×

Поправки в Закон о рекламе: две стороны медали

Как достичь декларируемых законопроектом целей и при этом не навредить бизнесу
Лямзин Андрей
Лямзин Андрей
Юрист в сотрудничестве с АБ Ивановской области «Сфера защиты»

8 июля 2022 г. в Госдуму был внесен проект поправок в Закон о рекламе (законопроект № 160605-8). В первом чтении он принят 15 июля и ожидает рассмотрения во втором.

Законопроектом предусмотрены следующие изменения.

Во-первых, ст. 3 закона может пополниться новыми терминами: «единый оператор цифровых рекламных конструкций и объявлений», «электронные объявления физических лиц», «цифровая рекламная конструкция» и т.д.

Под единым оператором цифровых рекламных конструкций и объявлений понимается лицо, осуществляющее установку и эксплуатацию цифровых рекламных конструкций, создание и эксплуатацию информационного ресурса размещения информации на таких конструкциях и электронных досках объявлений в интернете с учетом требований к обеспечению национальной безопасности РФ, равных условий распространения цифровой рекламы и предотвращения распространения недостоверной информации, а также создания условий для контроля за рекламой, размещаемой на цифровых рекламных конструкциях и в электронных объявлениях физических лиц.

Во-вторых, Закон предлагается дополнить ст. 20.1 и 20.2.

Так, в проектируемой ст. 20.1 разъяснены положения, касающиеся цифровой наружной рекламы, в частности установки и эксплуатации цифровой рекламной конструкции. Также очерчен круг полномочий единого оператора цифровых рекламных конструкций и объявлений (например, самостоятельное создание, развитие, ввод в эксплуатацию, эксплуатация и вывод из эксплуатации информационного ресурса размещения информации; контроль формирования базы данных информационного ресурса размещения информации на цифровых рекламных конструкциях и электронных досках объявлений).

Статья 20.2 детализирует деятельность единого оператора цифровых рекламных конструкций и объявлений. В частности, он на основании схемы размещения рекламных конструкций забирает рекламные площадки по своему усмотрению, без проведения торгов, сроком на 30 лет (ч. 2, 6, 7 проектируемой ст. 20.2 закона). При этом разрешение на установку и эксплуатацию рекламных конструкций единому оператору не требуется (ч. 9 ст. 20.2). Органы местного самоуправления, в свою очередь, должны оказывать содействие единому оператору в подключении рекламных конструкций (ч. 10 ст. 20.2).

Изменения затрагивают наружную рекламу, а также рекламные баннеры и посты, размещенные на интернет-ресурсах, – их также будет курировать единый оператор, который будет непосредственно размещать информацию на указанных носителях. Согласно законопроекту все объявления, в том числе частных лиц, необходимо будет размещать через единого оператора, к обязанностям которого предлагается отнести проверку достоверности и безопасности информации, публикуемой в открытых источниках, а также отсутствия в предоставленных лицом сведениях опасной пропаганды.

Оценивая предложенные поправки, можно выделить «две стороны медали».

С одной стороны, законопроект позволит обеспечить безопасность, достоверность, отсутствие пропаганды в рекламе и иной информации, поскольку в связи со сложившейся в России непростой ситуацией и введением санкций против государства граждане нередко выражают свое мнение по этому поводу, и не всегда надлежащим образом, могут затронуть чувства других людей, возбудить хаос, протесты и т.п. В связи с этим он представляется нужным и важным. Данная позиция отражена в пояснительной записке, где указано, что законопроект разработан в том числе для «…нивелирования последствий ограничительных мер в отношении Российской Федерации со стороны недружественных иностранных государств и их объединений и защиты национальных интересов Российской Федерации в связи с рисками распространения недостоверной информации…».

Также законопроект предоставляет компаниям в сфере цифровой рекламы возможности, обеспечивающие профессиональную коммуникацию, консультирование и адаптацию материалов с учетом целевой аудитории. Однако данное положение, на мой взгляд, довольно спорное, поскольку как крупные, так и малые компании и сейчас могут обращаться к специалистам для размещения рекламы различных видов (таргетированная, баннерная, нативная и т.д.).

