Как стало известно «АГ», 29 августа АП Московской области уведомила Главное следственное управление МВД России по МО о недопустимости допроса адвоката Валентины Ященко в качестве свидетеля по уголовному делу ее подзащитной после отвода.
Как ранее сообщала «АГ», в производстве СО МВД России по городскому округу Истра находилось уголовное дело в отношении нескольких лиц, включая Ю.Я., которую защищает Валентина Ященко, о совершении преступлений, предусмотренных ч. 4 ст. 160 и ч. 4 ст. 159 УК РФ, по факту присвоения и хищения денежных средств путем обмана у АО «Сокол». 16 июня 2022 г. следствие провело обыск в жилище Валентины Ященко вопреки ее ссылкам на статус спецсубъекта. В этот же день следователь попыталась допросить адвоката в качестве свидетеля, а затем отказала ей в участии в деле в качестве защитника Ю.Я., которая является сестрой адвоката. Эти нарушения впоследствии удалось оспорить в суде апелляционной инстанции.
В ходе следствия по делу, по утверждениям Валентины Ященко, допускались иные нарушения прав защитника и ее доверителя со стороны различных правоохранительных органов, включая городского прокурора, а также судей Истринского горсуда, которые были выявлены прокуратурой Московской области и вышестоящими судебными инстанциями.
С февраля 2023 г. уголовное дело находится в производстве ГСУ ГУ МВД России по Московской области, однако защите, как ранее сообщала Валентина Ященко в своем обращении в адвокатскую палату, поступали высказывания следствия о том, что «подзащитные обязательно будут осуждены», что «обвиняемые и их защитники подлежат расстрелу», что «никакие жалобы не читались и не будут читаться, если они содержат объем информации, умещающейся на 2 (два) и более листа». Защитник также ранее сообщала о том, что следствие, вопреки требованиям УПК РФ, уничтожает важнейшие доказательства по делу и отказывает в приобщении доказательств по делу.
28 августа следователь второго отдела СЧ ГСУ ГУ МВД России по Московской области В. вновь отвел Валентину Ященко от участия в уголовном деле и попытался вручить повестку о явке на допрос в качестве свидетеля. При этом, как рассказала «АГ» защитник, постановление следователя об ее отводе было уничтожено другой ее подзащитной Е., которая разорвала документ.
Адвокат обжаловала постановление об отводе в порядке ст. 124 и 125 УПК РФ в прокуратуру и суд. В жалобах Валентина Ященко указала, что постановление было уничтожено на ее глазах и она не имеет возможности ознакомиться с ним. Она подчеркнула, что адвокат не вправе отказаться от принятой на себя защиты подозреваемого, обвиняемого согласно ч. 7 ст. 49 УПК. Также она добавила, что фактически ее допрос не состоялся, несмотря на отраженные в составленном следователем протоколе сведения.
Валентина Ященко также сообщила о вызове на допрос в качестве свидетеля в АП Московской области. «Защитник не может являться свидетелем по уголовному делу, поскольку в соответствии с ч. 3 ст. 56 УПК РФ не подлежит допросу в качестве свидетеля адвокат, защитник – об обстоятельствах, ставших ему известными в связи с обращением к нему за юридической помощью или в связи с ее оказанием», – подчеркивалось в обращении в палату.
АП МО незамедлительно отреагировала на ситуацию. 29 августа президент палаты Алексей Галоганов направил на имя начальника ГСУ МВД по МО письмо (имеется у «АГ»), в котором со ссылкой на положения Закона об адвокатуре и Определение КС РФ от 11 апреля 863-О указал на то, что адвокат вправе давать показания в качестве свидетеля по обстоятельствам, ставшим известными ему в связи с исполнением профессиональных обязанностей, только при наличии письменного согласия доверителя, совершенного в присутствии адвоката, либо при наличии судебного решения. В остальных случаях адвокат обязан отказаться от дачи показаний. В связи с этим адвокату было настоятельно рекомендовано воздержаться от явки на допрос, направив письменное обращение правоохранителям с разъяснением причин неявки.
Кроме того, Валентина Ященко обратилась с жалобой (есть у «АГ») к федеральному омбудсмену Татьяне Москальковой. В этом документе, в частности, адвокат сообщила о попытке следствия довести Ю.Я. до самоубийства. Кроме того, она указала на наличие у ее подзащитной телесных повреждений, которые, по ее мнению, подтверждают применение пыток.
Также защитник сообщила «АГ», что Ю.Я. содержится в СИЗО-10 УФСИН России по Московской области с осужденными, что недопустимо по правилам внутреннего распорядка, а также что она лишена всех личных вещей, предметов первой необходимости, медицинской помощи.
Валентина Ященко добавила, что правоохранители не только нарушают нормы права, но и нормы морали, так как не дают ей и ее сестре вместе проводить в «последний путь» их недавно умершую мать.
Адвокат АП г. Москвы Михаил Лябах, также защищающий Ю.Я., в комментарии «АГ» отметил, что в этом деле защита столкнулась с вопиющими нарушениями прав не только самой обвиняемой, но и посягательством на представителей адвокатского сообщества, что выразилось в проведении незаконного обыска у Валентины Ященко и незаконном отстранении ее от защиты. «Судебная власть признала действия следственных органов незаконными, однако следствие не сделало выводов из судебных актов, сотрудники следствия к ответственности привлечены не были. В результате чего мы имеем очередное нарушение прав защиты и факт воспрепятствования ее законной деятельности. Призываю членов адвокатского сообщества поддержать нашу коллегу», – подчеркнул он.