×

АП Санкт-Петербурга подготовила заключение на обыск, после которого адвоката поместили в СИЗО

Указано, что неполучение предварительного разрешения суда на производство обысков привело к нарушению норм УПК и изъятию документов, содержащих адвокатскую тайну
Фото: «Адвокатская газета»
Первый заместитель председателя Комиссии по защите профессиональных прав адвокатов АП Санкт-Петербурга Владислав Лапинский отметил, что, если бы у следователя было постановление суда, он был бы им ограничен, так как обыскивать можно только перечисленные в нем объекты. Член совета палаты Сергей Краузе, который присутствовал при обыске, рассказал, что были изъяты документы, касающиеся деятельности одного из юрлиц, несмотря на предупреждение о том, что они содержат адвокатскую тайну. Между тем адвокат подзащитного Максим Волков отметил, что в данный момент подана апелляционная жалоба на заключение адвоката под стражу.

15 октября руководитель Главного следственного управления СК РФ по Санкт-Петербургу генерал-лейтенант юстиции Александр Клаус вынес постановление о привлечении адвоката АП г. Санкт-Петербурга Алексея Карпова в качестве обвиняемого по уголовному делу по ч. 4 ст. 159 УК РФ.

Согласно постановлению (имеется в распоряжении «АГ»), не позднее 15 июля 2014 г. Алексей Карпов совместно с неустановленными лицами подыскал на должность номинального директора ООО «НПО ХимПром» М. Шубову. После этого адвокат стал фактически осуществлять финансово-хозяйственную деятельность в обществе от имени последней.

По версии следователя, в период с 24 декабря 2014 г. по 7 июля 2017 г. Алексей Карпов, действуя от имени общества, заключил договоры с ГАУ «Дирекция по управлению спортивными сооружениями». По ним организация обязалась поставить, а дирекция – оплатить химический реагент ФРГ на сумму более 107 млн руб. Но фактически компания поставила более дешевый реагент, произведенный в Финляндии и России. За выполненную работу дирекция перевела на счет организации свыше 14 млн руб.

В тот же день первый заместитель председателя Комиссии по защите профессиональных прав адвокатов АП Санкт-Петербурга Владислав Лапинский был предупрежден о планируемом производстве обысков в жилище Алексея Карпова и офисе, где он осуществлял свою деятельность.

В качестве представителя от адвокатской палаты на обыске присутствовал член ее совета, председатель Комиссии по защите профессиональных прав адвокатов Сергей Краузе, который зафиксировал допущенные нарушения. В первую очередь он указал на отсутствие постановлений суда, которыми бы разрешалось проведение обысков. Кроме того, в ходе обыска в жилище адвоката были изъяты документы, содержащие адвокатскую тайну.

Позднее в отношении Алексея Карпова была избрана мера пресечения в виде заключения под стражу.

19 октября Комиссия по защите профессиональных прав адвокатов АП Санкт-Петербурга подготовила заключение, согласно которому обыски были произведены с нарушением уголовно-процессуального закона РФ. Документ (имеется в распоряжении «АГ») направлен председателям Выборгского и Приморского районных судов Санкт-Петербурга по месту производства обысков, а также прокурору Выборгского района, руководителю ГСУ СК России по Санкт-Петербургу, самому Алексею Карпову и его защитнику Максиму Волкову.

В заключении отмечается, что в ходе расследования, задолго до возбуждения уголовного дела в отношении адвоката следствию был известен факт подозрений в отношении Алексея Карпова. Это давало следствию возможность подготовить черновики ходатайств в суд о производстве обысков, кроме того, обеспечить охрану офиса, не допуская в него третьих лиц. Также указано, что время ожидания прибытия представителя Совета АП Санкт-Петербурга к месту производства обысков могло быть использовано следствием для заявления соответствующих ходатайств, так как оно составило более 5 часов.

Кроме того, комиссия отметила, что неполучение предварительного разрешения суда на производство обысков не позволило определить ограниченный перечень предметов и документов, которые могли быть изъяты у адвоката, что является обязательным согласно ст. 450.1 УПК РФ.

В комментарии «АГ» Владислав Лапинский указал, что решение о том, будет ли комиссия обжаловать производство обыска, а также прикладывать к жалобе заключение, будет принято 26 октября по итогам обсуждения с членами комиссии.

Также Владислав Лапинский отметил, что в Постановлении № 33-П от 17 декабря 2015 г. Конституционный Суд подчеркнул, что обыск без предварительного разрешения с установленным судом конкретного перечня предметов и документов (в том числе электронных документов), которые могут быть изъяты, не допускается. А в особом мнении судья КС РФ Константин Арановский, указал, что обязательным условием проведения обыска в адвокатском образовании Конституционный Суд поставил точное наименование объектов, предназначенных к отысканию (изъятию), которые должны быть указаны именно в судебном постановлении. Как подчеркнул Константин Арановский, это значит, что законный обыск в адвокатских образованиях возможен лишь с предварительным судебным контролем, а без разрешения суда его нельзя провести даже в тех исключительных случаях, когда его производство, по мнению следствия, не терпит отлагательства (ч. 5 ст. 165 УПК РФ).

Комментируя ситуацию «АГ», Сергей Краузе отметил, что изъяты были договоры и доверенности, касающиеся деятельности одного из юридических лиц. При этом Алексей Карпов говорил следователю, что документы относятся к предмету поручения по делам его доверителя.

Сергей Краузе также рассказал, что во время обыска в офисе у адвоката нашли распечатку памятки адвокату при проведении у него обыска, вызове его на допрос, проведении в отношении него оперативно-розыскных мероприятий (авторы В.В. Лапинский, Ю.Н. Хапалюк). «Оперативных сотрудников и следователя очень это заинтересовало, они внимательно осмотрели распечатку. Сложилось впечатление, что памятку даже могут оценить как подтверждение подготовки Карпова к противоправным действиям. В итоге изымать не стали после моей шутки о том, что это будет первый в России подобный случай, который может стать широко известным», – отметил Сергей Краузе.

Адвокат АП Санкт-Петербурга Максим Волков, защищающий Алексея Карпова, сообщил, что не может прокомментировать ситуацию, так как дал подписку о неразглашении данных предварительного следствия, однако отметил, что считает обвинение необоснованным и надуманным. Он добавил, что в данный момент подана апелляционная жалоба на заключение адвоката в СИЗО в Санкт-Петербургский городской суд.

Рассказать:
Яндекс.Метрика