За почти два десятилетия своего существования Закон об адвокатуре неоднократно претерпевал изменения, связанные с развитием правовых доктрин и политики, проводимой государством и адвокатской корпорацией. Однако он и по сей день требует существенных корректив, отвечающих современным вызовам.
В 2017 г. Министерство юстиции РФ подготовило проект распоряжения Правительства РФ об утверждении Концепции регулирования рынка профессиональной юридической помощи, цель которого – формирование единой правовой основы предоставления юридических услуг в России (по сути, введение «адвокатской монополии»).
Проект предусматривает постепенный переход лиц, оказывающих юридическую помощь, в адвокатуру путем сдачи упрощенного квалификационного экзамена.
В Концепции предлагается, что «квалификационный экзамен в упрощенном порядке может быть предусмотрен для всех лиц, имеющих высшее юридическое образование, полученное в Российской Федерации или Союзе ССР, либо ученую степень в области юриспруденции и стаж работы по юридической специальности не менее пяти лет в организациях (либо в качестве индивидуальных предпринимателей по этому виду деятельности), оказывающих юридические услуги на территории Российской Федерации».
Статья 9 Закона об адвокатуре содержит перечень требований к претендентам на статус адвоката, где помимо прочего указано наличие стажа работы по юридической специальности не менее двух лет либо стажировка в адвокатском образовании в установленные законом сроки.
Виды работы по юридической специальности с учетом положений ст. 6 Закона об адвокатуре можно, полагаю, разделить на четыре группы:
- требующие наличия специального статуса (деятельность в качестве судьи, нотариуса, адвоката, помощника адвоката);
- работа на требующих высшего юридического образования государственных должностях в федеральных органах государственной власти, органах государственной власти субъектов Федерации, иных госорганах; должностях в существовавших до принятия действующей Конституции РФ государственных органах СССР, РСФСР и РФ, находившихся на территории РФ; муниципальных должностях; должностях в органах Судебного департамента при Верховном Суде РФ;
- работа на требующих высшего юридического образования должностях в научно-исследовательских учреждениях либо в качестве преподавателя юридических дисциплин в профессиональных образовательных организациях, образовательных организациях высшего образования и научных организациях;
- работа на требующих высшего юридического образования должностях в юридических службах организаций.
В проекте Концепции к этому списку добавлены индивидуальные предприниматели, оказывающие юридическую помощь.
Тем не менее сохранение ст. 9 Закона об адвокатуре в нынешней формулировке – даже с изменениями, предлагаемыми в проекте Концепции, – не устраняет, на мой взгляд, следующие проблемы:
- невозможность проверки ИП, оказывающих юридическую помощь, на предмет реальности такой деятельности;
- невозможность проверки лиц, работающих в должности, требующей высшего юридического образования в юридической службе организации, на предмет реальности осуществления такой деятельности;
- отсутствие законодательного определения термина «юридическая служба организации» и неясность, как быть при отсутствии такого подразделения;
- лишение лиц, работающих у индивидуального предпринимателя в качестве юриста, права сдать квалификационный экзамен на получение статуса адвоката.
Одна из задач Концепции состоит в создании условий для лишения низкоквалифицированных юристов права оказывать юридические услуги и исключении недобросовестных консультантов из профессии.
Для выполнения данной задачи, решения указанных проблем и достижения «чистоты» профессии целесообразными представляются следующие варианты.
Чтобы подтвердить реальную практику в области права, возможно дополнительно требовать от претендента предоставления решений судов, в которых данное лицо указано в качестве представителя стороны спора, а также договоры, претензии, исковые заявления, жалобы, составленные претендентом в период его работы в организации, приказы, распоряжения, вынесенные в отношении него. Также необходимо проводить по названным документам собеседование для подтверждения того, что они действительно подготовлены претендентом.
Если претендент не может представить указанные документы, к сдаче квалификационного экзамена он не допускается.
Полагаю, такие меры помогут воспрепятствовать получению статуса адвоката неквалифицированными юристами, поскольку оказание ими правовой помощи может привести к нарушению прав и законных интересов их доверителей.
Законодатель, устанавливая требования к претенденту о наличии специального стажа или прохождении стажировки, добивался того, чтобы в адвокатуру приходили лишь лица, уже имеющие знания, профессиональные навыки, опыт и понимание того, что представляет собой адвокатская деятельность. Для тех, у кого из перечисленного есть только соответствующее образование, предусмотрена возможность пройти стажировку в адвокатском образовании, которая позволит к знаниям, приобретенным в период обучения, добавить навыки, необходимые для работы адвоката. Эта возможность закреплена и в проекте Концепции.
Еще одна проблема связана с определением достаточного юридического стажа для допуска к сдаче квалификационного экзамена.
Как указывалось, в юридический стаж для приобретения статуса адвоката включается также работа в юридической службе организации в должности, требующей высшего юридического образования.
При буквальном толковании Закона об адвокатуре становится ясно, что в стаж засчитывается работа только в юридической службе юрлица. Однако законодательство не содержит термина «юридическая служба». Остается неясным, как быть, если в организации такое подразделение отсутствует. В связи с этим полагаю необходимым изложить подп. 6 п. 4 ст. 9 Закона в следующей редакции: «на требующих высшего юридического образования должностях в организациях».
Считаю также, что положения Закона об адвокатуре необоснованно лишают возможности допуска к сдаче квалификационного экзамена на присвоение статуса адвоката граждан, имеющих высшее юридическое образование, являющихся индивидуальными предпринимателями, а также лиц, работающих юристами у ИП.
Полагаю, это нарушает ч. 1 ст. 19 Конституции РФ, которой провозглашено равенство всех перед законом и судом.
В соответствии с ч. 1 ст. 37 Конституции РФ каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию. Юристы организаций, на мой взгляд, ничем не отличаются от юристов – индивидуальных предпринимателей или юристов, работающих у ИП, поэтому непонятно, чем обусловлена такая дискриминация со стороны законодателя.
Считаю, что невключение в стаж работы по юридической специальности, необходимой для приобретения статуса адвоката, трудовой деятельности в должности, требующей высшего юридического образования, в том числе у ИП нарушает принцип равенства и лишает корпорацию квалифицированных специалистов.
В проекте Концепции указанное неравенство частично устраняется путем предоставления допуска к адвокатуре индивидуальных предпринимателей, оказывающих юридическую помощь, но при этом «забыто» об их сотрудниках-юристах.
Полагаю, что решить проблему позволит внесение в Закон об адвокатуре изменений, предусматривающих допуск для сдачи квалификационного экзамена индивидуальных предпринимателей, оказывающих юридическую помощь, и лиц, работающих у ИП на должностях, требующих высшего юридического образования, с предоставлением ими внутренних документов, подтверждающих, что их должность требует высшего юридического образования, а также доказывающих факт выполнения такой работы.