Как стало известно «АГ», в ночь на 29 мая правоохранительные органы задержали адвокатов АП КБР Диану Ципинову и Ратмира Жилокова, подозреваемых в совершении преступлений, предусмотренных ч. 1 ст. 318 УК РФ («Применение насилия, не опасного для жизни и здоровья, в отношении представителя власти в связи с исполнением им своих должностных обязанностей»).
Конфликт между полицейскими и адвокатами
Напомним, как писала ранее «АГ», 20 мая сотрудники межмуниципального отдела МВД России «Урванский» задержали, заковали в наручники и насильно доставили в здание отдела адвоката АП Кабардино-Балкарской Республики Ратмира Жилокова. По словам адвоката, его задержали, когда он оказывал юридическую помощь доверительнице, в помещениях которой сотрудники полиции попытались провести обыск без надлежащей санкции суда.
В целях защиты прав задержанного в отдел МВД прибыли его коллеги Наталья Магова, Диана Ципинова и Людмила Кочесокова. По заявлению адвокатов, несмотря на предъявление ордеров, удостоверений и паспортов, защитникам не удалось оказать квалифицированную юридическую помощь задержанному адвокату из-за воспрепятствования этому нескольких полицейских во главе с их начальником Радионом Шогеновым. При этом полицейские затащили Диану Ципинову в здание отдела и заковали в наручники, продержав ее там до приезда сотрудников собственной безопасности МВД. По словам Натальи Маговой, в адрес ее коллеги поступали различные оскорбления и угрозы сексуального насилия от сотрудников полиции.
25 мая адвокаты Наталья Магова, Диана Ципинова и Людмила Кочесокова направили в АП КБР обращение (есть у «АГ») в целях защиты своих нарушенных прав, в котором изложены детали инцидента. Адвокаты указали, что у всех них после случившегося имеются видимые телесные повреждения, и подчеркнули, что действия виновных полицейских должны быть квалифицированы по ч. 3 ст. 286 УК РФ («Превышение должностных полномочий»).
В связи с чрезвычайностью происшествия президент ФПА Юрий Пилипенко обратился к министру внутренних дел РФ Владимиру Колокольцеву и назвал данный инцидент грубейшим нарушением профессиональных прав адвокатов и требований закона, а действия сотрудников полиции – не только недопустимыми, но и требующими принципиальной оценки руководства МВД.
26 мая состоялось заседание Совета АП КБР, по результатам которого было принято решение о направлении заявлений по поводу инцидента в республиканские прокуратуру, МВД, Минюст и Общественную палату. Комиссии по защите прав адвокатов АП КБР было поручено рассмотреть обращение указанных адвокатов и вынести соответствующее заключение.
В своем обращении к главе МВД по КБР от 27 мая (есть у редакции) президент Адвокатской палаты Юрий Гегиев указал, что сотрудники МО МВД России «Урванский» воспрепятствовали осуществлению адвокатами защиты Ратмира Жилокова в нарушение ч. 4 ст. 49 УПК РФ. «В дальнейшем сотрудники МО МВД России “Урванский” изъяли у адвоката Дианы Ципиновой ее личный телефон, в котором имелись сведения, составляющие адвокатскую тайну и тайну переписки, закрепленные в ч. 2 ст. 23 Конституции РФ и ст. 8 Закона об адвокатуре, удалили с него видеоматериал, подтверждающий факт нарушения профессиональных прав адвокатов, и произвели незаконное задержание адвоката Ципиновой, в том числе с использованием спецсредств – двух пар наручников», – отмечалось в документе.
По мнению Юрия Гегиева, вышеуказанные факты свидетельствуют о грубом нарушении профессиональных прав и законных интересов четырех адвокатов АП Кабардино-Балкарской Республики. Аналогичного содержания документы были направлены в прокуратуру и Управление Минюста КБР, а также в республиканскую Общественную палату.
Содержание постановлений о возбуждении уголовных дел
Из датированного от 18-00 часов 28 мая постановления СУ СКР по КБР о возбуждении уголовного дела в отношении Ратмира Жилокова (есть у «АГ») следует, что 20 мая адвокат подъехал к помещению, расположенному в г. Нарткала, где осуществлялась незаконная деятельность по организации и проведению азартных игр. По версии следствия, прибыв на место, адвокат предложил одетому в форменную одежду заместителю начальника полиции по охране общественного порядка ОМВД по Урванскому району Тимуру Нагоеву отойти в сторону, снять форму и выяснить отношения «на кулаках», после чего стал приближаться к полицейскому.
