×

Адвокатов несколько часов не пускали к коллегам, задержанным в ходе пикета в поддержку коллег из КБР

Нарушение права на защиту было зафиксировано адвокатами в замечаниях на протокол, также были поданы жалобы в адрес начальника районного отдела полиции
Фото предоставлено Татьяной Сустиной
В комментарии «АГ» член Комиссии по защите профессиональных и социальных прав адвокатов АП Московской области Татьяна Сустина, сотрудничающая с проектом «Апология протеста», отметила, что недопуск адвоката к задержанному коллеге, который вышел на пикет в защиту адвокатов, также не допущенных к задержанному адвокату, – это даже звучит абсурдно, а по факту представляет собой не что иное, как злонамеренное унижение права.

Как стало известно «АГ», 31 мая несколько адвокатов и юристов вышли с одиночными пикетами к зданию Следственного комитета СКР в знак солидарности с коллегами из АП Кабардино-Балкарской Республики Ратмиром Жилоковым и Дианой Ципиновой, ситуация с уголовным преследованием которых вызвала широкий резонанс в адвокатском сообществе.

Напомним, что Ратмир Жилоков и Диана Ципинова обвиняются в совершении преступлений, предусмотренных ч. 1 ст. 318 УК РФ («Применение насилия, не опасного для жизни и здоровья, в отношении представителя власти в связи с исполнением им своих должностных обязанностей»).

Читайте также
В отношении адвокатов АП КБР, чьи права нарушили полицейские, возбуждены уголовные дела
Адвокаты Ратмир Жилоков и Диана Ципинова задержаны сотрудниками Следственного комитета по подозрению в применении насилия в отношении представителя власти
29 мая 2020 Новости

Как ранее писала «АГ», 20 мая сотрудники межмуниципального отдела МВД России «Урванский» задержали, заковали в наручники и насильно доставили в здание отдела адвоката АП Кабардино-Балкарской Республики Ратмира Жилокова. По словам адвоката, его задержали, когда он оказывал юридическую помощь доверительнице, в помещениях которой сотрудники полиции попытались провести обыск без надлежащей санкции суда.

Как отмечалось в постановлении СУ СКР по КБР о возбуждении уголовного дела, в тот день Жилоков подъехал к помещению, расположенному в г. Нарткала, где осуществлялась незаконная деятельность по организации и проведению азартных игр. Прибыв на место, адвокат предложил одетому в форменную одежду заместителю начальника полиции по охране общественного порядка ОМВД по Урванскому району Тимуру Нагоеву отойти в сторону, снять форму и выяснить отношения «на кулаках», после чего стал приближаться к полицейскому. Нагоев, в свою очередь, предупредил Жилокова, что является сотрудником полиции, и о возможности применения к нему физической силы в случае совершения противоправных действий. Тем не менее адвокат вплотную приблизился к полицейскому и нанес ему головой удар в надбровную область лица, причинив телесное повреждение в виде кровоподтека.

Как следует из постановления о возбуждении уголовного дела в отношении Дианы Ципиновой, вечером 20 мая она вместе с коллегами приехала в районный ОМВД для защиты нарушенных прав Ратмира Жилокова. По версии следствия, защитникам было отказано в свободном доступе в здание, поскольку они не представили адвокатские ордера, а также в связи с введением на территории КБР режима повышенной готовности и принятием дополнительных мер по предотвращению пандемии, согласно которым нахождение двух и более лиц в организациях без соблюдения санитарно-эпидемиологических норм недопустимо.

Той же ночью адвокаты вновь прибыли к зданию полиции и потребовали впустить их, так как они имеют статус адвоката и им не может быть ограничен доступ в указанный объект. «Тогда же Кочесокова, Магова и Ципинова, воспользовавшись тем, что из здания ОМВД России по Урванскому району выходил один из сотрудников полиции, самовольно прошли в досмотровую часть, расположенную на первом этаже здания <…>. При этом Ципинова производила видеозапись помещения здания полиции на своем сотовом телефоне со встроенной видеокамерой», – сообщалось в постановлении.

В документе также отмечалось, что начальник отдела полиции потребовал от адвокатов покинуть здание, но они не отреагировали на его законные требования и самовольно проникли в холл отдела полиции, где находились несколько сотрудников. Полицейские, видя, что адвокаты не реагируют на их «законные требования прекратить нарушать общественный порядок» и покинуть помещение, «с применением физической силы выдворили женщин из здания ОМВД по Урванскому району». Далее, по версии следствия, Диана Ципинова, находясь на площадке перед входом в отдел полиции, ударила сотрудника полиции Тимура Нагоева рукой по лицу, нанеся царапины предплечий, толкнула его в грудь и шею, а затем ударила ногой в паховую область, тем самым причинив ему телесные повреждения.

В связи с чрезвычайностью происшествия президент ФПА Юрий Пилипенко обратился к министру внутренних дел РФ Владимиру Колокольцеву, назвав данный инцидент грубейшим нарушением профессиональных прав адвокатов и требований закона, а действия сотрудников полиции – не только недопустимыми, но и требующими принципиальной оценки руководства МВД.

31 мая в ходе пикетов у здания СКР в поддержку коллег из КБР были задержаны несколько адвокатов, в числе которых адвокат АП г. Москвы Даниил Берман и адвокат АП Калужской области Александр Редькин. 

Задержанные были доставлены в Басманное ОВД, им вменяется совершение административных правонарушений, предусмотренных ч. 5 ст. 20.2 КоАП РФ (нарушение порядка проведения публичных мероприятий), а также ч. 2 ст. 3.18.1 КоАП г. Москвы (нарушение режима самоизоляции).

Как рассказала «АГ» член Комиссии по защите профессиональных и социальных прав адвокатов АП Московской области Татьяна Сустина, также сотрудничающая с проектом «Апология протеста», адвокатов, которые прибыли в отдел МВД России по Басманному району г. Москвы для защиты прав коллег, сотрудники полиции в течение нескольких часов не допускали к задержанным, без объяснения причин. При этом она добавила, что полицейские вели себя корректно.

«Недопуск адвокатов к подзащитным – серьезная проблема всех “протестных” дел, однако недопуск адвоката к задержанному коллеге, который вышел на пикет в защиту адвокатов, которых не пустили к задержанному адвокату, – это даже звучит абсурдно, а по факту представляет собой не что иное, как злонамеренное унижение права», – считает Татьяна Сустина. 

Адвокат добавила, что нарушение права на защиту было зафиксировано ею и другими адвокатами в замечаниях на протокол. Также коллеги писали жалобы на имя начальника отдела полиции как на оборотных страницах административного материала, так и на отдельных листах в качестве самостоятельных документов, которые потом «куспировались». Жалобы были переданы в дежурную часть районного ОВД.

«После летних протестов Комиссией по защите профессиональных и социальных прав адвокатов АП МО был направлен ряд жалоб и обращений в различные инстанции по факту недопуска  адвокатов к задержанным митингующим, но все они результата не возымели», – отметила Татьяна Сустина. При этом она обратила внимание, что Комиссия направляла обращения не по фактам задержаний митингующих, а именно по факту недопуска адвокатов к задержанным. «В связи с этим одних обращений  определенно  недостаточно. Полагаю, необходимо формирование адвокатского меморандума протеста против недопуска к подзащитным, – документа федерального масштаба», – резюмировала Татьяна Сустина.

Рассказать:
Дискуссии
Яндекс.Метрика