×

Поправки в Закон о рекламе: две стороны медали

Как достичь декларируемых законопроектом целей и при этом не навредить бизнесу
Лямзин Андрей
Лямзин Андрей
Юрист в сотрудничестве с АБ Ивановской области «Сфера защиты»

8 июля 2022 г. в Госдуму был внесен проект поправок в Закон о рекламе (законопроект № 160605-8). В первом чтении он принят 15 июля и ожидает рассмотрения во втором.

Законопроектом предусмотрены следующие изменения.

Во-первых, ст. 3 закона может пополниться новыми терминами: «единый оператор цифровых рекламных конструкций и объявлений», «электронные объявления физических лиц», «цифровая рекламная конструкция» и т.д.

Под единым оператором цифровых рекламных конструкций и объявлений понимается лицо, осуществляющее установку и эксплуатацию цифровых рекламных конструкций, создание и эксплуатацию информационного ресурса размещения информации на таких конструкциях и электронных досках объявлений в интернете с учетом требований к обеспечению национальной безопасности РФ, равных условий распространения цифровой рекламы и предотвращения распространения недостоверной информации, а также создания условий для контроля за рекламой, размещаемой на цифровых рекламных конструкциях и в электронных объявлениях физических лиц.

Во-вторых, Закон предлагается дополнить ст. 20.1 и 20.2.

Так, в проектируемой ст. 20.1 разъяснены положения, касающиеся цифровой наружной рекламы, в частности установки и эксплуатации цифровой рекламной конструкции. Также очерчен круг полномочий единого оператора цифровых рекламных конструкций и объявлений (например, самостоятельное создание, развитие, ввод в эксплуатацию, эксплуатация и вывод из эксплуатации информационного ресурса размещения информации; контроль формирования базы данных информационного ресурса размещения информации на цифровых рекламных конструкциях и электронных досках объявлений).

Статья 20.2 детализирует деятельность единого оператора цифровых рекламных конструкций и объявлений. В частности, он на основании схемы размещения рекламных конструкций забирает рекламные площадки по своему усмотрению, без проведения торгов, сроком на 30 лет (ч. 2, 6, 7 проектируемой ст. 20.2 закона). При этом разрешение на установку и эксплуатацию рекламных конструкций единому оператору не требуется (ч. 9 ст. 20.2). Органы местного самоуправления, в свою очередь, должны оказывать содействие единому оператору в подключении рекламных конструкций (ч. 10 ст. 20.2).

Изменения затрагивают наружную рекламу, а также рекламные баннеры и посты, размещенные на интернет-ресурсах, – их также будет курировать единый оператор, который будет непосредственно размещать информацию на указанных носителях. Согласно законопроекту все объявления, в том числе частных лиц, необходимо будет размещать через единого оператора, к обязанностям которого предлагается отнести проверку достоверности и безопасности информации, публикуемой в открытых источниках, а также отсутствия в предоставленных лицом сведениях опасной пропаганды.

Оценивая предложенные поправки, можно выделить «две стороны медали».

С одной стороны, законопроект позволит обеспечить безопасность, достоверность, отсутствие пропаганды в рекламе и иной информации, поскольку в связи со сложившейся в России непростой ситуацией и введением санкций против государства граждане нередко выражают свое мнение по этому поводу, и не всегда надлежащим образом, могут затронуть чувства других людей, возбудить хаос, протесты и т.п. В связи с этим он представляется нужным и важным. Данная позиция отражена в пояснительной записке, где указано, что законопроект разработан в том числе для «…нивелирования последствий ограничительных мер в отношении Российской Федерации со стороны недружественных иностранных государств и их объединений и защиты национальных интересов Российской Федерации в связи с рисками распространения недостоверной информации…».

Также законопроект предоставляет компаниям в сфере цифровой рекламы возможности, обеспечивающие профессиональную коммуникацию, консультирование и адаптацию материалов с учетом целевой аудитории. Однако данное положение, на мой взгляд, довольно спорное, поскольку как крупные, так и малые компании и сейчас могут обращаться к специалистам для размещения рекламы различных видов (таргетированная, баннерная, нативная и т.д.).

Таким образом, к достоинствам законопроекта можно отнести:

  • обеспечение безопасности потребителей;
  • недопущение опасной пропаганды;
  • профессиональная помощь компаниям в сфере цифровой рекламы.

