Председатель постоянной комиссии СПЧ по содействию ОНК, реформе пенитенциарной системы и профилактике правонарушений Андрей Бабушкин опубликовал в своем блоге на LiveJournal текст письма в защиту Дагира Хасавова. В качестве адресатов в нем указаны Московский городской суд, прокурор г. Москвы Денис Попов и уполномоченный по правам человека в г. Москве Татьяна Потяева.
Как ранее писала «АГ», 17 сентября 2019 г. адвокат Дагир Хасавов был задержан в Лефортовском районном суде г. Москвы прямо перед началом рассмотрения уголовного дела, в рамках которого Дагир Хасавов выступал в качестве защитника экс-министра экономики и территориального развития Республики Дагестан Раюдина Юсуфова в совершении преступления, предусмотренного ч. 4 ст. 160 УК.
Сразу после задержания Дагиру Хасавову было предъявлено обвинение по ч. 1 ст. 294 и ч. 4 ст. 309 УК. По информации СКР, адвокату вменяется воспрепятствование осуществлению правосудия путем принуждения потерпевшего к даче ложных показаний, соединенного с шантажом и совершенного организованной группой.
18 сентября 2019 г. Басманный районный суд г. Москвы удовлетворил ходатайство следователя об избрании Дагиру Хасавову меры пресечения в виде заключения под стражу сроком до 16 ноября.
В своем письме Андрей Бабушкин указал на существенные нарушения, которые, по его мнению, были совершены при расследовании уголовного дела против Дагира Хасавова. В частности, член СПЧ указывает на тот факт, что судебные заседания без наличия законных оснований проводятся в закрытом режиме. Андрей Бабушкин обратил особое внимание на тот факт, что в Басманный районный суд г. Москвы адвоката доставили «под конвоем ФСБ, в наручниках, лицом вниз, в позе, известной, как “корпус 90”, как обычно ведут осужденных к пожизненному лишению свободы <…>, обвиняемых в насильственных преступлениях».
Правозащитник отметил, что Дагир Хасавов впервые привлечен к уголовной ответственности. При этом адвокат не признает свою вину и считает, что возбуждение против него уголовного дело – это попытка запугать его и других защитников по делу дагестанских чиновников.
«Представители адвокатского сообщества, массово вступающие в дело в качестве защитников, считают, что уголовное преследование и такое показательное отношение к Дагиру Хасавову – не только нарушение его прав, но и публичное унижение профессии адвоката», – подчеркнул Андрей Бабушкин. Как полагает член СПЧ, есть все основания считать, что Дагир Хасавов не совершал вменяемые ему преступления. «Его привлечение к уголовной ответственности – это вызов не только адвокатскому, но и в целом правозащитному сообществу», – указал Андрей Бабушкин.
Член СПЧ отметил, что избранная Дагиру Хасавову мера пресечения – это напоминание всем правозащитникам и адвокатам о нежелании судебной власти соблюдать состязательность в рамках рассмотрения судами уголовных дел, а также о «зависимости последних от правоохранительной системы». Андрей Бабушкин назвал содержание под стражей «методом запугивания» лиц, осуществляющих защиту в ходе расследования и рассмотрения уголовных дел.
Подводя итог, он подчеркнул, что такое обращение с защитником говорит о желании правоохранителей и судов добиться от адвокатского сообщества «максимальной покорности и послушности». Дело Дагира Хасавова, по мнению Андрея Бабушкина, ставит под сомнение способность государства обеспечить право каждого на защиту и квалифицированную юридическую помощь. Член СПЧ считает, что необходимо проверить обоснованность привлечения адвоката к уголовной ответственности.
Андрей Бабушкин завершил свое письмо просьбой к Московскому городскому суду, прокурору и Уполномоченному по правам человека г. Москвы поддержать требование защиты Дагира Хасавова об избрании ему иной меры пресечения. Кроме того, он отметил, что «каждый час поступают новые обращения адвокатов в защиту своего коллеги». В тексте письма он привел имена 44 адвокатов, которые уже подписали обращение.
Защитник Дагира Хасавова Нариман Аджиев указал, что не имеет отношения к обращениям адвокатов в СПЧ. По его словам, избранная его доверителю мера пресечения в настоящий момент обжалуется. Нариман Аджиев также сообщил «АГ», что 20 сентября в ФПА и АП г. Москвы были поданы жалобы о нарушении прав его доверителя.
Вице-президент ФПА, председатель Комиссии Совета ФПА РФ по защите прав адвокатов Генри Резник назвал «отвратительной картиной» обращение с Дагиром Хасавовым в ходе судебного процесса об избрании ему меры пресечения. «Адвоката заковали в наручники по обвинению в ненасильственном преступлении, завели его в зал судебного заседания так, как заводят опасных преступников. Этот устрашающий эффект наводит на мысль, что уголовное преследование Дагира Хасавова не столь прочно и потребно сломить его волю к защите», – полагает Генри Резник.
В пресс-службе АП г. Москвы «АГ» подтвердили получение обращения защитника Дагира Хасавова и сообщили, что оно рассматривается Комиссией Совета АП г. Москвы по защите прав адвокатов. В настоящее время установлен контакт и проводятся консультации с защитником адвоката, в ходе которых будут определены возможные направления и меры по оказанию помощи Дагиру Хасавову.