Судебный департамент при ВС РФ опубликовал статистические данные, отражающие результаты рассмотрения уголовных дел в Верховном Суде в первом полугодии 2018 г.
Партнер АБ «ЗКС» Алексей Касаткин, анализируя статистические показатели, заметил, что они мало чем отличаются от прошлогодних. Так, Президиумом ВС РФ в первом полугодии 2018 г. рассмотрено 2923 жалобы и представления, а также 119 уголовных дел, за аналогичный период в 2017 г. – 3106 и 109 соответственно. Судебной коллегией по уголовным делам в апелляционной инстанции рассмотрено 483 уголовных дела, в 2017 г. – 550; в кассационной инстанции – 80 уголовных дел и 27 108 жалоб и представлений, в 2017 г. – 85 и 27 147 соответственно.
Итоги рассмотрения Судебной коллегией уголовных дел в апелляционном порядке
Управляющий партнер АК «Бородин и партнеры» Сергей Бородин указал на тенденцию к сокращению количества уголовных дел, рассмотренных в апелляционном порядке, и снижению показателя удовлетворяемости обращений. Эксперт отметил, что это очевидно при сравнении представленных статистических данных с результатами за аналогичный период 2016 г. За первое полугодие 2016 г. пересмотрено 625 решений судов субъектов, удовлетворено было 142 жалобы и представления, что составляет 22,7% от общего количества рассмотренных дел. В 2018 г. было рассмотрено 483 дела, процент удовлетворенных обращений составил 20,9%.
По его мнению, заслуживают внимания количество отмененных итоговых решений, а также соотношение отмененных обвинительных и оправдательных приговоров. Если в 2016 г. из 38 отмененных приговоров подавляющую часть составляли обвинительные – 31, или 82% от общего числа приговоров, то в 2018 г. соотношение кардинально изменилось – из 36 отмененных приговоров оправдательные составляют почти половину – 47%. Кроме того, уменьшается процент измененных приговоров: в этом году Верховный Суд изменил приговоры только в отношении 7% осужденных.
Партнер АБ «Ковалёв, Рязанцев и партнеры» Михаил Кириенко также обратил внимание на эти показатели: «Были обжалованы оправдательные приговоры в отношении 29 лиц, отменены – в отношении 17. При этом было рассмотрено 746 обвинительных приговоров, а отменены такие приговоры только в отношении 19 лиц, что, несмотря на отрицание ВС РФ в последнее время обвинительного уклона правоприменительной практики, подтверждает обратное. Однако справедливости ради нужно учитывать тот факт, что речь не о количестве судебных актов, а о числе осужденных».
Также в обзоре указано, что изменены приговоры в отношении 58 осужденных. Изменена квалификация преступлений с усилением наказания в отношении 3 осужденных. Без изменения квалификации преступлений смягчено наказание 51 осужденному, усилено наказание 4 осужденным.
В отношении 68 лиц вынесены другие апелляционные определения с удовлетворением жалобы или представления, но без отмены или изменения приговора в части квалификации по наиболее тяжкому обвинению или меры наказания. Приговоры в отношении 615 лиц оставлены без изменения.
Итоги рассмотрения Судебной коллегией жалоб и представлений в кассационном порядке
Михаил Кириенко обратил внимание на то, что Судебной коллегией рассмотрено 27 801 жалоба и представление, и только по 341 делу вынесены постановления о передаче дела на рассмотрение суда кассационной инстанции.
Сергей Бородин добавил, что количество переданных на рассмотрение в судебном заседании суда кассационной инстанции дел в течение 2016–2018 гг. остается приблизительно на одном уровне. На рассмотрение передается только около 1% кассационных жалоб и преставлений.
В судебных заседаниях Судебной коллегии в кассационном порядке рассмотрено 79 уголовных дел в отношении 84 лиц. Удовлетворены жалобы и представления по 74 делам в отношении 77 лиц.
Рассмотрение жалоб и представлений в Президиуме ВС РФ
Сергей Бородин заметил, что наблюдается тенденция к сокращению количества рассмотренных надзорных жалоб и представлений: в 2016 г. – 3491, в 2018 г. – 2923, на 16% меньше. Эксперт сделал вывод, что в Президиум ВС РФ стали обращаться реже.
По его наблюдениям, доля рассмотренных в надзорном порядке уголовных дел незначительно увеличилась: если в 2016 г. было рассмотрено 60 уголовных дел, или 1,7% от общего количества рассмотренных надзорных жалоб и представлений, то в 2018 г. – 4,1%.
Как отметил Сергей Бородин, интересным показателем работы Президиума, который отсутствует в обзорах 2016 и 2017 гг., является количество отмененных постановлений об избрании меры пресечения в виде содержания под стражей или о продлении срока содержания под стражей – в отношении 72 лиц.
«Кроме того, в обзоре 2018 г. есть еще один показатель, которого нет в предыдущих: из числа дел, рассмотренных в порядке надзора, 85 дел в отношении 95 лиц поступило в Верховный Суд с постановлениями ЕСПЧ», – подчеркнул Сергей Бородин.
Михаил Кириенко акцентировал внимание на количестве отмененных решений по жалобам на незаконные действия должностных лиц – 2. «Конечно, это связано и с объективной невозможностью обжалования таких решений при передаче уголовного дела для рассмотрения по существу, но не могу не отметить, что суды все чаще принимают негативные решения по жалобам на незаконные действия должностных лиц, а при невозможности их объективного обжалования эффективность института судебного контроля сводится к нулю», – отметил он.
Тенденции в работе Верховного Суда
По словам Михаила Кириенко, статистические данные за первое полугодие 2018 г. подтверждают наличие давно существующей проблемы – недосягаемости реализации права на пересмотр состоявшегося судебного акта в кассационном и надзорном порядке. «В современных реалиях обжалование вступивших в законную силу судебных актов превращено в фикцию, тем более если учесть, сколько кассационных и надзорных жалоб не влекут передачу уголовных дел и материалов для рассмотрения на уровне судов субъектов и дальше просто не обжалуются в ВС РФ», – считает он.
Эксперт добавил: «Верховный Суд заинтересован в сохранении стабильности судебных актов, принятых нижестоящими судами, и это нашло отражение в статистических данных, тем более что наибольший процент отмененных или измененных судебных решений в надзорном порядке предопределен наличием новых или вновь открывшихся обстоятельств».
Сергей Бородин в свою очередь напомнил, что в классических континентальных правопорядках высшей судебной инстанции отведена особая процессуальная роль – «направление и корректировка» судебной практики в государстве. Верховный Суд РФ для реализации данной задачи издает постановления Пленума, обзоры судебной практики и письма Судебной коллегии по уголовным делам.
«В рамках данной концепции продвигается мысль, что на высшую судебную инстанцию не следует возлагать функцию рассмотрения фактических обстоятельств дела, так как это противоречит экстраординарному характеру данного судебного органа. Об этом свидетельствует уменьшение количества рассмотренных уголовных дел в апелляционном порядке. Очевидно, для реализации этой концепции создаются апелляционные и кассационные суды», – подытожил эксперт.