×
Иванов Сергей
Иванов Сергей
Президент АП Вологодской области

Ознакомившись с материалами коллег Андрея Жукова и Николая Жарова, предлагающих внести законодательные поправки относительно порядка приостановления статуса адвоката, хочу высказать несколько своих замечаний.

Приостанавливая свой статус, адвокат не освобождается от обязанности соблюдать законодательство об адвокатуре. Поскольку его статус не прекращен, он должен выполнять не только требования профильного закона, но и решения конференции, Совета адвокатской палаты.

Адвокат с приостановленным статусом не может лишь заниматься адвокатской деятельностью: в этот период на него не распространяются гарантии, предусмотренные для действующего адвоката. Однако обязанности, которые указаны в ст. 7 Федерального закона «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации», он исполнять обязан, за исключением тех, которые непосредственно связаны с адвокатской деятельностью.

Так, решением конференции на адвоката, статус которого приостановлен, могут быть возложены обязанности по уплате обязательных отчислений на общие нужды адвокатской палаты. И наоборот – ему могут быть предоставлены финансовые преференции.

Например, если адвокат не прекратил, а только приостановил свой статус и «ушел» в бизнес, то конференция может обязать его производить отчисления на равных с другими адвокатами. Если же адвокат приостановил статус адвоката по болезни, то конференция вправе вообще освободить его от уплаты этих отчислений, либо предоставить определенную льготу.

Есть и другие обязанности, от которых приостановление статуса не освобождает. Закон не запрещает Совету адвокатской палаты обязать адвокатов, чей статус приостановлен, предоставлять в обязательном порядке в адрес адвокатской палаты значимую информацию (например, об изменении ими постоянного места жительства, о том, что отпали обстоятельства, послужившие основанием для приостановления статуса адвоката, и т.д.). Не освобождает закон адвоката с приостановленным статусом и от необходимости повышать свою квалификацию. Поэтому конференция либо Совет адвокатской палаты вправе обязать адвокатов до возобновления статуса пройти определенное тестирование, подтверждающее профессиональную подготовку. Ведь если адвокат на протяжении многих лет не занимался профессиональной адвокатской деятельностью, то в состоянии ли он, восстановив статус, немедленно приступить к оказанию квалифицированной юридической помощи? Обосновать такой вопрос можно хотя бы тем, что законодательство меняется очень быстро.

Неисполнение решения конференции, Совета адвокатской палаты лицами, чей статус приостановлен, может, на мой взгляд, являться основанием для прекращения статуса адвоката в дисциплинарном порядке.

Полагаю, что органы адвокатских палат просто не используют в полной мере весь спектр норм Закона об адвокатуре по данному вопросу. В такой ситуации неплохо было бы, если Совет ФПА РФ дал соответствующие рекомендации органам адвокатских палат субъектов Российской Федерации по данному вопросу.

На мой взгляд, многие коллеги ошибочно полагают, что адвокаты с приостановленным статусом находятся вне контроля со стороны адвокатских палат. Убежден, что Закон об адвокатуре на них действует, за исключением ряда положений. Не стоит забывать, что согласно п. 2 ст. 3 указанного закона адвокатура действует на основе принципов законности, независимости и самоуправления, корпоративности, а также принципа равноправия адвокатов.

Законом адвокатской корпорации предоставлено право самостоятельного решения многих внутрикорпоративных проблем и регулирования тех или иных процессов, происходящих в ней, в том числе и по обсуждаемому вопросу, и отказываться от такого права, с моей точки зрения, не разумно.

В случае нашего обращения к законодателю с просьбой о регулировании данных вопросов путем внесения соответствующих изменений и дополнений в Закон об адвокатуре мы наверняка услышим в ответ: «А что вам самим мешает регламентировать эти вопросы органами адвокатской корпорации?»

Рассказать:
Другие мнения
Кипнис Николай
Кипнис Николай
Член Комиссии по этике и стандартам ФПА РФ, вице-президент Адвокатской палаты города Москвы, к. ю. н., доцент
Не создавать невыполнимых обязанностей перед доверителями
Правовые вопросы статуса адвоката
КПЭА «отстает» от стремительно меняющегося процессуального законодательства
19 сентября 2023
Трубецкой Никита
Трубецкой Никита
Вице-президент АП Ставропольского края
Полномочия адвоката, назначенного в качестве представителя ответчика в гражданском и административном процессах
Правовые вопросы статуса адвоката
Соотношение права и обязанности обжалования судебных решений
19 сентября 2023
Цуканов Олег
Цуканов Олег
Адвокат АП Московской области, председатель КАМО «Цуканов, Пономарёва и партнеры»
Статья 296 УК требует корректировки
Защита прав адвокатов
Почему необходимо усилить ответственность за преступления в отношении участников уголовного судопроизводства
08 сентября 2023
Бушманов Игорь
Бушманов Игорь
Адвокат АП Московской области, почетный адвокат АПМО, управляющий партнер АБ «АВЕКС ЮСТ»
Наемный работник или будущий адвокат?
Правовые вопросы статуса адвоката
О целесообразности возрождения институтов помощника адвоката и патроната
17 августа 2023
Бушманов Игорь
Бушманов Игорь
Адвокат АП Московской области, почетный адвокат АПМО, управляющий партнер АБ «АВЕКС ЮСТ»
Особенности «адвокатской коллаборации»
Адвокатура, государство, общество
Преимущества совместного участия в делах «столичных» и «региональных» адвокатов
11 августа 2023
Хмыров Ростислав
Хмыров Ростислав
Вице-президент АП Краснодарского края, председатель Коллегии адвокатов «Хмыров, Валявский и партнеры»
«Лед тронулся»!
Защита прав адвокатов
Впервые в Краснодарском крае суд допустил к участию в уголовном процессе представителя адвокатской палаты по доверенности
09 августа 2023
Яндекс.Метрика