В постановлении отмечено, что Нагоев предупредил Жилокова о том, что является сотрудником полиции, и о возможности применения к нему физической силы в случае совершения противоправных действий. Тем не менее, несмотря на такое предупреждение, адвокат вплотную приблизился к вышеуказанному полицейскому и нанес ему головой удар в надбровную область лица, причинив последнему тем самым телесное повреждение в виде кровоподтека. «Таким образом, в действиях Ратмира Жилокова в части применения насилия к представителю власти – заместителю начальника полиции по охране общественного порядка ОМВД по Урванскому району Тимуру Нагоеву – усматриваются признаки преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 318 УК РФ», – отмечено в постановлении о возбуждении уголовного дела.
Аналогичное преступление инкриминируется адвокату Диане Ципиновой. Как следует из соответствующего постановления о возбуждении уголовного дела в отношении нее (имеется у «АГ»), вечером 20 мая в ОМВД России по Урванскому району прибыли два адвоката – Людмила Кочесокова и Диана Ципинова. По версии следствия, защитникам было отказано в свободном доступе в здание, поскольку они не представили адвокатские ордера, «кроме того, согласно указу Главы КБР № 19 УГ от 18.03.2020 “О введении на территории Кабардино-Балкарской Республики режима повышенной готовности и принятии дополнительных мер по предотвращению распространения новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV)” не допускается нахождение двух и более лиц в организациях без соблюдения санитарно-эпидемиологических норм», – отмечено в документе.
В нем также указано, что той же ночью адвокаты вместе со своей коллегой Натальей Маговой вновь прибыли к зданию полиции и потребовали впустить их в него, так как они имеют статус адвоката и им не может быть ограничен доступ в вышеуказанный объект. «Тогда же Кочесокова, Магова и Ципинова, воспользовавшись тем, что из здания ОМВД России по Урванскому району выходил один из сотрудников полиции, самовольно прошли в досмотровую часть, расположенную на первом этаже здания <…>. При этом Ципинова производила видеозапись помещения здания полиции на своем сотовом телефоне со встроенной видеокамерой», – отмечено в постановлении.
В связи с этим, указано в документе, начальник отдела полиции Радион Шогенов потребовал от адвокатов покинуть здание, но они не отреагировали на его законные требования и самовольно проникли в холл отдела полиции, где находились несколько сотрудников полиции. Полицейские, видя, что адвокаты не реагируют на их «законные требования прекратить нарушать общественный порядок» и покинуть помещение, «с применением физической силы выдворили женщин из здания ОМВД по Урванскому району».
Далее, по версии следствия, адвокат Диана Ципинова, находясь на площадке перед входом в отдел полиции, нанесла Тимуру Нагоеву рукой удар по лицу, царапины предплечий, толкнула его в грудь и шею, а затем ударила ногой в паховую область, тем самым причинив ему телесные повреждения.
Задержание адвокатов
Адвокат АП КБР Арсен Сижажев, защищающий интересы обоих своих коллег, рассказал «АГ» детали их задержания. По его словам, 28 мая в 19 часов к Ратмиру Жилокову приехали сотрудники ОСБ МВД по КБР, чтобы вручить ему повестку о явке к следователю к 20 часам. «Мой коллега пояснил им, что явиться в назначенное время не сможет ввиду слишком незначительного временного интервала между извещением и явкой. В ходе телефонного разговора со следователем Ратмир Жилоков узнал про возбуждение уголовного дела и договорился о том, что он подъедет к следователю в 22 часа», – сообщил защитник.
Далее Арсен Сижажев и Ратмир Жилоков уведомили по телефону Диану Ципинову о том, что в ее отношении также возбуждено уголовное дело. «Адвокат тоже не знала об этом, так как за несколько часов до этого, когда она была в СУ СКР по КБР, ей ничего не говорили на этот счет», – отметил Арсен Сижажев.
