Конституционный Суд РФ опубликовал Постановление от 4 октября № 40-П по делу о проверке конституционности п. 17 ч. 1 ст. 30 Закона о страховых пенсиях и ст. 12 и 13 Закона о специальной оценке условий труда.
Постановление касается досрочного назначения пенсии по возрасту лицам, работавшим с осужденными в учреждениях, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы.
Данное основание относится к группе досрочных оснований назначения пенсии в связи с работой во вредных и опасных условиях труда, которая включает 18 оснований (п. 1–18 ч. 1 ст. 30 Закона о страховых пенсиях). В связи с этим, полагаю, изложенные в постановлении правовые позиции при схожих обстоятельствах могут быть использованы в правоприменительной практике и по иным основаниям досрочного назначения пенсии в связи с работой во вредных и опасных условиях.
Также следует отметить, что Конституционный Суд – в отличие от судов общей юрисдикции, которые в очередной раз продемонстрировали формальный подход к рассмотрению дел, – исходя из системного анализа правового регулирования, разрешил непростую проблему.
Дело в том, что для данной группы досрочных оснований с 1 января 2013 г. введены дополнительные требования1 для включения периодов работы в специальный стаж, дающий право на досрочную пенсию по возрасту. Помимо того что выполняемая работа должна быть предусмотрена в соответствующем списке или перечне, утвержденных Правительством РФ, необходимо, чтобы по результатам специальной оценки условия труда относились к вредным или опасным (с 1 апреля 2014 г. вредные условия труда составляют 3-й класс и подразделяются на I–IV степени; опасные условия труда соответствуют 4-му классу).
В зависимости от класса и степени условий труда, установленных специальной оценкой, работодатель должен уплачивать дополнительный страховой тариф, предусмотренный ст. 428 НК РФ. Исходя из того что виды работ, предоставляющие право на досрочную пенсию, перечислены в указанных списках и перечнях работ с вредными и опасными условиями труда, результаты специальной оценки, по сути, необходимы для определения величины дополнительного страхового тарифа, который работодатель обязан начислить и уплатить. Несоблюдение работодателем дополнительных требований (например, непроведение специальной оценки условий труда; ситуации, когда по результатам оценки установлены допустимые условия труда, притом что данный вид работ входит в соответствующий список (перечень), утвержденный правительством; специальная оценка проведена, но не начислены и не уплачены страховые взносы по дополнительному страховому тарифу) влечет для работника (застрахованного) невключение указанного периода работы в стаж для права на досрочную пенсию по возрасту в связи с работой во вредных или опасных условиях труда.
Как следует из постановления, у заявителя жалобы в КС были схожие обстоятельства. По результатам специальной оценки Инне Глущенко были установлены допустимые условия труда (2-й класс), что освободило работодателя от уплаты дополнительного страхового тарифа, тогда как должность медсестры в исправительной колонии включена в Список работников, занятых на работах с осужденными к лишению свободы2 (при последующей специальной оценке было установлено, что с учетом биологического фактора производственной среды условия труда И. Глущенко относятся к вредным (3-й класс, I степень). Несмотря на это, работодатель не начислил и не уплатил страховые взносы по дополнительному тарифу.
Конституционный Суд, исходя из системного анализа правового регулирования, заключил, что вредные условия труда на местах, связанных с работой с осужденными, подтверждаются наличием соответствующей должности в Списке работ, профессий и должностей работников учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, занятых на работах с осужденными, пользующихся правом на пенсию в связи с особыми условиями труда. Введение дополнительных требований направлено на реализацию принципов социального страхования, нормальное функционирование соответствующего финансового механизма и выплату застрахованным пенсий в предусмотренном законом размере.
Однако, как указал КС, не все вредные и опасные факторы производственной среды, а также трудового процесса подлежат исследованию и измерению. Так, в силу Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» исследованию и измерению при проведении специальной оценки условий труда подлежат физические, химические и биологические факторы производственной среды, а также тяжесть и напряженность трудового процесса. Как следует из буквального смысла приведенных положений, работа с осужденными к лишению свободы к названным факторам не отнесена и отражает специфику трудовой деятельности, которая не подлежит измерению посредством инструментария, описанного в Федеральном законе «О специальной оценке условий труда».
Между тем законодатель не отнес учреждения УИС к организациям, где такая оценка имеет свои особенности (перечень таких рабочих мест утвержден Постановлением Правительства РФ от 14 апреля 2014 г. № 290), в связи с чем указал на необходимость внесения изменений в законодательство с учетом обозначенных в постановлении КС правовых позиций. До внесения таких изменений пенсионные права лиц, постоянно и непосредственно занятых на работах с осужденными в учреждениях УИС, должны реализовываться путем уплаты страховых взносов по доптарифу: за период с 1 января 2013 г. по 31 декабря 2021 г. – государством, а с 1 января 2022 г. – работодателем (страхователем).
Учитывая правовые позиции Конституционного Суда, лица, работавшие с заключенными в пенитенциарных учреждениях в период с 1 января 2013 г. по 31 декабря 2021 г., могут претендовать на включение указанных периодов работы в стаж на соответствующих видах работ для получения права на досрочную пенсию по возрасту, независимо от факта соблюдения дополнительных требований работодателем. Для включения периода работы с 1 января 2022 г. и до внесения поправок в законодательство указанные лица вправе требовать от работодателя уплаты дополнительного страхового тарифа, действовавшего до проведения специальной оценки условий труда.
1 Первоначально данные требования содержались в ч. 3 ст. 27 Закона о трудовых пенсиях. В настоящее время они содержатся в ч. 6 ст. 30 Закона о страховых пенсиях.
2 Утвержден Постановлением Правительства РФ от 3 февраля 1994 г. № 85 «Об утверждении списка работ, профессий и должностей работников учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, занятых на работах с осужденными, пользующихся правом на пенсию в связи с особыми условиями труда».