На сайте «АГ» в рамках дискуссии о защите профессиональных прав стажера адвоката была опубликована заметка Александра Чангли. Хотелось бы принять участие в обсуждении и выразить свое мнение о публикации коллеги.
Автор отмечает, что «случаи конфликта адвоката и его стажера (помощника) достаточно редки, носят ситуативный и межличностный характер и не имеют системной основы». Вынуждена не согласиться: ситуации недостаточной реализации, а порой и прямого нарушения прав стажеров все же имеют системную основу.
К общеизвестным проблемам стажеров относятся прежде всего формальный характер стажировки, во время которой адвокат-наставник не занимается своим подопечным и не дает ему необходимых знаний; финансовая сторона отношений адвоката и стажера, которая находится за рамками правового поля; отдельные случаи нарушений прав стажеров. Убеждена, что эти и иные подобные проблемы обусловлены непрозрачностью системы входа в адвокатуру.
Если путь в корпорацию покрыт тайной и множеством мифов, если отсутствует единая четкая и прозрачная система формирования кадрового резерва, то возникают ситуации, при которых будущий адвокат, не обладающий многочисленными связями в сообществе, готов пойти на стажировку к любому адвокату независимо от того, готов ли он обучать подопечного и реализовывать его законные права или нет. Отсутствие контроля за ходом стажировки искушает стажера искать наставника, который заинтересован в том, чтобы она существовала лишь на бумаге, или игнорировать поручения руководителя стажировки. При этом наиболее частый аргумент адвоката-куратора: «Он не хочет ничего делать, а я не обязан его заставлять».
В Самаре эта практика сломана. Такой вывод позволяет сделать почти пятилетний опыта работы Школы молодого адвоката. Школа является не только успешной площадкой для повышения профессионального уровня будущих адвокатов, но и прозрачным социальным лифтом для тех, кто хочет приобрести статус адвоката, но не имеет достаточного количества контактов в корпорации и не знает, с чего начать, куда идти и что «там» ожидает.
Основная аудитория Школы – стажеры адвокатов. При этом с каждым годом среди слушателей увеличивается процент «гражданских юристов» – лиц, которые получили юридическое образование, имеют опыт работы по юридической специальности и хотели бы приобрести адвокатский статус.
Поступление в Школу позволяет претендентам на статус адвоката детально изучить «правила игры» корпорации, начиная от нормативного регулирования адвокатской деятельности и заканчивая нюансами дисциплинарной практики региональной палаты. У слушателей формируется глубокое понимание прав и обязанностей стажеров и адвокатов.
Кроме того, Школа позволяет будущим адвокатам не только приобрести знания, но и наладить профессиональные контакты с адвокатами-лекторами и теми адвокатскими образованиями, которые являются базами для прохождения практики. Многие слушатели находят в Школе добросовестных наставников, место будущей работы и получают путевку в профессию.
Регулярные занятия, внутренние экзамены, контроль за практикой стажеров позволяют не только обучить, но и дисциплинировать будущих адвокатов, а также своевременно выявлять ситуации неисполнения своих обязанностей руководителями стажировки и принимать адекватные меры. Правила зачисления в Школу и требования к обучающимся строги, но открыты, понятны и справедливы. В итоге любой претендент, желающий стать членом адвокатского сообщества и готовый приложить интеллектуальные усилия, необходимые для добросовестного обучения, приходит в региональную палату и постоянно контактирует именно с ней, а не только с адвокатом-наставником. Кроме того, он получает в палате огромный объем знаний об адвокатуре. Такого стажера сложнее ввести в заблуждение или спровоцировать на нарушение действующего законодательства об адвокатской деятельности.
Объединение кадрового резерва на базе региональной палаты в целях качественной подготовки к экзамену и будущей профессиональной деятельности позволяет решить большинство проблем, возникающих в ходе стажировки, выпустить квалифицированных молодых специалистов и естественным образом «отфильтровать» тех, кто ошибся с выбором будущей профессии.
Так что «совет стажерам в духе Школы молодого адвоката»: чтобы ваши права не нарушались, необходимо прежде всего изучить действующее законодательство об адвокатской деятельности и адвокатуре, включая акты ФПА и региональной палаты. Собственно, это то, что стажер и должен выучить к экзамену, поскольку нормы, зафиксированные в этих документах, регулируют права и обязанности стажера и адвоката. «Все уже придумано за нас»: в законе указаны возможные способы защиты нарушенных прав. Второе – не следует увиливать от работы или искать наставника по принципу «лишь бы не грузил». Фундаментальное право стажера – право на обучение адвокатом-куратором. Но кто ищет, тот всегда найдет, и если вы ориентированы на поиск руководителя, который не готов исполнять это ваше право, какие могут быть обиды, если и в отношении других прав он не будет щепетилен? Знание законодательства об адвокатуре, его добросовестное исполнение и применение для защиты своих прав – прямой путь в профессию.