На сайте «Адвокатской газеты» опубликованы «Рекомендации стажерам и помощникам адвоката» для профилактики конфликтов между адвокатом-наставником и стажером, подготовленные уважаемым адвокатом, членом Комиссии по защите профессиональных прав АП Санкт-Петербурга, моим хорошим товарищем Константином Кузьминых.
Случаи конфликта адвоката и его стажера (помощника) достаточно редки, носят ситуативный и межличностный характер и не имеют системной основы. Вместе с тем представляется необходимым разобраться в сути данных рекомендаций. Что же предлагает стажерам и помощникам коллега Кузьминых?
- Стажеру/помощнику адвоката не следует полностью презюмировать добросовестность действий адвоката-наставника (руководства адвокатского образования);
- следует изучить СМИ об адвокате на предмет наличия прямых утверждений о его недобросовестности;
- при прохождении бесплатных для стажеров курсов обучения необходимо сразу требовать от адвокатской палаты соответствующую справку;
- не рекомендуется исполнять поручения адвоката-наставника об участии в юридических действиях – как наряду с адвокатом, так и под его контролем – без письменного указания, которое следует сохранить в надлежаще заверенной копии. Документ должен содержать фразу о том, что адвокат-наставник поручается за добросовестность указания и действует на основании соглашения (с указанием реквизитов соглашения);
- необходимо фиксировать факты своих посещений адвокатского образования и т.д.
Действительно, отраслевой закон, в котором закреплены статусы стажера и помощника адвоката, не отражает существа тех отношений и фактического положения стажера и помощника, которые существуют в действительности. Очевидно, что здесь помимо трудовых отношений существуют еще и отношения «учитель – ученик». Причем от учителя к ученику передаются не только юридические тонкости, но и дух, традиции адвокатуры.
На практике существуют различные отношения между адвокатом и его стажером (помощником): в одних образованиях стажер (помощник) получает зарплату, в других он сам за себя вносит деньги в кассу, из которых уплачиваются налоги и обязательные платежи. Во многих случаях стажировка носит формальный характер. В связи с этим требуются детальная проработка и более полное описание в законе институтов помощника и стажера адвоката. Это пойдет на пользу как адвокатам, так и стажерам (помощникам).
Вместе с тем подход коллеги Кузьминых к отношениям между адвокатом и стажером (помощником) вызывает сожаление.
Общаясь с некоторыми «молодыми» адвокатами, недавно сдавшими адвокатский экзамен, но при этом уже успевшими выйти на пенсию в системе правоохранительных органов, легко подметить их подход к людям, который условно можно назвать «милицейским». Он выражается в том, что, хотя они уже сменили свой статус на адвокатский, все равно их доверители остаются для них «злодеями» и «негодяями» с «презумпцией виновности», от которой им внутренне очень сложно отступить. Это резко контрастирует с «адвокатским подходом», т.е. доверием к подзащитному, даже к «матерому преступнику», когда презюмируется достоверность информации, полученной от доверителя, а адвокат искренне встает на его защиту, сопереживает ему, помня, что «человека от родины защищать» – его профессиональный долг.
Усомниться в честности адвоката-наставника, увидев в нем проходимца, который, по мнению Константина Кузьминых, должен доказывать свою порядочность? Требовать письменную бумагу о том, что адвокат-наставник поручается за добросовестность своих указаний? Это, по-моему, за гранью. Такие рекомендации не соответствуют «адвокатскому подходу» и напоминают риторику «органов», для которых «отсутствие у вас судимости – не ваша заслуга, а наша недоработка». Тогда уж последним советом должен быть следующий: «Если вы заметили что-то подозрительное в деятельности адвоката, не забудьте сообщить в компетентные органы».
Указанные рекомендации опубликованы в издании, подписка на которое является обязательной для всех стажеров и помощников, и многими могут быть восприняты за чистую монету. Это и побудило меня высказаться на данную тему.
Обращаясь к будущим адвокатам, хотел бы прежде всего обратить внимание на необходимость при прохождении стажировки не только овладевать юридическими знаниями и навыками, которые может передать наставник, но и помнить, что адвокатский дух и традиции передаются именно так – от учителя к ученику, и это невозможно без доверительных отношений.
Хотелось бы надеяться, что традиции нашей корпорации будут продолжаться и коллеги сохранят в своих сердцах добрую память о своих учителях – как в профессии, так и в жизни.