×
Иванова Татьяна
Иванова Татьяна
Адвокат ПА Самарской области, к.ю.н.

На сайте «АГ» в рамках дискуссии о защите профессиональных прав стажера адвоката была опубликована заметка Александра Чангли. Хотелось бы принять участие в обсуждении и выразить свое мнение о публикации коллеги.

Читайте также
Совет стажерам в адвокатском духе
Традиции адвокатуры передаются от учителя к ученику, и это невозможно без доверительных отношений
15 Мая 2018 Мнения

Автор отмечает, что «случаи конфликта адвоката и его стажера (помощника) достаточно редки, носят ситуативный и межличностный характер и не имеют системной основы». Вынуждена не согласиться: ситуации недостаточной реализации, а порой и прямого нарушения прав стажеров все же имеют системную основу.

К общеизвестным проблемам стажеров относятся прежде всего формальный характер стажировки, во время которой адвокат-наставник не занимается своим подопечным и не дает ему необходимых знаний; финансовая сторона отношений адвоката и стажера, которая находится за рамками правового поля; отдельные случаи нарушений прав стажеров. Убеждена, что эти и иные подобные проблемы обусловлены непрозрачностью системы входа в адвокатуру.

Если путь в корпорацию покрыт тайной и множеством мифов, если отсутствует единая четкая и прозрачная система формирования кадрового резерва, то возникают ситуации, при которых будущий адвокат, не обладающий многочисленными связями в сообществе, готов пойти на стажировку к любому адвокату независимо от того, готов ли он обучать подопечного и реализовывать его законные права или нет. Отсутствие контроля за ходом стажировки искушает стажера искать наставника, который заинтересован в том, чтобы она существовала лишь на бумаге, или игнорировать поручения руководителя стажировки. При этом наиболее частый аргумент адвоката-куратора: «Он не хочет ничего делать, а я не обязан его заставлять».

В Самаре эта практика сломана. Такой вывод позволяет сделать почти пятилетний опыта работы Школы молодого адвоката. Школа является не только успешной площадкой для повышения профессионального уровня будущих адвокатов, но и прозрачным социальным лифтом для тех, кто хочет приобрести статус адвоката, но не имеет достаточного количества контактов в корпорации и не знает, с чего начать, куда идти и что «там» ожидает.

Основная аудитория Школы – стажеры адвокатов. При этом с каждым годом среди слушателей увеличивается процент «гражданских юристов» – лиц, которые получили юридическое образование, имеют опыт работы по юридической специальности и хотели бы приобрести адвокатский статус.

Поступление в Школу позволяет претендентам на статус адвоката детально изучить «правила игры» корпорации, начиная от нормативного регулирования адвокатской деятельности и заканчивая нюансами дисциплинарной практики региональной палаты. У слушателей формируется глубокое понимание прав и обязанностей стажеров и адвокатов.

Кроме того, Школа позволяет будущим адвокатам не только приобрести знания, но и наладить профессиональные контакты с адвокатами-лекторами и теми адвокатскими образованиями, которые являются базами для прохождения практики. Многие слушатели находят в Школе добросовестных наставников, место будущей работы и получают путевку в профессию.

Регулярные занятия, внутренние экзамены, контроль за практикой стажеров позволяют не только обучить, но и дисциплинировать будущих адвокатов, а также своевременно выявлять ситуации неисполнения своих обязанностей руководителями стажировки и принимать адекватные меры. Правила зачисления в Школу и требования к обучающимся строги, но открыты, понятны и справедливы. В итоге любой претендент, желающий стать членом адвокатского сообщества и готовый приложить интеллектуальные усилия, необходимые для добросовестного обучения, приходит в региональную палату и постоянно контактирует именно с ней, а не только с адвокатом-наставником. Кроме того, он получает в палате огромный объем знаний об адвокатуре. Такого стажера сложнее ввести в заблуждение или спровоцировать на нарушение действующего законодательства об адвокатской деятельности.

Объединение кадрового резерва на базе региональной палаты в целях качественной подготовки к экзамену и будущей профессиональной деятельности позволяет решить большинство проблем, возникающих в ходе стажировки, выпустить квалифицированных молодых специалистов и естественным образом «отфильтровать» тех, кто ошибся с выбором будущей профессии.

Так что «совет стажерам в духе Школы молодого адвоката»: чтобы ваши права не нарушались, необходимо прежде всего изучить действующее законодательство об адвокатской деятельности и адвокатуре, включая акты ФПА и региональной палаты. Собственно, это то, что стажер и должен выучить к экзамену, поскольку нормы, зафиксированные в этих документах, регулируют права и обязанности стажера и адвоката. «Все уже придумано за нас»: в законе указаны возможные способы защиты нарушенных прав.  Второе – не следует увиливать от работы или искать наставника по принципу «лишь бы не грузил». Фундаментальное право стажера – право на обучение адвокатом-куратором. Но кто ищет, тот всегда найдет, и если вы ориентированы на поиск руководителя, который не готов исполнять это ваше право, какие могут быть обиды, если и в отношении других прав он не будет щепетилен? Знание законодательства об адвокатуре, его добросовестное исполнение и применение для защиты своих прав – прямой путь в профессию.

Рассказать:
Другие мнения
Бушманов Игорь
Бушманов Игорь
Адвокат АП Московской области, управляющий партнер АБ «АВЕКС ЮСТ»
К юбилею Великой Победы
Адвокатура
Памятная медаль адвокатуры
19 Мая 2020
Ахундзянов Сергей
Ахундзянов Сергей
Председатель президиума Московской коллегии адвокатов «РОСАР»
У халатности высокая цена
Адвокатура, государство, общество
Процессуальные действия при несоблюдении требований Роспотребнадзора создают угрозу массового заражения COVID-19
18 Мая 2020
Дёмин Илья
Дёмин Илья
Адвокат, председатель Пермского филиала Московской коллегии адвокатов «Ульпиан»
Либо адвокат, либо депутат?
Правовые вопросы статуса адвоката
О поправке в Закон об адвокатуре, запрещающей совмещать статусы адвоката и депутата на непостоянной основе
15 Мая 2020
Махов Кирилл
Махов Кирилл
Адвокат АБ «ЗКС»
Самоизоляция: не только ограничения, но и новые возможности
Адвокатура, государство, общество
Личный опыт решения проблемы «эмоционального выгорания»
08 Мая 2020
Скабелина Лариса
Скабелина Лариса
К.психол.н., доцент кафедры адвокатуры Московского государственного юридического университета им. О.Е. Кутафина (МГЮА)
«Эмоциональное выгорание» на самоизоляции: не допустить перегрузки
Адвокатура, государство, общество
Как адвокату психологически подготовиться к работе в новых условиях
06 Мая 2020
Ященко Валентина
Ященко Валентина
Адвокат АП Московской области
Честь дороже!
Защита прав адвокатов
О защите адвокатской тайны при проведении ОРМ
28 Апреля 2020