×

Термин «бенефициар» происходит от французского benefice (прибыль). Под бенефициаром понимается, как правило, реальный владелец компании, являющийся конечным выгодоприобретателем. В законодательстве содержится узкое определение «бенефициарного владельца» – это физическое лицо, которое непосредственно или опосредованно владеет юридическим лицом или участвует в управлении им, а также получает доход от его деятельности (ст. 3 Закона о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма). Бенефициар может выступать в качестве учредителя, единственного владельца, совладельца организации или ее директора. Однако он также может не иметь прямого отношения к деловой активности фирмы, а влиять на нее опосредованно (через третьих лиц или номинальные организации). Также зачастую употребляется термин «конечный бенефициар», который относится к лицу, фактически являющемуся истинным владельцем корпорации или сети компаний и получающему прибыль от их деятельности.

Согласно законодательству (п. 8 ст. 6.1 Закона о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма) физическое лицо может быть признано бенефициарным владельцем юрлица, если контролирует 25% или более его уставного капитала. Важно отметить, что эту долю он может контролировать не только непосредственно, но и косвенно – например, через свою собственность или долю в другой компании, владеющей указанной долей, что может создавать сложности в определении конечного бенефициарного владельца.

В некоторых случаях, особенно при осуществлении некоммерческой деятельности, бенефициарный владелец может отсутствовать, однако если юрлицо занимается коммерческой деятельностью, у него в любом случае есть конечный выгодоприобретатель – бенефициарный владелец независимо от того, является эта деятельность прибыльной или нет.

Рассмотрим вопросы, касающиеся ответственности конечных бенефициаров иностранных компаний за совершение операций с нарушением установленного порядка, а также санкции, которые могут быть применены к бенефициару иностранной компании за несоблюдение российского законодательства.

Контролируемые иностранные компании

При создании иностранной компании за границей необходимо в первую очередь определить, учреждает ли ее налоговый резидент РФ1. Это относится как к физическим, так и к юридическим лицам.

Так, если налоговый резидент РФ создает или приобретает долю в иностранной компании, в том числе через родственников, он становится владельцем контролируемой иностранной компании (далее также – КИК). Однако если резидент становится индивидуальным предпринимателем за границей, необходимость соблюдать правила, относящиеся к КИК, у него отсутствует.

При регистрации иностранной компании или при приобретении доли в ней налоговый резидент России должен соблюдать установленные законодательством сроки представления соответствующих уведомлений. Точные сроки и процедуры представления уведомлений зависят от внутреннего законодательства РФ, регулирующего такую процедуру.

В соответствии с п. 3 ст. 25.14 НК РФ если физлицо становится владельцем иностранной компании, оно обязано в течение трех месяцев после ее создания (или в течении трех месяцев с даты приобретения доли в иностранной компании) представить в налоговый орган по месту регистрации уведомление об участии в иностранной компании. В общих чертах такое уведомление содержит информацию о владении долей в иностранной компании, а также другие сведения, предусмотренные законодательством и раскрывающие данные о подконтрольном обществе. Соблюдение данного требования позволяет налоговым органам получить информацию об участии физлица в иностранной компании для целей дальнейшего налогообложения. Кроме того, при продаже части доли или приобретении акций в иностранной компании физлицу необходимо представить обновленное уведомление об изменении порядка участия в иностранном обществе. Срок подачи такого уведомления составляет три месяца с момента соответствующей сделки.

При продаже доли или при ликвидации иностранной компании важно уведомить налоговый орган о прекращении статуса КИК. Для этого необходимо представить обновленное уведомление о прекращении участия в иностранной компании, заполнив его с указанием изменений, связанных с прекращением владения долями. Срок подачи такого уведомления также составляет три месяца с момента продажи доли или ликвидации организации, и это является обязательным требованием в соответствии с налоговым законодательством.

Владелец иностранной компании должен анализировать прибыль компании до налогообложения, т.е. до исчисления налога на прибыль в самой иностранной компании. Однако чтобы определить конкретные налоговые обязательства в России, необходимо учесть положения соглашений об избежании двойного налогообложения между Россией и страной, где учреждена иностранная компания. Размер и характер налоговых платежей, которые могут быть обязательными для владельца КИК в России, зависят от различных факторов, включая тип деятельности компании, применимые налоговые ставки и подлежащие применению правила налогообложения.

