Адвокат Константин Кузьминых в публикации «Профилактика конфликтов между адвокатом-наставником и стажером» отметил, что случаи конфликта интересов стажера или помощника адвоката и адвоката-наставника (руководителя адвокатского образования) встречаются редко, в связи с чем не имеется сложившейся практики их разрешения в рамках работы органов адвокатского сообщества. Приведенные примеры типовых конфликтов позволяют сделать вывод, что в большей степени они касаются отношений «работодатель – работник».
Нормы трудового законодательства, регулирующие взаимоотношения работодателя и работника, предусматривают ответственность за их несоблюдение, а потому стажеры (помощники) адвоката защищены. Разрешение конфликтов, например в связи с нарушением адвокатом (адвокатским образованием) обязанностей по уплате обязательных взносов за своего работника (ч. 5 ст. 27 и 28 Закона об адвокатской деятельности и адвокатуре) или правил о выдаче работнику документов (ст. 62 ТК РФ), – это сугубо юрисдикция ГИТ и ФНС. Поэтому постановка вопроса о создании в региональных палатах специальных структур для разрешения возможных конфликтов между адвокатами и их стажерами выглядит преждевременной.
С учетом трудовых отношений между адвокатом и стажером (помощником) сейчас представляется неуместным рассмотрение вопроса о возможности включения стажеров в число лиц, имеющих право обращаться в комиссии по защите прав адвокатов. Основным препятствием видится то, что стажеры и помощники не вправе самостоятельно заниматься адвокатской деятельностью, а задачами комиссии являются представительство и защита профессиональных и социальных прав и интересов адвокатов в органах государственной власти и местного самоуправления, в общественных объединениях и иных коммерческих и некоммерческих организациях, а также обеспечение гарантий независимости адвоката при осуществлении профессиональной деятельности.
Хотелось бы обратить внимание на другой немаловажный момент – сохранение стажером (помощником) адвокатской тайны. В связи с участием стажера в оказании адвокатом юридической помощи доверителю п. 3 ст. 28 Закона об адвокатуре и адвокатской деятельности (далее – Закон) обязывает его хранить адвокатскую тайну. Это означает, что стажер не вправе разглашать сведения, которые ему стали известны в процессе оказания адвокатом юридической помощи доверителям. Исходя из смысла ст. 8 Закона стажер также не может быть вызван и допрошен в качестве свидетеля об обстоятельствах, ставших ему известными в связи с обращением к адвокату за юридической помощью или в связи с ее оказанием. В то же время следует учесть, что уголовно-процессуальное законодательство не содержит специальной нормы, касающейся невозможности привлечения стажера в качестве свидетеля и гарантирующей исполнение им возложенной на него обязанности по хранению адвокатской тайны. Соответственно, на практике, исходя из требований УПК РФ, в отличие от адвоката, стажер, так же как и помощник, может быть вызван и допрошен в качестве свидетеля об обстоятельствах, ставших ему известными в связи с обращением к адвокату за юридической помощью или в связи с ее оказанием. В этом контексте представляется необходимым обсуждение изменений в законодательство об адвокатуре в целях усиления гарантий защиты прав стажеров адвоката.