
Ушла. Конечно, не было неожиданностью – последние полтора года видели, чувствовали: угасает. Почти не покидала свою арбатскую квартиру, туда и переместились заседания Московской Хельсинкской группы. Но известие о кончине остро отозвалось в сердце: неужели ее больше никогда с нами не будет?
Людмила Михайловна Алексеева занимала особое место в отечественном правозащитном движении. Она была из горстки столичных интеллигентов, имевших мужество в 1967 г., после мракобесного судилища над писателями Синявским и Даниэлем, открыто потребовать от властей соблюдения политических и гражданских прав личности, записанных в Конституции СССР, но постоянно попираемых на практике.
Репрессии не заставили себя ждать: смельчаков рассовали по тюрьмам и психушкам, высылали из страны – одних сразу, других после посадок. Алексееву не посадили, решили взять измором: «просто» уволили с работы, чем обрекли мать двух несовершеннолетних детей на настоящую нищету.
10 лет Людмила Михайловна в тяжелейших условиях вела правозащитную деятельность: подписывала письма протеста, нелегально печатала и распространяла неподцензурный правозащитный бюллетень «Хроника текущих событий». В 1977 г., поставленная перед выбором – сесть в тюрьму либо эмигрировать – Алексеева уехала в США. Там она, образованный и талантливый человек, сполна реализовалась как ученый-историк, журналист и радиоведущий.
Но как только представилась возможность, завершила свою благополучную жизнь в Америке и вернулась в Россию. Потому как правозащита у Людмилы Михайловны в крови. Как и любовь к своей такой проблемной, многострадальной Родине. В одном интервью она так объяснила свое возвращение: «Я увидела страны, где уважают свободу и достоинство личности. И хочу, чтобы их уважали в России».
Более 20 лет Алексеева возглавляла МХГ и всегда подавала нам пример верности правозащитному делу. Не уставала внушать всем: права человека универсальны, они для всех людей и не должны зависеть от политических пристрастий, идейных установок и религиозных убеждений.
При всем упорстве и несгибаемости в достижении поставленных целей ей были абсолютно чужды ненависть и озлобленность. Многие десятки людей, несправедливо преследуемых, в результате ее вмешательства покидали тюрьмы и колонии, их дела пересматривались либо по отбытии наказания они вновь находили место в жизни.
Людмила Михайловна высоко ценила правовые познания и адвокатуру. При ней МХГ пополнилась адвокатом Каринной Москаленко, юристами Ольгой Зименковой и Сергеем Пашиным. Людмила Михайловна бывала гостем и в Федеральной, и в Московской адвокатских палатах.
Символично то, что здание, в котором ныне находятся две наши палаты, Алексеева часто посещала в 1967–1972 гг. Здесь, на 6-м этаже, в коммунальной квартире жил один из первопроходцев правозащитного движения в СССР Валерий Чалидзе, и от него получала информацию и печатала на машинке «Хронику текущих событий» изгнанная с работы молодая женщина – историк Людмила Алексеева. Достойно памятной таблички.
Нам так будет Вас не хватать…