Если прибыль, указанная в отчетности иностранной компании, не превышает 10 млн руб., дополнительные налоговые платежи не требуются. В противном случае необходимо определить, является ли КИК пассивным или активным. Это важно для понимания будущей структуры налогообложения и потенциальных санкций. Так, активная КИК относится к компаниям, которые осуществляют коммерческую деятельность за пределами РФ (пиццерии, магазины оптовой торговли). Прибыль, полученная активной компанией за границей, обычно не облагается налогами в России. Пассивная КИК, напротив, относится к компаниям, чья прибыль состоит из дивидендов, процентов, роялти и прочих доходов, не связанных с реализацией товаров или оказанием услуг. Ее прибыль обычно подлежит налогообложению в России и должна быть задекларирована. Важно отметить, что прибыль может быть получена в другой валюте, и очевидно, что ее необходимо перевести в рубли.

Размеры штрафов за нарушение порядка представления отчетности о КИК значительны и, к сожалению, на практике суммы вменяемых штрафных санкций не имеют тенденции к существенному снижению. Найти весомые причины для уменьшения ответственности крайне затруднительно.

На данный момент применяются следующие штрафные санкции:

  • непредставление или представление недостоверного уведомления об участии в иностранной компании при ее создании, изменении или ликвидации – 50 тыс. руб. (п. 2 ст. 129.6 НК);
  • непредставление или представление недостоверного ежегодного уведомления – 500 тыс. руб. (п. 1 ст. 129.6 НК);
  • несдача финансовой отчетности и аудиторского заключения в налоговый орган – 500 тыс. руб. (п. 1.1 ст. 126 НК);
  • непредставление документов, запрашиваемых налоговыми органами для освобождения от налога или подтверждающих прибыль или убыток (а именно непредставление документов на камеральную проверку по КИК) – 1 млн руб. (п. 1.1–1 ст. 126 НК).

Если перечисленные документы не представлены вовремя (или не были представлены вовсе), штрафы суммируются. Таким образом, максимальный суммарный размер штрафов составит 2 млн 50 тыс. руб. за отсутствие у налогового органа полных сведений о КИК. Такие материальные санкции несопоставимы с трудозатратами владельцев иностранных компаний на своевременное уведомление налогового органа.

Помимо несвоевременного представления сведений о КИК существуют другие распространенные нарушения, предотвращение которых позволит избежать негативных последствий, учитывая, что регулирующий орган уведомляет о допущенном нарушении спустя длительный период с момента непредставления сведений о КИК (т.е. постфактум). Так, регулирующий орган может уведомить о нарушениях, допущенных по налоговой отчетности о деятельности КИК в 2023 г., спустя год, что автоматически приведет к начислению на сумму основного вмененного штрафа дополнительных сумм за просрочку исполнения налоговых требований.

Зарубежные счета

Нередки случаи, когда предприниматели обладают расчетными счетами за пределами России. Проследить взаимосвязь иностранной компании с конечным бенефициаром возможно путем проведения анализа банковских операций: среди перечня расходных операций иностранной организации будут отражены сведения о переводе денежных средств (поступление части прибыли или иные отчисления) в пользу иностранного счета, зарегистрированного или открытого резидентом России на свое имя или подконтрольное ему общество. Это касается и безналичных переводов с российских счетов в пользу иностранных кредитных организаций, в том числе с использованием электронных средств платежа. При этом неважно, финансируется такими средствами иностранный бизнес или нет.

Несмотря на действующие санкционные меры, налоговый орган обладает всеми необходимыми сведениями в отношении зарубежных счетов физических и юридических лиц. В связи с этим важно соблюдать требования и сроки, установленные законодательством, и своевременно информировать налоговый орган о таких фактах. Это поможет избежать непредвиденных финансовых затрат и правовых проблем для владельцев активов и бизнеса за рубежом.

