×

Новый порядок

Об ожиданиях от изменения процедуры принятия Минюстом России распоряжений о нежелательности пребывания в России иностранных граждан, подлежащих освобождению из мест лишения свободы
Минушкина Анна
Минушкина Анна
Адвокат АП г. Москвы, коллегия адвокатов г. Москвы «Минушкина и партнеры»
Минюстом России подготовлен проект приказа «Об утверждении Порядка представления материалов и их рассмотрения для принятия решений Министерством юстиции Российской Федерации о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства» (далее – проект приказа). Сам текст Порядка (далее – Порядок), утверждаемый приказом, не опубликован.

Следует отметить, что в соответствии с действующим законодательством Минюст России принимает распоряжения о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства, которые освобождаются из мест лишения свободы. Данное полномочие основано на положении ч. 4 ст. 25.10 Федерального закона от 15 августа 1996 г. № 114 «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию».

В настоящее время в рассматриваемой сфере действует «Инструкция о порядке представления и рассмотрения документов для подготовки распоряжений Министерства юстиции Российской Федерации о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации иностранных граждан или лиц без гражданства, подлежащих освобождению из мест лишения свободы» (далее – Инструкция), утвержденная Приказом Минюста России от 20 августа 2007 г. № 171.

В пояснительной записке к проекту приказа сказано, что он разработан в целях совершенствования процедуры представления и рассмотрения документов для подготовки распоряжений Министерства юстиции Российской Федерации о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации иностранных граждан или лиц без гражданства, подлежащих освобождению из мест лишения свободы.

Поскольку приходится часто сталкиваться на практике с оспариванием распоряжений Минюста России, принятых в отношении иностранных граждан, хотелось бы в проекте приказа увидеть позитивные изменения.

Касательно сроков действия распоряжений (решений) Минюста России
До принятия Инструкции распоряжения Минюста России принимались на неустановленный срок (то есть бессрочно). После 2007 г. срок их действия стал совпадать со сроком действия судимости. После внесения изменений в ч. 6 ст. 86 УК РФ (последствия погашения судимости) Минюст России вернулся к прежней практике принятия указанных распоряжений на неустановленный срок. Считаю, что должен быть определен конкретный срок действия распоряжений, ограниченный сроком действия судимости, однако есть опасения, что в сложившейся ситуации Минюстом России, напротив, будет закреплено бессрочное действие принятых им решений.

Касательно категорий преступлений
В настоящее время распоряжения Минюста России принимаются в отношении иностранных граждан, освобождающихся из мест лишения свободы и осужденных за умышленные преступления. Считаю, что при принятии таких решений должны учитываться категории преступлений, совершаемых иностранными гражданами. Однако, исходя из названия проекта приказа, могу предположить, что он будет распространен и на тех иностранных граждан, которым в качестве ответственности за совершенное преступление было назначено наказание, не связанное с лишением свободы.

Касательно иных значимых обстоятельств
С моей точки зрения, в Порядке необходимо прописать конкретные основания, при которых Минюст России не может принять решение о нежелательности пребывания иностранного гражданина либо у Минюста России будет возможность не принимать подобное решение. Такими обстоятельствами могут быть: семья – граждане Российской Федерации, длительность проживания в нашей стране, наличие ранее полученного в Российской Федерации разрешения на временное проживание, вида на жительство. В действующей Инструкции сказано, что при принятии решения должны быть учтены международные обязательства Российской Федерации по защите прав и свобод человека, однако на практике это положение не действует.

Хотелось бы, чтобы в Порядке были прописаны основания для его оспаривания в судебном порядке, однако оптимизма по этому поводу у меня нет. Думаю, Порядок еще более ужесточится и не будет содержать каких-либо исключений. Добавлю, что на практике решение о нежелательности пребывания можно отменить в судебном порядке только при наличии погашенной (снятой) судимости (в иных случаях суды отменяют такое решение лишь в исключительных случаях), и, как представляется, иных оснований вновь принятый Порядок не добавит.

Рассказать:
Яндекс.Метрика