ему имущества.
Приведенный перечень отличий не является исчерпывающим. В зависимости от вида траста их количество может увеличиваться либо уменьшаться.
Как работают такие институты за границей
В странах, где сейчас можно учреждать наследственные фонды, называться они будут скорее трастами. В их числе США, Великобритания и другие страны общего права.
В Средние века передача имущества бенефициарам через такой институт стала активно использоваться как альтернатива завещанию и средство против налога на наследство. Тем самым английские юристы усовершенствовали форму владения имуществом: активы принадлежат трасту, но контролируются прежним владельцем состояния. Обычно за границей подобные фонды создают не просто богатые, а очень богатые люди еще при жизни. Они делают это не только для того, чтобы поддержать после своей смерти родственников, но и с целью приносить пользу обществу: средства из фонда могут тратиться в интересах университета, родного города, страны или даже всего человечества.
В качестве примера хочу обратить внимание на самые известные иностранные наследственные фонды.
Фонд Нобеля. Создан 29 июня 1900 г. по завещанию шведского изобретателя Альфреда Нобеля. Ученый отвел 94% состояния (31 млн шведских крон) на ежегодную выплату премий в области физики, химии, физиологии и медицины, литературы и мира. Базовая часть фонда инвестирована, на премии идет только прибыль. В настоящее время размер премии составляет более 1,1 млн долларов.
Фонд Форда. 15 января 1936 г. Эдсель Форд, сын Генри Форда, основал Ford Foundation, передав ему первые 25 тыс. долларов. После смерти Эдселя в 1943 г. и Генри в 1947 г. фонд получил все их средства и активы Ford Motor Company. Совет попечителей из 15 человек возглавил Генри Форд-младший – внук основателя компании. Новые члены избираются советом. К 1974 г. фонд продал автомобильную компанию и занялся инвестициями. Сейчас Фонд Форда является одной из крупнейших благотворительных организаций в мире с активами 11,9 млрд долларов.
Фонд Велкома. 25 июля 1936 г. после смерти основателя британского фармацевтического холдинга Welcome Генри Велкома все его активы перешли Welcome Trust. Сейчас он работает как некоммерческая организация с активами в 18 млрд фунтов стерлингов, за счет которых спонсирует медицинские разработки.
Фонд Боша. 26 июня 1964 г. на основании завещания основателя немецкого концерна Bosch создан Фонд им. Роберта Боша. Фонд владеет 92% акций концерна и финансируется за счет его дивидендов. С момента основания фонд предоставил грантов более чем на 1 млрд евро в сферах образования, медицины и культуры.
О законопроекте, направленном на конкретизацию применения института
Вернемся к законопроекту № 372781-7, направленному на создание условий для реализации введенной в ГК РФ новеллы (наследственного фонда), который вступает в силу с 1 сентября 2018 г. Полагаю, что при всех недостатках проекта закона предложенные изменения следует оценивать положительно.
Стоит отметить, что создание наследственного фонда – нововведение в законодательстве, которое в конечном счете скажется на кошельке завещателя, ибо непонятно, за чей счет будут осуществляться полномочия так называемого единоличного исполнительного органа фонда. Также полагаю, что в случае принятия законопроекта последует повышение стоимости нотариальных услуг, поскольку на нотариуса возлагаются дополнительные обязанности, в том числе связанные с использованием электронных систем.
Вместе с тем новый институт ориентирован на создание единой электронной базы данных нотариата со сведениями о составлении наследодателем завещания и последующем управлении им единоличным исполнительным органом наследственного фонда.
Как следует из текста законопроекта, изменения направлены на создание электронного документооборота для установления содержания завещания, что является положительным моментом в наследственном деле. Это позволит нотариусам к моменту открытия наследства окончательно определить его состав. Кроме того, уменьшится количество обращений в суд, связанных с оспариванием незаконных действий нотариусов.
Система электронного документооборота позволит управлять документами на протяжении всего жизненного цикла – от создания до их уничтожения, снизит риск возникновения ошибок, позволит сократить количество повторных проверок документов и их корректировок. За счет средств разграничения доступа можно строго контролировать доступ третьих лиц к информации и документам. Наличие единой базы позволит осуществлять архивирование и восстановление информации в короткий период времени. При этом завещатель, очевидно, получит некий электронный ключ от нотариуса для доступа к сведениям, составляющим тайну завещания, и сможет в любой момент узнать о составе наследства в режиме онлайн.
Однако необходимо отметить, что законопроект должен предусматривать защиту сведений, относящихся к наследственному делу, поскольку введение электронного документооборота может спровоцировать хакеров на незаконное получение информации о составе наследства и других тайных сведений с целью передачи их заинтересованным лицам.
Законопроект предусматривает, в каких случаях не создается наследственный фонд, а именно пока не появится возможность сформировать орган наследственного фонда в течение сроков для принятия наследства, но не более чем в течение одного года со дня открытия наследства. Это означает, что наследники не смогут получить свидетельство о праве на наследство еще год после открытия наследства.
В заключение хотелось бы отметить, что инициатива законодателей носит разумный характер, отвечает современным технологическим требованиям по порядку ведения электронного учета в наследственном деле и позволит в дальнейшем исключить судебные тяжбы, связанные со спорами о дееспособности завещателя, утратой, уничтожением завещания и использованием иных мошеннических схем в делах о наследстве.
Кроме того, появление такого инструмента в российском законодательстве в том числе является антиофшорной мерой, так как если ранее российские предприниматели вынуждены были переводить свои активы за рубеж, чтобы учредить подобный фонд или траст, то после вступления новеллы в законную силу они смогут оставлять бизнес в России, сохраняя при этом капиталы, рабочие места, налоговые выплаты, развивая экономику нашей страны.
Безусловно, как и при любом внесении изменений в законодательство, в законопроекте имеют место пробелы, минусы и определенные риски, в том числе и касающиеся правоприменительной практики. Расстраивает тот факт, что законопроект коснется, скорее всего, только очень богатых граждан страны. Однако полагаю, что со временем – хотя, возможно, потребуются годы – все доработается и изменится к лучшему.