Таким образом, к достоинствам законопроекта можно отнести:

  • обеспечение безопасности потребителей;
  • недопущение опасной пропаганды;
  • профессиональная помощь компаниям в сфере цифровой рекламы.

С другой стороны – поправки касаются не только юридических, но и физических лиц. В эпоху развития цифровых технологий множество объявлений размещаются гражданами на различных интернет-сервисах, посредством чего они могут совершать сделки купли-продажи, предлагать свои работы (услуги) и т.д. Для размещения объявлений создано множество площадок, все они позволяют свободно размещать рекламу о товарах и услугах. В случае вступления изменений в силу данные площадки подвергнутся «перестройке», какие-то вообще могут закрыться – т.е. образуется монополия на деятельность в сфере электронной рекламы, так как все эти площадки перейдут в ведение одного лица (единого оператора).

Что касается граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, то в случае принятия поправок они не смогут свободно – как в настоящее время – размещать в интернете рекламу, которая в современных реалиях помогает развивать бизнес.

Таким образом, недостатками законопроекта, на мой взгляд, являются:

  • опасность создания монополии в сфере цифровой рекламы, со всеми вытекающими последствиями – в том числе повышением цен из-за отсутствия конкуренции, а также замедлением темпов развития технологий;
  • возможные проблемы информационной безопасности (если вся информация разом «обрушится» на новую фигуру в рекламной индустрии, это может вызвать коллапс, а также несет риск утечки персональных данных пользователей сайтов);
  • недоработанность законопроекта (например, в отсутствие собственного предмета правового регулирования он устанавливает верховенство Закона о рекламе над всеми другими федеральными законами – ч. 3 ст. 2 законопроекта).

Резюмируя, отмечу: если законопроект будет принят в предложенной редакции, бурных дискуссий вряд ли удастся избежать. Многие участники рынка рекламы считают поправки недостаточно проработанными, дублирующими действующее законодательство (например, уже сейчас любая информация, публикуемая в качестве объявления, тщательно проверяется модераторами площадки). В связи с этим представляется, что взаимодействие законодателя с представителями рекламной отрасли позволило бы выработать общие принципы и стратегию, чтобы достичь целей, декларируемых в пояснительной записке к законопроекту, и при этом не навредить бизнесу.

Рассказать:
Другие мнения
Золотухин Борис
Золотухин Борис
Советник ФПА РФ, адвокат АП Белгородской области
Не стоит спешить
Уголовное право и процесс
Понятые как единственная форма народного контроля отдельных элементов досудебного производства
13 июня 2024
Колосовский Сергей
Колосовский Сергей
Адвокат АП Свердловской области, Адвокатская группа Lawguard
Почему институт понятых упразднять нельзя
Уголовное право и процесс
Проблема – не в несовершенстве закона, а в правоприменении
11 июня 2024
Манойлов Сергей
Манойлов Сергей
Адвокат АП Смоленской области
Понятые – реальная необходимость или «архаизм»?
Уголовное право и процесс
В настоящее время институт понятых не выполняет ту функцию, ради которой он был создан
10 июня 2024
Зангиева Фатима
Зангиева Фатима
Старший юрист коллегии адвокатов г. Москвы «Минушкина и партнеры»
«Преференции» с особенностями
Конституционное право
Поправки, направленные на снижение административной нагрузки на бизнес, поставили предпринимателей в неравное положение
30 мая 2024
Якупов Тимур
Якупов Тимур
Юрист, партнер агентства практикующих юристов «Правильное право», помощник депутата Госдумы РФ С.В. Авксентьевой
Порядок признания лица недееспособным и ограничения дееспособности требует реновации
Гражданское право и процесс
Какие поправки стоит внести для восполнения пробела в законе
29 мая 2024
Кириченко Николай
Юрист, к.ю.н.
Предельный возраст пребывания на военной службе
Гражданское право и процесс
Основные положения, разграничения по различным критериям, особенности с учетом частичной мобилизации
28 мая 2024
Яндекс.Метрика