В качестве примера можно привести случай, когда резидент не представляет налоговому органу отчет о переводах денежных средств, осуществленных без открытия банковского счета и с использованием электронных средств платежа (таких, как кошельки WebMoney, или аналогичных систем, предоставленных иностранными поставщиками платежных услуг). Такие операции влекут административный штраф в размере от 20% до 40% от суммы средств, зачисленных за отчетный период на соответствующее электронное средство платежа (ч. 1.1 ст. 15.25 КоАП РФ).

В то же время нарушение резидентом установленного срока (30 дней с даты открытия счета), как и непредставление уведомления налоговому органу об открытии счета за пределами РФ в установленной форме, согласно ч. 2 ст. 15.25 КоАП влечет административный штраф в размере от 1 тыс. до 1,5 тыс. руб. (для граждан), от 5 тыс. до 10 тыс. руб. (для должностных лиц) и от 50 тыс. до 100 тыс. руб. (для юрлиц). За непредставление резидентом уведомления в налоговый орган об открытии счета в банке или другой организации финансового рынка, которые находятся за пределами России, штраф согласно ч. 2.1 ст. 15.25 КоАП составит от 4 тыс. до 5 тыс. руб. (для граждан), от 40 тыс. до 50 тыс. руб. (для должностных лиц) и от 800 тыс. до 1 млн руб. (для юрлиц)

Таким образом, если валютное законодательство нарушено не в рамках репатриации денежных средств, максимальные штрафные санкции составят: для граждан – 6,5 тыс. руб., для юрлиц – 1,1 млн руб. Такой штраф уплачивается единожды, несмотря на длительность пропуска уведомительного срока.

Движение денежных средств на расчетном счете

Физические лица – резиденты, которые находятся на территории России более 183 дней, обязаны предоставлять информацию в налоговые органы относительно их счетов в банках за рубежом и переводов денежных средств без открытия счета. Такая информация включает отчеты о движении денежных средств и других финансовых активов по счетам в банках и других организациях финансового рынка, находящихся за пределами России, а также о переводах денежных средств без открытия банковского счета с использованием электронных средств платежа, предоставленных иностранными поставщиками платежных услуг. По общему правилу отчет представляется ежегодно, до 1 июня года, следующего за отчетным.

За нарушение порядка представления такой отчетности предусмотрен штраф от 2 тыс. до 3 тыс. руб. При повторном нарушении штраф составит 20 тыс. руб. Кроме того, за превышение срока представления отчетов также предусмотрен штраф в размере от 300 руб. до 3 тыс. руб. (ч. 6–6.3, 6.5 ст. 15.25 КоАП).

Резиденты, у которых нет места жительства или недвижимости в России, могут направить отчет в налоговый орган по своему выбору. Представление отчета не требуется, если:

  • срок пребывания граждан-резидентов за пределами России в течение календарного года в совокупности превысит 183 дня;
  • кредитная организация, в которой открыт счет, расположена на территории государства – члена ЕАЭС или на территории иностранного государства, с которым осуществляется автоматический обмен финансовой информацией. Такое правило работает при условии, что общая сумма движения денежных средств по счету (вкладу) за отчетный год не превышает 600 тыс. руб. (как и сумма в иностранной валюте, эквивалентная указанной) либо остаток денежных средств на счете на конец отчетного года не превышает указанную сумму, но только если в течение отчетного периода денежные средства на счет не зачислялись.

Соблюдение приведенных налоговых требований о раскрытии информации о зарубежных счетах не представляет сложностей: современные технологии позволяют налогоплательщикам легко формировать отчетность в личном кабинете, что упрощает процесс подачи налоговых отчетов и не требует представления большого количества подтверждающих документов. Такой способ взаимодействия с налоговыми органами является довольно доступным (по сравнению с направлением уведомлений на бумажном носителе) и позволяет без особых усилий снять административную нагрузку, возлагаемую на лиц, к которым применяются соответствующие санкции.