С другой стороны – поправки касаются не только юридических, но и физических лиц. В эпоху развития цифровых технологий множество объявлений размещаются гражданами на различных интернет-сервисах, посредством чего они могут совершать сделки купли-продажи, предлагать свои работы (услуги) и т.д. Для размещения объявлений создано множество площадок, все они позволяют свободно размещать рекламу о товарах и услугах. В случае вступления изменений в силу данные площадки подвергнутся «перестройке», какие-то вообще могут закрыться – т.е. образуется монополия на деятельность в сфере электронной рекламы, так как все эти площадки перейдут в ведение одного лица (единого оператора).

Что касается граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, то в случае принятия поправок они не смогут свободно – как в настоящее время – размещать в интернете рекламу, которая в современных реалиях помогает развивать бизнес.

Таким образом, недостатками законопроекта, на мой взгляд, являются:

  • опасность создания монополии в сфере цифровой рекламы, со всеми вытекающими последствиями – в том числе повышением цен из-за отсутствия конкуренции, а также замедлением темпов развития технологий;
  • возможные проблемы информационной безопасности (если вся информация разом «обрушится» на новую фигуру в рекламной индустрии, это может вызвать коллапс, а также несет риск утечки персональных данных пользователей сайтов);
  • недоработанность законопроекта (например, в отсутствие собственного предмета правового регулирования он устанавливает верховенство Закона о рекламе над всеми другими федеральными законами – ч. 3 ст. 2 законопроекта).

Резюмируя, отмечу: если законопроект будет принят в предложенной редакции, бурных дискуссий вряд ли удастся избежать. Многие участники рынка рекламы считают поправки недостаточно проработанными, дублирующими действующее законодательство (например, уже сейчас любая информация, публикуемая в качестве объявления, тщательно проверяется модераторами площадки). В связи с этим представляется, что взаимодействие законодателя с представителями рекламной отрасли позволило бы выработать общие принципы и стратегию, чтобы достичь целей, декларируемых в пояснительной записке к законопроекту, и при этом не навредить бизнесу.

Рассказать:
Другие мнения
Смирнова Виолетта
Смирнова Виолетта
Адвокат АП г. Москвы, «Адвокатский кабинет адвоката Смирновой Виолетты Георгиевны»
Убийство, совершенное с особой жестокостью
Уголовное право и процесс
Сложности квалификации преступлений, предусмотренных ч. 2 ст. 105 УК РФ
25 апреля 2024
Матвеев Михаил
Матвеев Михаил
Адвокат АП г. Москвы, КА «Московский Юридический центр», почетный адвокат России
Аудиоконтроль амбулаторного приема врача: спорные вопросы
Медицинское право
Риски нарушения законодательства об обработке персональных данных
23 апреля 2024
Макаров Сергей
Макаров Сергей
Советник ФПА РФ, адвокат АП Московской области, руководитель практики по семейным и наследственным делам МКА «ГРАД», медиатор, доцент Университета им. О.Е. Кутафина (МГЮА), к.ю.н.
Ордер в первую очередь – подтверждение принятия конкретным адвокатом поручения на оказание юридической помощи конкретному доверителю
Уголовное право и процесс
И лишь во вторую – подтверждение полномочий адвоката
23 апреля 2024
Кондин Алексей
Кондин Алексей
Адвокат АП г. Санкт-Петербурга, партнер Vinder Law Office
Ответственность за контрабанду возросла
Уголовное право и процесс
Комментарий к изменениям в ст. 226.1 УК РФ
19 апреля 2024
Якупов Тимур
Якупов Тимур
Юрист, партнер агентства практикующих юристов «Правильное право», помощник депутата Госдумы РФ
«Статичное» регулирование или справедливый подход?
Семейное право
И вновь о дуализме механизма взыскания алиментов на содержание детей
11 апреля 2024
Насонов Сергей
Насонов Сергей
Советник Федеральной палаты адвокатов РФ, адвокат АП г. Москвы, профессор кафедры уголовно-процессуального права Московского государственного юридического университета им. О.Е. Кутафина (МГЮА), д.ю.н.
Смертная казнь: уголовно-процессуальный аспект
Уголовное право и процесс
Включение данной меры в УК заставит вернуть эти составы преступлений в подсудность присяжных
04 апреля 2024
Яндекс.Метрика