×

О «налоге на контент»

Минкультуры России, предлагая пользователям интернета заплатить «налог на контент», фактически признает неэффективность защиты авторского права уже существующими инструментами
Туманова Екатерина
Туманова Екатерина
Адвокат АБ «Ковалев, Рязанцев и партнеры», АП Челябинской области
Относительно инициативы Минкультуры ввести так называемую глобальную лицензию мне бы хотелось порассуждать не в контексте ее законности или технологической/правовой исполнимости, а в контексте предлагаемого ведомством нового подхода к защите авторского права. Хотя использовать слово «защита» в предлагаемой ситуации будет не совсем правильным. Корректнее назвать это компенсацией за использование авторского произведения, которая, по идее авторов, включается в счет за интернет.

На самом деле меня как юриста такой подход к регулированию соответствующих правоотношений несколько удручает. Законодатель, по сути, признает неэффективность защиты авторского права теми инструментами, которые сейчас используются (должны использоваться), и пытается подменить их вмененными компенсационными выплатами, которые в данном случае будут заложены в стоимость интернет-услуг.

Вместо того чтобы повысить эффективность уже существующих институтов защиты прав, в частности судебного, предлагается подменить ее итоговый результат.

«Налог на контент» – это, по сути, компенсация, которая становится обязательной выплатой (обязательной потому, что в наше время интернет есть практически в каждой семье).

Мне кажется, что законодатель смирился с тем, что интернете эффективно бороться с пиратским контентом не получается.

Предположим, что инициатива будет поддержана. Тогда актуальность приобретут следующие вопросы.

1. Почему ВСЕ пользователи интернета должны платить вводимый законодателем сбор? Наверняка не все пользуются пиратским контентом и нарушают авторские права. Более того, не стоит забывать о том, что добросовестность участников гражданских правоотношений в настоящее время презюмируется.

2. Как будет рассчитываться размер сбора?

В пояснительной записке законодатель ссылается на то, что размер сбора будет утвержден Правительством РФ, тем самым, перекладывая ответ на наиболее важный вопрос на исполнительный орган власти.

Думаю, что без ответов на эти вопросы говорить об эффективности и целесообразности законопроекта невозможно.

Указанная инициатива, в моем понимании, не является эффективным способом изменить ситуацию с нарушением авторских прав в России.

Законодатель предлагает интернет-пользователям «круговую поруку», когда для защиты интересов единиц скинуться должны все. Такая ситуация, на мой взгляд, является неприемлемой в современном обществе.

Рассказать:
Другие мнения
Сучков Андрей
Сучков Андрей
Исполнительный вице-президент ФПА РФ
Необходимо ввести уголовную ответственность за пытки
Уголовное право и процесс
О мерах, которые должна принять адвокатура для предотвращения пыток
06 Декабря 2018
Волкова Елена
Волкова Елена
Юрист «Дювернуа Лигал»
Институт комплексной застройки планируют систематизировать
Градостроительное право
О законопроекте, которым вводится понятие комплексного развития территории
05 Декабря 2018
Голенев Вячеслав
Голенев Вячеслав
Адвокат МКА «Железников и партнеры»
Вред кредитору – признак сомнительности сделок банкрота
Арбитражное право и процесс
Оспаривание сделки, совершенной должником с целью причинения вреда правам кредиторов
05 Декабря 2018
Саркисян Артем
Саркисян Артем
Юрист АБ «Забейда и партнеры»
Об освобождении от уголовной ответственности в связи с возмещением ущерба
Уголовное право и процесс
Без комплексного подхода поправки создадут лишь «лазейки» для органов
04 Декабря 2018
Бородин Дмитрий
Бородин Дмитрий
Старший юрист Группы Технологий и Инвестиций VEGAS LEX
GDPR вынуждает соцсети к заботе о «праве на доступ» к данным
Интернет-право
О решении «ВКонтакте» позволить пользователям выгружать данные о себе
03 Декабря 2018
Калинин Сергей
Калинин Сергей
Адвокат, руководитель налоговой практики АБ «Егоров, Пугинский, Афанасьев и партнеры» (Москва)
Новое в налоговом праве
Налоговое право
Наиболее значимые изменения, вступающие в силу в 2019 г.
28 Ноября 2018