Валютные операции

Владельцы иностранного бизнеса часто сталкиваются с необходимостью осуществлять валютные операции, которые в современных реалиях несут определенные риски, основным из которых является противозаконный статус совершаемой валютной операции. К числу таких операций, запрещенных валютным законодательством РФ или осуществленных с нарушением валютного законодательства, отнесены:

  • купля-продажа иностранной валюты и чеков (в том числе дорожных чеков), номинальная стоимость которых указана в инвалюте, минуя уполномоченные банки;
  • валютные операции, расчеты по которым произведены, минуя счета в уполномоченных банках или счета в банках и иных организациях финансового рынка, расположенных за пределами России (в случаях, не предусмотренных валютным законодательством);
  • валютные операции, расчеты по которым произведены за счет средств, зачисленных на счетах в банках и иных организациях финансового рынка, расположенных за пределами РФ (в случаях, не предусмотренных валютным законодательством);
  • перевод денежных средств без открытия банковского счета с использованием электронных средств платежа, предоставленных иностранными поставщиками платежных услуг (в случаях, не предусмотренных валютным законодательством).

Осуществление таких операций влечет санкции административного характера – в зависимости от статуса нарушителя:

  • для граждан, лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юрлиц – от 20% до 40% суммы незаконной валютной операции либо суммы денежных средств, переведенных без открытия банковского счета с использованием электронных средств платежа, предоставленных иностранными поставщиками платежных услуг;
  • для должностных лиц – от 20% до 40% суммы незаконной валютной операции либо денежных средств, переведенных без открытия банковского счета с использованием электронных средств платежа, предоставленных иностранными поставщиками платежных услуг (размер штрафа – не более 30 тыс. руб.).

В условиях действия жестких экономических правил ведения бизнеса за рубежом указанные меры являются инструментом сдерживания и пресечения нарушений в сфере валютного обращения. Они направлены на поддержание контроля за операциями, связанными с ведением иностранного бизнеса, и подчеркивают важность соблюдения валютного законодательства РФ.

Таким образом, можно заключить, что законодательство РФ, в том числе валютное, находится в процессе внесения послаблений в части вменяемой ответственности за нарушения, допускаемые предпринимательским сектором. Под влиянием антироссийских санкций в целях поддержки российского бизнеса допускаются дополнения и изменения, касающиеся правовых оснований преследования предпринимателей: изменяется и дополняется уголовное законодательство, принимаются попытки снизить административную нагрузку на предпринимательский сектор. Кроме того, с начала лета 2022 г. российское законодательство перетерпело изменения, касающиеся снижения штрафов за незаконные валютные операции (изменения внесены Федеральным законом от 13 июля 2022 г. № 235-ФЗ).

Так, новой редакцией абз. 2 ч. 1 ст. 15.25 КоАП установлена единая мера ответственности в виде штрафа – от 20% до 40% от суммы незаконной валютной операции для граждан, должностных лиц, организаций и предпринимателей. Для должностных лиц штраф ограничивается суммой в 30 тыс. руб., в то время как для граждан, организаций и ИП верхний предел штрафа не установлен и зависит от степени нарушения и причиненного вреда российскому бюджету.

Кроме того, административная ответственность, предусмотренная ч. 1 ст. 15.25 КоАП, не применяется, если нарушение валютного законодательства совершено в результате международных санкций, наложенных на нарушителя.

Очевидно, что надлежащее соблюдение правил валютного контроля (или иных правил отчетности) для бенефициаров иностранного бизнеса не является чрезмерно сложным или чересчур ограничительным. Российским органам власти необходимо быть осведомленными о действиях российских бизнесменов за рубежом, чтобы в большей степени иметь полную информацию об их деятельности и в то же время надлежащим образом осуществлять контроль.

Контроль репатриации (возвращения) валюты

В случае совершения операций по выводу денежных средств за границу государство применяет меры, направленные на обеспечение репатриации выведенного капитала. Эти требования могут быть применены к средствам как в иностранной валюте, так и в рублях. Требования о репатриации капитала имеют целью контролировать и ограничивать отток денежных средств из страны, обеспечивать соблюдение валютного законодательства и поддерживать финансовую стабильность.

