×

Адвокатам рассказали о задачах и проблемах автотехнической экспертизы

С лекцией на вебинаре ФПА выступил ведущий государственный судебный эксперт отдела автотехнических экспертиз Северо-Западного регионального центра судебной экспертизы Тимофей Бочаров
Фотобанк Freepik
Лектор рассказал о порядке проведения судебных автотехнических экспертиз, использовании компьютерного моделирования для восстановления событий ДТП, а также об исследовании видеозаписей происшествия.

Как сообщает пресс-служба ФПА, 9 апреля в рамках курса Федеральной палаты адвокатов «Специальные знания в деятельности адвоката» с лекцией на тему «Автотехническая экспертиза по делам по исследованию обстоятельств ДТП» выступил ведущий государственный судебный эксперт отдела автотехнических экспертиз ФБУ Северо-Западного регионального центра судебной экспертизы Минюста России Тимофей Бочаров.

В ходе выступления он рассмотрел актуальные проблемы качества судебных автотехнических экспертиз, современное состояние производства таких экспертиз с использованием компьютерных программ, методические подходы к использованию компьютерного моделирования ДТП. Также он остановился на задачах судебной экспертизы по исследованию видеозаписей с событиями ДТП и пути гармонизации и разграничения специальных знаний САТЭ и судебной экспертизы видео- и звукозаписей.

В первой части лекции Тимофей Бочаров рассказал, как описываются фабула происшествия, сведения о его участниках, показания очевидцев. При этом он подчеркнул, что прежде всего автотехническая экспертиза исследует техническую возможность водителя предотвратить ДТП. Лектор подробно остановился на правилах и методике такого исследования. Он отметил, что, если эксперту не предоставляются конкретные данные и он не может провести контрольный эксперимент, в этом случае он опирается на стандартные параметры, относящиеся к тому или иному транспортному средству.

Тимофей Бочаров привел конкретные примеры, когда в зависимости от заданного «момента возникновения опасности» экспертом могут быть сделаны противоположные выводы о возможности водителя предотвратить наезд на пешехода. Это объясняется как противоречиями в Правилах дорожного движения, так и отсутствием утвержденной единой методики экспертного исследования.

При рассмотрении уголовных дел крайне важным является установление скорости транспортного средства, которую не всегда возможно определить традиционными способами, заметил лектор. Сегодня уже рядовым событием становится экспертиза видеоизображения, а иногда нужную информацию содержат блоки управления подушками безопасности.

Тимофей Бочаров указал, что при определении причин ДТП эксперт, как правило, восстанавливает механизм аварии с помощью транспортной трасологии. Для этого используются специальные компьютерные программы, анализу которых он уделил особое внимание. Лектор также обосновал необходимость в работе с самыми распространенными и функциональными на сегодняшний день компьютерными программами для анализа и моделирования механизма ДТП, базирующимися на методиках, принятых в экспертной практике, и положениях, а также опыте практикующих экспертов.

Наилучший результат, по словам Тимофея Бочарова, показывает программа PC-Crash. Алгоритм ее работы предусматривает следующие этапы: получение исходной информации, контроль экспертом полученных сведений и оценка достаточности исходной информации, реконструкция механизма ДТП и его описание в экспертных терминах и понятиях. Для выполнения экспертного исследования необходимо составить масштабный чертеж происшествия, изучить имеющуюся информацию, в том числе следы ДТП, после чего с помощью компьютерного моделирования эксперт может составить заключение о том, как произошло столкновение транспортных средств, какие они получили повреждения, кто из водителей является виновником.

Во второй части лекции Тимофей Бочаров сообщил об исследовании обстоятельств ДТП с использованием видеозаписей. Он коснулся типовых и частно-экспертных методов и средств исследования, порядка их применения и оценки полученных результатов в аспекте экспертных задач. Давая характеристику ДТП, эксперт-автотехник оценивает имеющуюся в видеофайле информацию с учетом требований Правил дорожного движения. В экспертном заключении непременно должны быть указаны характеристики файла, с которым работал эксперт.

Также Тимофей Бочаров подробно описал корректные формулировки вопросов, ставящихся перед экспертом, необходимые документы, исходные данные.

Рассказать:
Яндекс.Метрика