Он добавил, что само задержание адвокатов произошло в ночь с 28 на 29 мая – около полуночи. «Ратмир Жилоков и Диана Ципинова подошли к зданию СУ СКР по КБР в сопровождении нескольких своих коллег, представлявших их интересы, – Хасана Борокова, Мадины Дышевокой, Рамзана Узуева и меня. Им вручили постановления о возбуждении уголовного дела, с которыми они ознакомились, далее были составлены протоколы задержания, после ознакомления с которыми произошло само задержание адвокатов. Никого из участников инцидента со стороны полицейских при задержании коллег не наблюдалось», – сообщил Арсен Сижажев. Адвокат также отметил, что Диану Ципинову хотели этапировать в ИВС правоохранители мужского пола, но она возмутилась этому, и ее сопроводили в изолятор сотрудницы ОРЧ ОСБ МВД по КБР.
На сайте Следственного управления СК России по КБР сообщается, что адвокаты задержаны в порядке ст. 91 УПК РФ, в настоящее время решается вопрос об избрании меры пресечения в виде содержания под стражей. Следствием также изучаются действия каждого из сотрудников полиции, им будет дана правовая оценка.
Защитники задержанных адвокатов прокомментировали ситуацию
Комментируя ситуацию, Арсен Сижажев высказал предположение, что уголовное дело в отношении адвокатов возбуждено с единственной целью – прикрыть незаконные действия полицейских. «Действия сотрудников полиции ОМВД по Урванскому району, выразившиеся в недопуске адвокатов к их доверителю, нельзя назвать законными, так как на видеозаписи было видно, как происходило само выдворение адвокатов из отдела полиции. Сам факт уголовного преследования адвокатов направлен на пресечение разговоров вокруг этого инцидента. Очень надеюсь на то, что уголовное дело прекратят, а в отношении виновных полицейских возбудят уголовное дело», – отметил он.
Адвокат Елизавета Шак, представляющая интересы Дианы Ципиновой, сообщила, что адвокатское сообщество КБР возмущено возбуждением уголовного дела против коллег. «Действия моей подзащитной не подпадают под инкриминируемую статью, на видеозаписи видно, что Диана Ципинова просто отбивалась от полицейских, которые первыми напали на нее. Если мы пустим на самотек такую вопиющую ситуацию, то в будущем такое может случиться с каждым из нас. Защита будет добиваться привлечения к уголовной ответственности самих виновных полицейских, которые оказали незаконное давление на адвокатов и вмешательство в их профессиональные права», – отметила она.
Адвокат Хасан Бороков, который также защищает Диану Ципинову, подчеркнул, что следствием не дана правовая оценка действиям сотрудников полиции, которые не пустили в здание адвокатов, пришедших выполнять свои профессиональные обязанности по оказанию квалифицированной юридической помощи нашему коллеге. «Их начали незаконно выталкивать из отдела полиции, само применение силы в отношении адвокатов было также недопустимым с точи зрения закона, а видеозапись лишь подтверждает это. Эта ситуация иллюстрирует то, что неважно, кто ты, получается, что любое незаконное действие сотрудника полиции должно восприниматься как законное? Почему до сих пор не возбуждены уголовные дела в отношении полицейских?» – задался вопросами защитник.
В ФПА возмущены ситуацией
В комментарии «АГ» вице-президент Федеральной палаты адвокатов Михаил Толчеев назвал ситуацию с уголовным преследованием адвокатов из КБР отвратительной. «Сотрудники и начальник полиции, по сути, спровоцировали ситуацию, негативные последствия которой в отношении всех ее участников не заставили себя долго ждать. Жаль, что СК, вопреки своему истинному предназначению, занял “силовую” позицию, мы рассчитываем, что закон восторжествует и правоохранителям хватит здравого смысла прекратить и физическое, и “процессуальное” насилие над адвокатами», – отметил он.
Получить оперативный комментарий от представителей Адвокатской палаты Кабардино-Балкарской Республики не удалось, поскольку в палате идет совещание по сложившейся ситуации.
Обновление: Вечером 29 мая пресс-служба Следственного комитета России опубликовала сообщение, что в связи с реакцией адвокатского сообщества в социальных сетях на ситуацию с задержанием адвокатов Александр Бастрыкин дал поручение руководству территориального следственного управления тщательно разобраться во всех обстоятельствах произошедшего, дав в рамках расследования уголовного дела обоснованную правовую оценку действиям всех участников конфликта. Ход расследования поставлен на контроль в центральном аппарате ведомства.