Согласно ст. 19 Закона о валютном регулировании и валютном контроле резиденты РФ, вовлеченные в внешнеторговую деятельность или предоставление иностранной или национальной валюты в виде займов нерезидентам, обязаны соблюдать следующий порядок: резиденты РФ, участвующие в международных контрактах при экспорте товаров, обязаны обеспечить получение выручки по таким контрактам на их счета в России. Выручка может быть получена в инвалюте или российских рублях, включая возврат займов и авансов за невыполненные поставки. Соблюдение приведенных правил важно для осуществления внешнеторговой деятельности, так как резиденты, участвующие в международных контрактах об импортных поставках, должны гарантировать соответствие уплаченных зарубежным контрагентам сумм и фактической стоимости полученных товаров по импорту. Если сумма уплаченных денежных средств по контракту превышает стоимость полученных товаров, «излишки» должны быть возвращены в Россию. Естественно, на практике случаются и обратные случаи, в связи с чем владельцы иностранного бизнеса подвергаются санкциям.

Можно выделить три основных сценария наступления ответственности за несоответствие зарубежной экономической деятельности установленным законом правилам:

  • если сумма неполученных денежных средств превышает 100 млн руб., штраф составит от 75% до 100% этой суммы. Кроме того, такое нарушение грозит дисквалификацией должностных лиц на срок до трех лет (практика показывает, что при допущенном впервые нарушении и одновременно при уплате в бюджет суммы недополученных средств дисквалификации можно избежать);
  • если сумма меньше 100 млн руб., размер штрафа зависит от того, в какой валюте выражено обязательство и осуществляются платежи:
    • если в рублях, то от 3% до 10% неполученной суммы;
    • если в иностранной валюте или речь идет о договоре займа с нерезидентом (независимо от валюты платежа), штраф составит от 5% до 30% неполученной суммы;
    • если сумма обязательств по внешнеторговому договору (контракту) не превышает 200 тыс. руб. (или эквивалент в инвалюте), ответственность отсутствует;
  • за несоблюдение установленного порядка репатриации средств предусмотрена уголовная ответственность.

Уголовное преследование за нарушение валютного законодательства

Нарушения, которые влекут ответственность владельца иностранного бизнеса по ст. 193 «Уклонение от исполнения обязанностей по репатриации денежных средств в иностранной валюте или валюте Российской Федерации» УК РФ, можно условно разделить на две группы:

  • нарушение при зачислении денежных средств в иностранной или национальной валюте в крупном размере от одного или нескольких нерезидентов на счета резидента в уполномоченном банке или на счета резидента в банках, расположенных за пределами России, в установленном порядке, причитающихся резиденту в соответствии с условиями внешнеторговых договоров (контракты по передаче товара, оказанию услуг или передаче исключительных интеллектуальных прав);
  • нарушение требований валютного законодательства РФ о возврате на расчетные счета резидента в уполномоченном банке или на счета резидента в банках, расположенных за пределами территории России, денежных средств в иностранной или российской валюте в крупном размере, уплаченных одному или нескольким нерезидентам (по контрактам за неввезенные товары, непереданные интеллектуальные права или неоплаченные услуги).

Такие нарушения наказываются штрафом от 200 тыс. до 500 тыс. руб. или в размере зарплаты или иного дохода осужденного за период от года до трех лет либо принудительными работами на срок до трех лет. В том числе такое нарушение закона может повлечь ограничение свободы нарушителя на срок до трех лет.

Криминообразующим признаком состава преступления по ст. 193 УК является крупный размер нерепатриированных денежных средств, превышающий 100 млн руб. (сумма образуется в результате сложения неоднократно незачисленных или невозвращенных денежных средств в иностранной или российской валюте по проведенным валютным операциям в течение одного года – такое сложение возможно только при условии, что все действия охватывались единым умыслом). При отсутствии единого умысла отдельные эпизоды в пределах года образуют уголовно наказуемое деяние при условии предшествующего привлечения к административной ответственности и достижения нерепатриированной суммой в каждом эпизоде 100 млн руб. В ином случае ответственность наступает по соответствующей части ст. 15.25 КоАП.

Уголовная ответственность невозможна при отсутствии обязанности по репатриации в силу ч. 2 ст. 19 Закона о валютном регулировании и валютном контроле. В соответствии с данной нормой преступление признается оконченным (при условии неисполнения обязанности по репатриации) по истечении срока для репатриации, определенного согласно ч. 1.1–1.2 ст. 19 вышеуказанного закона.

Так, в целях исполнения требования о репатриации в договорах, заключенных между резидентами и нерезидентами при осуществлении внешнеторговой деятельности, – как и при предоставлении резидентами нерезидентам займов – должны быть указаны сроки исполнения сторонами обязательств по таким договорам.

