7 ноября Конституционный Суд РФ рассмотрит дело о проверке конституционности ряда положений Гражданского, Налогового, Уголовного и Уголовно-процессуального кодексов, регулирующих правоотношения, связанные со взысканием налоговых недоимок. Дело объединяет жалобы трех граждан, с которых были взысканы налоговые недоимки организаций.
Заявители считают оспариваемые нормы неконституционными, поскольку позволяют суду по искам налоговых органов взыскивать с физических лиц, привлеченных к уголовной ответственности за совершение налоговых преступлений, вред, причиненный государству неуплатой налогов не ими, а организациями, должностными лицами которых они являлись. А также в силу неопределенности содержащегося в законодательстве понятия «вред» позволяют приравнивать сумму неуплаченных организацией налогов к вреду, причиненному физическим лицом.
Так, по решению суда с одной из заявителей – пенсионерки Галины Ахмадеевой, которая как индивидуальный предприниматель предоставляла обществу бухгалтерские услуги, – по иску налогового органа был взыскан ущерб, причиненный при совершении налогового преступления, в размере 2,7 млн рублей. При этом уголовное дело в отношении нее было прекращено по амнистии.
По результатам выездной налоговой проверки фирмы, бухгалтером которой являлась Галина Ахмадеева, была установлена неуплата налогов. Общество было привлечено к ответственности по п. 1 ст. 122 НК РФ, т.е. за совершение налогового правонарушения неумышленно – выяснилось, что неуплата налогов произошла из-за ошибки бухгалтера.
10 месяцев спустя в отношении Галины Ахмадеевой было возбуждено уголовное дело по ч. 1 ст. 199 УК РФ, однако оно с согласия обвиняемой было прекращено по амнистии, т.е. по нереабилитирующим обстоятельствам.
После этого по гражданскому иску налоговой о возмещении ущерба, причиненного преступлением, с Галины Ахмадеевой была взыскана сумма недоимки по налогам, числящейся за обществом, которому она оказывала бухгалтерские услуги. Три судебные инстанции поддержали позицию налогового органа, обязав ее выплатить налоги, подлежащие уплате юридическим лицом.
В жалобе Галины Ахмадеевой подчеркивается, что вопрос конституционности оспариваемых норм затрагивает права многих граждан России. Указано, что в судебной практике получили широкое распространение случаи взыскания с физических лиц в пользу налоговых органов денежных средств в виде возмещения ущерба, причиненного налоговыми преступлениями «вне зависимости от наличия приговора суда по уголовному делу и вне зависимости от факта погашения суммы налоговой задолженности организацией, допустившей неуплату налогов, а также факта реализации налоговым органом предусмотренного НК РФ механизма взыскания с налогоплательщика – юридического лица суммы недоимки».
В жалобе подчеркивается, что применение обжалуемых норм с учетом смысла, придаваемого правоприменительной практикой, «существенно подрывает основы гражданского правопорядка по созданию и функционированию юридических лиц», так как при неуплате налогов позволяет незаконно возлагать ответственность за их действия на физических лиц, не уполномоченных выступать от их имени, не определяющих их действия и не являющихся аффилированными с ними лицами.
Также в жалобе указано, что в ситуации, когда уголовное дело в отношении лица было прекращено на стадии досудебного производства, установление в рамках гражданского судопроизводства наличия в его действиях признаков состава преступления, предусмотренного уголовным законодательством РФ, на основании данных предварительного расследования не согласуется с конституционным требованием обеспечения прав, вытекающих из презумпции невиновности.
Комментируя дело, представитель Галины Ахмадеевой в Конституционном Суде – адвокат Дмитрий Шубин указал, что абсурдность ситуации со взысканием чужих налогов с физического лица заключается в том, что при взыскании налоговые органы руководствуются не налоговым законодательством, а гражданским правом, поскольку впоследствии налоги организаций превращаются в гражданско-правовой ущерб, якобы причиненный бюджету физическим лицом.
По его мнению, сложившаяся практика применения процессуальных норм налогового законодательства ограничивает, а иногда и вовсе отменяет права налогоплательщиков, вводит не предусмотренные законом обязанности налогоплательщиков и права налоговых органов, существенно изменяет и игнорирует процессуальные нормы НК РФ в пользу налоговых органов.