При сложении сумм нерепатриированных денежных средств годичный период должен охватывать период начиная с первого срока репатриации и заканчивая последним сроком в пределах 12 любых календарных месяцев подряд.

Исходя из положений ч. 2 ст. 193 УК можно определить, что в данном составе преступления важно обратить внимание на наличие факта привлечения лица к административной ответственности за ранее совершенное противоправное деяние. В таком случае уголовная ответственность наступает сразу при установлении крупного размера нерепатриированных денежных средств и при наличии одного из следующих криминообразующих признаков деяния:

  • сумма превышает 150 млн руб. (согласно практике в основании преступления лежат внешнеторговый договор и документы, представляемые в связи с репатриацией средств в банки);
  • совершено с использованием юридического лица, созданного для совершения одного или нескольких преступлений, связанных с проведением финансовых операций и других сделок с денежными средствами или иным имуществом («фирмы-однодневки», «технические компании»).

Таким образом, конечные бенефициары иностранного бизнеса не должны упускать контроль над информацией о размере и порядке проведения валютных операций, осуществляемых с их расчетных счетов или счетов подконтрольных им организаций. В частности, необходимо активно отслеживать включение в цепочку валютных операций компаний-«однодневок» и принимать меры по идентификации таких схем до того, как это сделают контролирующие органы. В отсутствие должной осмотрительности неблагоприятные последствия могут нанести серьезный ущерб бизнесу, включая финансовые потери и правовые санкции, – вплоть до уголовного преследования.

При этом стоит отметить, что применение уголовных санкций к лицам, нарушающим налоговое и валютное законодательство, встречается относительно редко, в то время как штрафы гораздо более распространены. Однако несмотря на то, что штрафные санкции чаще всего применяются за нарушение валютного и налогового законодательства, необходимо помнить, что такие нарушения влекут серьезные последствия и негативно отражаются на деловой репутации и финансовом положении компании или ее конечном владельце.


1 Физлица, проживающие в России 183 дня или более, считаются налоговыми резидентами РФ. Для юрлиц процесс проще: если компания зарегистрирована в России, она считается российским налоговым резидентом.

Рассказать:
Другие мнения
Дружков Евгений
Дружков Евгений
Член Совета молодых адвокатов АП Брянской области, Брянская областная коллегия адвокатов
Защите удалось доказать невиновность врача в смерти маленького пациента
Уголовное право и процесс
По итогам рассмотрения жалобы апелляция вынесла оправдательный приговор
27 апреля 2024
Замалаев Павел
Замалаев Павел
Управляющий партнер юридической компании «Замалаев, Стороженко и партнеры», арбитражный управляющий
Арбитражный управляющий в поиске цифровых активов должника
Арбитражный процесс
Практические вопросы, которые остаются открытыми
26 апреля 2024
Иванков Никита
Иванков Никита
Адвокат АП Новосибирской области, КА «Бойко и партнеры» (г. Новосибирск)
Негативные последствия продажи доли в уставном капитале ООО
Корпоративное право
В каких случаях добровольная ликвидация общества целесообразнее
24 апреля 2024
Авясов Максим
Авясов Максим
Адвокат АП Самарской области
Нюансы апелляционного обжалования итогового решения суда
Уголовное право и процесс
ВС указал ошибки, допущенные судами первой и кассационной инстанций по уголовному делу
23 апреля 2024
Саркисян Артем
Саркисян Артем
Адвокат АП г. Москвы, старший юрист АБ «Забейда и партнеры»
Минимизировать абсолютизацию судейского усмотрения
Уголовное право и процесс
Институт дискреционных полномочий судей нуждается в серьезной модернизации
23 апреля 2024
Чекотков Артем
Чекотков Артем
Адвокат МКА «Князев и партнеры», к.ю.н., доцент кафедры уголовного процесса, правосудия и прокурорского надзора юридического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова
Исключение, которое становится правилом
Уголовное право и процесс
Изменение территориальной подсудности уголовного дела должно приниматься только в исключительных случаях
23 апреля 2024
Яндекс.Метрика